Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

ЛАБОРАТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


В данном разделе можно найти экспериментальные, еще не «отлаженные» материалы, свежие рассуждения, раздаточный материал с новых конференций и семинаров.

Здесь будут публиковаться отчеты об экспериментальной работе, результаты тестирования учащихся экспериментальных классов, работы учеников.

В этом разделе будут появляться описания новых проектов и приглашения к сотрудничеству в рамках этих проектов. Здесь же мы будем помещать новые интересные задачи и их решения.


Следите за обновлениями сайта!
Проще всего это сделать, подписавшись на нашу ежемесячную Рассылку.

Главная /
Практикум

Виктория Беркова

Проводим уже третий раз креатив-бой, состав участников снова на 50% новый. Учащиеся узнают о креатив-боях, проводимых в школе, от друзей и одноклассников. В силу занятости детей, занимающихся в школе НИШ полный день, им редко удаётся найти время на клуб любителей ТРИЗ. Но, есть те, которые не пропускают ни одину игру, ни одно занятие по развитию изобретательских навыков.  Подробнее

[21.12.2015]


Вячеслав Ефремов

9-27 ноября 2015 года в Пензе состоялись Курсы ТРИЗ с целью подготовки тьюторов общероссийского пилотного проекта «Школа ТРИЗ-педагогики. Школа креативного мышления» (концепция Лаборатории «Образование для Новой Эры», науч. рук. А.В. Маркова, к.п.н., директор ЦРР НОО).  Подробнее

[10.12.2015]


Александр Кавтрев

За отчетный период сотрудники лаборатории «Образование для Новой Эры» разработали курс по ТРИЗ для школьников «Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления» г. Астаны. Данный курс преподавался дистанционно с 10 сентября по 26 ноября 2015 г. Преподаватели А. А. Гин и А. Ф. Кавтрев провели 10 занятий. После проведения очередного занятия они публиковали задания для самостоятельной работы учащихсяв специально созданной группе в фэйсбуке. Преподаватели комментировали ответы учащихся и поддерживали дискуссии по обсуждению предложенными школьниками решений открытых задач.  Подробнее

[10.12.2015]


Александр Кавтрев

18 ноября ведущий научный сотрудник лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев провел видео конференцию на портале «ЗАВУЧ.инфо». Тема конференции: «ТРИЗ-педагогика для реализации ФГОС или как сделать уроки интересными и продуктивными».  Подробнее

[07.12.2015]


В одиннадцатый раз в Школе «ЭйдоС» состоялась ежегодная международная научно-практическая конференция «Инновационные педагогические техники» и Фестиваль по TRIZ-педагогике, эйдетике и другим образовательным технологиям «Школа по-новому», уникальность которых состоит в участии всемирно известных Мастеров, которые являются авторами собственных инновационных разработок и экспертов в образовании.  Подробнее

[19.11.2015]


(с) Бахытгуль Жаксылыкова

«Приемы педагогической техники как набор инструментов современного учителя»

В целях повышения квалификации педагогических работников Назарбаев Интеллектуальных школ с 27 по 29 октября на базе Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Актау был организован курс «Приемы педагогической техники как набор инструментов современного учителя». Курс проводил мастер теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ, руководитель Лаборатории «Образование для Новой Эры» Анатолий Александрович Гин.  Подробнее

[09.11.2015]


Александр Кавтрев

С 14 июля по 23 августа ведущий научный сотрудник лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев провел в Болгарии (г. Святой Влас) занятия по ТРИЗ для российских школьников. Были организованы три возрастные группы: дошкольники, младшие школьники, старшие школьники и студенты. Продолжительность занятий для каждой группы составляла 3 недели.  Подробнее

[15.09.2015]


Анатолий Гин

21-23 мая в Астане, в школе с физико-математическим направлением проекта «Назарбаев. Интеллектуальные школы», прошёл трёхдневный семинар-погружение для учащихся 15-16 лет по программе, построенной на модулях учебного курса «Учусь мыслить смело!». Цели семинара  — развитие креативных навыков, системного подхода к решению открытых, нестандартных задач с различным предметным содержанием.  Подробнее

[26.05.2015]


Александр Кавтрев

Ведущий научный сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев разработал программу занятий с посещением музеев науки и техники для школьников 2-10 классов и их родителей.  Подробнее

[20.04.2015]


Данный урок был разработан на основе материалов семинара, проведенного Александром Федоровичем Кавтревым в Пензе в ноябре 2014 г.

Педагог: Афтаева Елена Константиновна

Место работы, должность: МБОУ СОШ № 36 г. Пензы, учитель

В течение урока учащиеся 7 класса учились задавать вопросы на основе материалапо биологии: «Многообразие пресмыкающихся».  Подробнее

[10.04.2015]


Марк Баркан

2-3 марта 2015 года Марк Баркан провел семинар «Школа Креатривного Мышления» для учителей Еврейской Школы, а вечером 2-го  — 2-х часовую беседу с родителями.  Подробнее

[07.04.2015]


Уважаемые коллеги!

В 21-22.03.2015 в 15-й раз состоится межрегиональный Интернет-конкурс по информатике, системному анализу и ТРИЗ для школьников I-XI классов и студентов I-IV курсов «ТРИЗформашка-2015» (младшеклассники периодически «бьют» студентов).

География конкурса  — от Владивостока до Риги.

Конкурс направлен на развитие творческого мышления учащихся.  Подробнее

[23.02.2015]


Виктория Беркова

(Эссе из учительской практики)

Учительское утро. Начало рабочего дня. Первого урока нет  — смотрим, что там «накапало» в почте. Ага  — вот ссылка на статью про открытые социальные задачи. Самое время пробежаться глазами… Начинаю, и проваливаюсь в текст. Остальное на время забывается.Тут, как на зло, столько интересных задачек, а в голове тревожная мысль  — скоро урок, а материал  — скучнее некуда: «Запросы на SQL. Связь формы веб-страницы и базы данных». Что бы такое придумать?  Подробнее

[30.01.2015]


Елена Грединарова

По приглашению Наталии Чуприны, члена Общественного совета при Министерстве образования и науки Украины, представители Украинской Ассоциации ТРИЗ Грединаровы Елена и Игорь провели Креатив-бой в Киеве. Игра проходила в Киевском университете им. Б. Гринченко. Участниками игры стали: Печерская гимназия № 75 г. Киева, Технологический лицей «ОРТ» г. Киева, Специализированная школа №80 Печерского района г. Киева, студенты 1 кура Киевского Политехнического Института.  Подробнее

[09.12.2014]


Сергей Гуржий

отчет о частичке лета в детском лагере«Премьера». Анапа, июль 2014 года  Подробнее

[26.11.2014]


Анатолий Гин

Наверняка вам тоже приходилось сталкиваться со взрослыми неглупыми людьми, иногда даже хорошими специалистами, мозг которых «закрыт» для противоречий. Мне приходилось, и нередко. Есть учёные степени, экспертные знания, должности  — но мозг «не летает», и всё тут, как не пинай!

С детьми в этом случае проще. Раньше сядешь  — раньше выйдешь. Я имею в виду раньше сядешь с ними за общий стол с нашими методами ТРИЗ-педагогики  — раньше выйдешь на приличные результаты мышления.  Подробнее

[22.11.2014]


Анатолий Гин

Забегая вперед: Казахстан по моему мнению явный лидер среди постсоветских стран в направлении развития образования.

У них есть довольно внятная образовательная политика, есть политическая воля и ресурсы для её воплощения.

Я был приглашён на VI Международную конференцию, которую проводит АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Конференция проведена на высоком организационном уровне. Доклады на трёх языках с синхронным переводом: казахский, русский, английский. Много профессуры, исследователей из Кембриджа, а также из США, Европейский стран  — всего представители 15 стран.  Подробнее

[06.11.2014]


13-16 октября 2014 г. в г. Калининграде прошел авторский семинар Гин С. И. для учителей начальных классов «Метапредметное обучение в условиях ФГОС НОО: развитие творческих способностей младших школьников». Организатор семинара — Институт свободного развития, количество слушателей  — 70. В программе семинара были 4 открытых урока.  Подробнее

[04.11.2014]


Елена Грединарова

18 октября состоялась первая Всеукраинская on-line олимпиада по математике. 10 представителей 4-11 классов Школы «ЭйдоС», как и ученики из других городов Украины, в 10:00 приступили к выполнению своих заданий. Комиссия из 3 педагогов следила за правильностью проведения олимпиады.  Подробнее

[28.10.2014]


Нам пишут, и это приятно. Пишите вы, педагоги. Иногда мы получаем отзывы о нашей работе  — и это вдвойне приятно. С разрешения автора письма, Анны Сергеевны из Новосибирска, публикуем его на сайте.  Подробнее

[08.10.2014]


В начале июня 2014 года в гимназии №10 г. Новосибирска состоялись пробные занятия по ТРИЗ для учеников 3 класса. Занятия провела сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры» Паклина Е.П. Тема занятий: «Развитие творческих способностей младших школьников»  Подробнее

[29.09.2014]


19 сентября 2014 года в конференц-зале Алтайской государственной педакадемии состоялся установочный научно-практический семинар «Технологии развития познавательных процессов: мнемотехники и ТРИЗ-педагогика». В семинаре участвовали учителя и педагоги общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, преподаватели средних специальных и высших учебных заведений, руководители образовательных учреждений, научные работники, студенты, магистранты, аспиранты (72 участника).  Подробнее

[22.09.2014]


Ведущий научный сотрудник лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев при поддержке «Международной Школы Практической Педагогики» провел 6 и 7 сентября два вебинара (всего 7 уч. часов) для родителей на тему «Как «домашними средствами» пристрастить детей к решению открытых задач».  Подробнее

[18.09.2014]


8  — 14 сентября Анатолий Гин провёл в Токио по приглашению японского ТРИЗ-сообщества. Сначала был проведён 4-х часовый семинар для практикующих японских ТРИЗ-специалистов. В семинаре участвовали 23 представителя промышленных корпораций Сони, Тошиба, Никон, Ниссан, Тойота и др. Один из них также начал проводить занятия с детьми в лицее при корпорации. Переводил один из старейших тризовцев Японии Куросава-сан. Семинар на русском языке закончился аплодисментами и благодарностями.  Подробнее

[15.09.2014]


Комментарии к плакатам

С 2011 года мы разрабатываем учебный курс для детей «Учись мыслить смело!» Курс состоит из отдельных модулей. Есть модули, посвящённые умению детей работать с информацией. Есть специальные модули для развития критического мышления, формирования навыков защиты от манипулирования. Центральное место занимают модули развития креативности, умения мыслить нестандартно.  Подробнее

[27.08.2014]


С 21 июня по 23 июля ведущий научный сотрудник лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев проводил в Болгарии (г. Святой Влас) курсы по ТРИЗ для школьников. Было проведено 20 занятий (по 2 уч. часа) для старшей группы (6-10 класс): «Основы ТРИЗ и элементы курса «Учись мыслить смело», и 20 занятий для младшей группы (2-5 класс): «Решение задач-изобреталок от кота Потряскина и детективных задач».  Подробнее

[20.08.2014]


С 2011 года мы разрабатываем учебный курс для детей «Учись мыслить смело!» Курс состоит из отдельных модулей. Есть модули, посвящённые умению детей работать с информацией. Есть специальные модули для развития критического мышления, формирования навыков защиты от манипулирования. Центральное место занимают модули развития креативности, умения мыслить нестандартно.  Подробнее

[10.08.2014]


С 2011 года мы разрабатываем учебный курс для детей «Учись мыслить смело!» Курс состоит из отдельных модулей. Есть модули, посвящённые умению детей работать с информацией. Есть специальные модули для развития критического мышления, формирования навыков защиты от манипулирования. Центральное место занимают модули развития креативности, умения мыслить нестандартно.  Подробнее

[07.07.2014]


Анатолий Гин

Анатолий Гин провёл в г. Астана учебный семинар по теме «Инструменты развития навыков креативного мышления детей» в период с 26 по 31 мая 2014 г. Семинар организован Автономной Организацией Образования «Назарбаев Интеллектуальные Школы».  Подробнее

[09.06.2014]


Самые захватывающие задачи — это те, которые возникли в том месте и времени, где ты сейчас находишься.

Самые запоминающиеся задачи  — это те, в которых ты принимал непосредственное участие  — случаи из твоей жизни.

Самые интересные задачи  — это те, решение которых может быть воплощено в жизнь на твоих глазах. И это может быть ТВОЁ решение!!! И именно твоё решение может развеять миф о нерешаемости данной проблемы!  Подробнее

[19.05.2014]


Александр Кавтрев

18 апреля ведущий научный сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев провел в центре технического творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга (http://cttit.ru/) креатив-бой «Полет на Марс».  Подробнее

[15.05.2014]


Александр Кавтрев

21 апреля ведущий научный сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев провел в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения 4-х часовой семинар для преподавателей экономических вузов. Тема семинара: «Использование методов ТРИЗ-педагогики для активизации учебного процесса». Семинар прошел в рамках недельного курса повышения квалификации «Мастерство преподавателя», который был организован компанией «Решение: учебное видео».  Подробнее

[04.05.2014]


Александр Кавтрев

Формирование метапредметных образовательных результатов средствами ТРИЗ-педагогики

Автор курса: Александр Фёдорович Кавтрев  — кандидат физ.-мат. наук, изобретатель, методист-преподаватель Центра Информационной Культуры (Санкт-Петербург), ведущий научный сотрудник международной Лаборатории «Образование для Новой Эры» http://www.trizway.com/.

Курс разработан совместно с руководителем лаборатории «Образование для Новой Эры» А. А. Гином.

Цель курса: внедрение в образовательный процесс методов ТРИЗ-педагогики, которые позволяют сформировать у учащихся метапредметные понятия и универсальные учебные действия.  Подробнее

[14.04.2014]


В школе №36 г. Пензы с 25 по 29 ноября прошла неделя «Креатив-боёв». В соревнованиях приняли участие школьники 3-8 классов, а также их родители и учителя. Было проведено 10 «креатив-боёв», а также конкурсы: «Рисуем открытую задачу» и «Самое красивое решение открытой задачи». По мнению учащихся и учителей соревнования прошли очень интересно и весело. В отчете приведены примеры открытых задач, а также фрагменты отзывов школьников и учителей.  Подробнее

[11.03.2014]


20-21 февраля педагогов Бауманского лицея г. Йошкар-Олы состоялся 2-х дневный семинар по тематике инноваций в технологии и содержании обучения.  Подробнее

[23.02.2014]


Сергей Гуржий

(исповедь начинающего ТРИЗ-педагога)

Второй раз приглашен в этот класс. Последний урок. Классного руководителя с нами нет. Зато есть «трудовик», которому ребята предложили также поучаствовать в процессе, на что получили вполне доходчивый и внятный ответ: «Я лучше в очереди третьим за пивом буду стоять, чем решать какие-то задачки»… Всегда умилялся остроумию и смекалке этих замечательных учителей жизни  — это же ходячие энциклопедии афоризмов, и откуда они такие берутся?  Подробнее

[08.02.2014]


8-10 января в Запорожье (Украина) по инициативе учредителей частной школы «Эйдос» Елены и Игоря Грединаровых прошёлсеминар для педагогов «Введение в проект «Школа креативного мышления». Провели семинар Анатолий Гин и Евгения Гин.  Подробнее

[16.01.2014]


Анатолий Гин

В ноябре 2013 года в Малайзии были проведены шесть 3-дневных семинаров 1-го уровня проекта «Школа креативного мышления». Основное содержание семинаров  — методы, приемы, упражнения по развитию креативных навыков; открытые задачи в учебном процессе.  Подробнее

[05.12.2013]


Елена Паклина

7 и 8 ноября 2013 г. в молодёжном Новосибирском центре «Спутник» состоялся семинар по ТРИЗ. В нем приняли участие 22 ученика и взрослые специалисты центра. «Семинаристы» учились распознавать и преодолевать психологическую инерцию. Особый интерес и удовольствие вызвало решение открытых задач.  Подробнее

[14.11.2013]


Сергей Гуржий

Опыт проведения креатив-боя на классном часу в восьмых классах.  Подробнее

[12.11.2013]


23 октября в школе «Эйдос» (г.Запорожье, Украина) впервые была проведена интеллектуальная игра «Креатив-бой» по методике Анатолия Гина и Александра Кавтрева. Игра проводилась в соответствии с рекомендациями, приведёнными в одноименном методическом пособии.

В первой игре участвовало 5 команд, в каждой по 7 участников разного возраста. Дети не знали заранее, с кем в команде они будут работать, позже ребята выделили этот фактор как положительный.  Подробнее

[27.10.2013]


Письмо о креатив-бое из г. Шахтинска (Казахстан)

Вас приветствует город Шахтинск Карагандинской области. Высылаю вам статью о проведенном «Креатив-бое» между студентами и преподавателями нашего колледжа. Очень рада сотрудничеству. Жду новых идей и материалов. Спасибо вам за интересные идеи.

С уважением, Мария Юрьевна Маслова, Шахтинский технологический колледж.  Подробнее

[20.10.2013]


Александр Кавтрев

С 25 по 30 сентября 2013 г. по приглашению правительства Хабаровского края ведущий научный сотрудник Лаборатории Александр Кавтрев провел два очередных трехдневных семинара-тренинга «Развитие креативного мышления средствами ТРИЗ-педагогики» (24 ч.). Среди участников семинара были преподаватели колледжей, учителя школ, а также психологи и воспитатели школы 8-го типа и интерната для слабослышащих (всего 70 чел.).

По мнению организаторов и участников семинаров разработки лаборатории «Образование для Новой Эры» необходимо внедрять во все учебные заведения Хабаровского края.  Подробнее

[20.10.2013]


Данная инструкция для тех, кто хочет в дальнейшем принимать участие в вебинарах Лаборатории «Образование для Новой Эры».  Подробнее

[30.09.2013]


24-29 июня 2013г. на территории культурно-образовательного туристического центра «Этномир», что в Калужской области, проходил фестиваль педагогических технологий. Талантливые люди в количестве 21 человек: учителя, педагоги дополнительного образования и просто родители  — шесть дней обучались тому, как лучше, качественнее, результативнее обучать и воспитывать детей. И в первую очередь  — как лучше, качественнее и результативнее обучать и воспитывать себя.  Подробнее

[10.07.2013]


Иногда Вы даёте детям на уроке задание, которое нужно выполнить за определенное время. Например: письменный опрос на 7 минут; 2 минуты на размышление или 5 минут на решение задачи; 20 минут на проведение эксперимента и т.п.

Для отсчёта времени Вы можете бесплатно скачать «Песочные часы» на сайте Лаборатории.  Подробнее

[19.06.2013]


Александр Кавтрев

С 28 по 30 марта 2013 г. по приглашению учебно-методического центра г. Караганда ведущий научный сотрудник Лаборатории Александр Кавтрев провел три 8-часовых семинара-тренинга «Как сделать учебный предмет более интересным и мотивирующим?». Семинар был организован в три потока: на первом потоке присутствовали учителя сельских школ, на втором  — преподаватели колледжей, а на третьем  — городские учителя (общее количество слушателей  — 96).

Программа семинара  — здесь .  Подробнее

[14.04.2013]


С 27 по 29 марта 2013 г. по приглашению новосибирских коллег ведущий сотрудник Лаборатории Светлана Гин провела 24-часовой семинар-тренинг «Развитие творческих способностей младших школьников» для учителей начальных классов г. Новосибирска и Новосибирской области (количество слушателей  — 36).  Подробнее

[02.04.2013]


Александр Кавтрев

25 марта ведущий научный сотрудник лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев провел два «креатив-боя»: «ЛЕТИМ НА МАРС!». В «боях» приняли участие около 50 учащихся 7-9 классов. Сюжеты предложенных заданий были связаны с космической тематикой.  Подробнее

[29.03.2013]


Александр Кавтрев

26 марта ведущий научный сотрудник лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев провел мастер-класс для педагогов: Креатив-бой, как его провести.  Подробнее

[29.03.2013]


11 марта впервые в сельской школе посёлка Агролес Искитимского района Новосибирской области в 7 классе был проведён креатив-бой. Непривычным для учеников было всё: незнакомый формат занятия, метод мозгового штурма и, конечно же, открытые задачи. Это был первый опыт проведения креатив-боя их учителя информатики Паклиной Елены Петровны.  Подробнее

[15.03.2013]


В период с 18 февраля по 1 марта Анатолий Гин провёл серию ознакомительных семинаров по проекту «Школа креативного мышления» в Хабаровском крае, в том числе в Советской Гавани, Ванино, Амурске, Комсомольске-на Амуре, Хабаровске и др.  Подробнее

[07.03.2013]


Креатив-бой  — интеллектуальное командное соревнование  — между командами 7 и 8 классов

Хасаншина Н.З.
МБОУ гимназия №11
г.Королёв МО

14 февраля 2013 в гимназии №11 г.Королёв прошёл креатив-бой между командами 7а, 7б и 8а классами.

Каждый класс представил команду  — не более 5 человек.  Подробнее

[05.03.2013]


14 февраля 2013 года было отмечено сразу двумя праздниками  — «Днем Святого Валентина» и «Днем креативного мышления». Мальгина Светлана Юрьевна, руководитель структурного подразделения по УМР ГАОУ СПО Технологического колледжа № 28, вместе с коллегами организовала и провела «Кулинарный креатив-бой».  Подробнее

[22.02.2013]


В субботу 02.03.2013 в 13-й раз состоится межрегиональный Интернет-конкурс по информатике, системному анализу и ТРИЗ для школьников I-XI классов и студентов I курсов «ТРИЗформашка-2013».
Конкурс направлен на развитие творческого мышления учащихся.
География конкурса  —от Владивостока до Новгорода Великого.
Среднее число участников  —120-150 команд.  Подробнее

[06.02.2013]


23 -24 января 2013 года в Казани более 150 молодых учителей из Татарстана прошли обучение у Анатолия Гина. Основным содержанием семинара были приемы педагогической техники для педагогической практики и знакомство с приёмами и методами развития креативного мышления на основе решения открытых задач.  Подробнее

[27.01.2013]


Конференция MyTRIZ в ноябре 2012 года была проведена корпорацией INTEL для стран ЮГО-Восточной Азии. Конференция была посвящена применениям ТРИЗ в производстве и обучении. Вы можете скачать отчёт организаторов конференции с иллюстрациями на английском языке.  Подробнее

[19.01.2013]


В период с 12 по 21 декабря в Хабаровске по инициативе Дальневосточного агентства содействия инновациям Анатолий Гин провёл несколько мероприятий, в том числе 2 семинара: для учителей начальной школы и основной школы.

В рамках семинара для начальной школы проведён открытый урок по теме «Озеро», на котором продемонстрирована методика проблемного диалога с детьми на основе открытой задачи.

Намечено продолжение в 2013 году системной работы в Хабаровском Крае по проекту «Школа креативного мышления».  Подробнее

[30.12.2012]


14-16 декабря 2012 года в г. Новосибирске состоялся семинар Гин С. И. «Развитие творческих способностей младших школьников» для учителей начальных классов и других специальностей (присутствовали 32 чел.)  Подробнее

[30.12.2012]


6-9 ноября в Пенанге, Малайзия, при поддержке компании Интел и Правительства Малайзии, прошла конференция MyTRIZ, посвящённая применению ТРИЗ для решения нестандартных задач. С пленарными докладами выступили Dr. Ikovenko (США, Массачусетский технологический университет), Dr. Barkan (США), Dr. Nakagava (Япония), Dr. Song (Корея), Dr. Asokan (Индия) и Анатолий Гин.  Подробнее

[16.12.2012]


Вячеслав Ефремов

Автор рассказывает об опыте ведения кружка по ТРИЗ. Материал будет особенно интересен тем, кто интересуется сочетанием теории и деятельности в обучении детей.  Подробнее

[11.12.2012]


Подписка на участие в проекте ШКМ

Уважаемые коллеги! В декабре 2012 года мы проводим подписку образовательных учреждений и педагогов на участие в проекте «Школа Креативного Мышления». Подробности  — здесь.  Подробнее

[10.12.2012]


Сергей Фаер

22-23 октября 2012 г. в Томске прошел открытый семинар-тренинг Сергея Фаера «Креативная жизнь» для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых Томского политехнического университета.  Подробнее

[27.10.2012]


Сергей Фаер

11 октября 2012 г. в Москве прошел тренинг Сергея Фаера для менеджеров сети «Кофейная Кантата». Это уже повторный семинар, который был заказан фирмой, чтобы охватить большее количество сотрудников…  Подробнее

[27.10.2012]


Александр Кавтрев

Ведущий научный сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры», канд. физ.-мат.наук Александр Федорович Кавтрев провел 27 августа мастер-класс в режиме он-лайн для педагогов города Шумерли (Чувашия). Тема вебинара: «Развитие креативного мышления учащихся методами ТРИЗ-педагогики». В рамках мастер-класса Александр Федорович рассказал педагогам о разработках Лаборатории «Образование для Новой Эры» и провел тренинг по решению открытых задач с учащимися 9-11 классов (11 учащихся).  Подробнее

[31.08.2012]


Об истории и некоторых результатах детских олимпиад по ТРИЗ в Санкт-Петербурге  Подробнее

[31.07.2012]


10 июля в детском лагере под Читой состоялось большое Креатив-шоу с участием кота Потряскина.  Подробнее

[28.07.2012]


Анатолий Гин

3-6 июля в рамках Фестиваля педагогических технологий в Этномире состоялся семинар по курсу УМС.  Подробнее

[10.07.2012]


Александр Кавтрев

С 4 по 8 июня 2012 г. Александр Кавтрев провел семинар-тренинг в школе № 97 г. Ижевска (4 группы; 60 учащихся с 1-го по 10 класс), а также 4-х часовые занятия с учителями (40 человек). Завершился семинар креатив-боем.  Подробнее

[29.06.2012]


Учитель физики из Белой Калитвы Ростовской области Сидоренко Ольга Александровна пишет...  Подробнее

[14.06.2012]


Трофименко Р.В.  Подробнее

[19.04.2012]


Если у вас появится желание организовать в своём регионе олимпиаду по решению творче-ских (открытых, изобретательских, исследовательских…) задач, вам полезно будет ознакомиться с Положением, разработанным ТРИЗ-педагогами из СПб.  Подробнее

[09.03.2012]


Анатолий Гин, Сергей Фаер

С 26 по 28 января 2012 года под Нижним Новгородом в загородном клубе «Ильдорф» прошел семинар-тренинг «ТРИЗ как инструмент креативности и системного мышления».  Подробнее

[06.02.2012]


Анатолий Гин

5-8 января 2012 года в Москве прошёл третий семинар «Основы ТРИЗ-педагогики и преподавание курса «Учись мыслить смело!».  Подробнее

[10.01.2012]


Александр Кавтрев

С 13 по 16 декабря 2011 г. ведущий сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев провел семинар-погружение для школьников и учителей многопрофильного лицея г. Муравленко (Ямало-ненецкий автономный округ). В течении 4-х дней А. Кавтрев проводил ежедневные 4-х часовые занятия со школьниками (31 человек), а также 4-х часовые занятия с учителями (25 человек).  Подробнее

[20.12.2011]


Был проведен третий блиц-конкурс «Виртуозы мышления» Корпорацией Intel («Прожект Хармони, Инк.»: Программа Intel® «Обучение для будущего»), совместно с московской «Школой мышления».  Подробнее

[20.11.2011]


Отчёт о школьном форуме «Интерра». Ключевые слова: новаторство, интеллектуальное творчество, производственные задачи, ТРИЗ.  Подробнее

[30.09.2011]


Светлана Гин

(в рамках курса «Учись мыслить смело!»)
август 2011 года.

Авторский семинар Светланы Ивановны Гин по теме «Методика развития творческих способностей младших школьников» проходил 26-26 августа 2011 г. в г. Бердск Новосибирской области (организатор семинара — Паклина Е.П., преподаватель ТРИЗ лицея-интерната № 7).  Подробнее

[28.09.2011]


Елена Паклина

Учитель информатики Елена Петровна Паклина рассказывает о своём опыте работы в рамках ТРИЗ-педагогики в лицее-интернате г. Бердска.

Здесь вы прочтёте мнение учителя о том, чем уроки ТРИЗ отличаются от других школьных уроков, посмотрите результаты тестирования детей.  Подробнее

[05.09.2011]


Анатолий Гин

 Подробнее

[27.08.2011]


Лариса Келим  Подробнее

[05.08.2011]


Анатолий Гин

Конкурс для тьюторов (педагогов-тренеров) был проведён в начале августа корпорацией Intel «Прожект Хармони, Инк.» (Программа Intel® «Обучение для будущего»), совместно с московской «Школой мышления» и Лабораторией «Образование для Новой Эры». Победители конкурса получили возможность бесплатного участия в коммерческих семинарах по курсу «Учись мыслить смело».  Подробнее

[27.07.2011]


Анатолий Гин

Конкурс был проведен с 30 мая по 3 июня 2011 г корпорацией Intel «Прожект Хармони, Инк.» (Программа Intel® «Обучение для будущего»), совместно с московской «Школой мышления».  Подробнее

[20.07.2011]


Лосева Наиля Рахимовна

Отзыв от участника первого семинара по подготовке педагогов-тренеров для ведения курса «Учись мыслить смело». Семинар прошёл в июне 2011 года в московской частной школе «Карьера». Большинство участников семинара — педагоги частных школ Москвы.  Подробнее

[25.06.2011]


Анатолий Гин

7 — 10 июня состоялся первый семинар по подготовке педагогов-тренеров для ведения курса «Учись мыслить смело» — УМС. Курс разработан коллективом Лаборатории «Образование для Новой Эры» на основе зарекомендовавших себя на практике методов нахождения новых идей, в том числе отечественной ТРИЗ. Организатор семинара — московская «Школа мышления». Большинство слушателей — педагоги школ, входящих в Ассоциацию частных школ Москвы. На семинаре также присутствовали ТРИЗ-педагоги из Читы и Бердска.  Подробнее

[12.06.2011]


Авраам Серединский

Министерство образования Франции делает поворот в сторону инноваций. Впервые одним из учебных предметов в технических лицеях становится «Созидание и технологические инновации», в котором значительное место уделено созданной в СССР ТРИЗ. Зато министерство образования РФ даже не удосужилось как-то отреагировать на письмо о возможности применения ТРИЗ как инновационной методики в российском образовании…  Подробнее

[10.06.2011]


Паклина Елена Петровна

Работа — победитель мини-конкурса по идеям наглядности для кабинета, в котором проходят занятия по ТРИЗ.  Подробнее

[29.05.2011]


Светлана Гин

В рамках курса «Учись мыслить смело» ведущий сотрудник ЛОТ «Образование для Новой эры» Светлана Ивановна Гин с 25 по 29 апреля 2011 г. провела в гимназии № 1587 г. Москвы семинары для учащихся первых-вторых классов по развитию творческих способностей и для учащихся пятых классов по развитию логического мышления.  Подробнее

[10.05.2011]


Александр Кавтрев

Отчет о семинаре-погружении с детьми 7 и 10 классов по модулю «Сделай себя сам» из курса «Учись мыслить смело».  Подробнее

[30.04.2011]


Сергей Коломиец

При обучении творчеству весьма полезным представляется преобразование известной учебной игры «Да-Нет» из традиционной устной формы в интерактивную компьютерную форму. Для начального этапа обучения можно использовать выбор одного или нескольких вопросов из предложенного списка — по аналогии с обычными заданиями в тестовой форме. На следующем этапе обучения предпочтительными представляются более сложные задания — «конструирование содержательных предложений (вопросов) из ключевых слов».  Подробнее

[16.04.2011]


Александр Камин

А.Л. Камин с 21 по 24 марта 2011 года провел семинар «Открытые задачи в преподавании физики» по приглашению Ассоциации учителей физики г. Екатеринбурга.

Участвовали 27 учителей физики.

В программу семинара входил турнирный бой среди участников — «Турнир нестареющих физиков». Еще одна особенность семинара — те же задачи предлагались ученикам 8-10 классов гимназии №9 г. Екатеринбурга.  Подробнее

[14.04.2011]


Александр Кавтрев

Александр Федорович Кавтрев провел в г. Астана (Казахстан) трехдневный семинар: «Развитие творческих способностей учащихся методами ТРИЗ-педагогики». Семинар был организован республиканским центром по работе с одаренными детьми «Дарын».  Подробнее

[09.04.2011]


В 2008-2009 уч.году 25 учителей-предметников лицея-интерната г. Бердска прошли обучение по курсу «Психология и технология творчества» в объеме 206 часов. Обучение вели преподаватели ГОУ ВПО НГПУ (Новосибирский государственный педуниверситет). По результатам обучения и применения полученных знаний в текущей работе в феврале 2010 г. был выпущен сборник творческих работ педагогов лицея «ТРИЗ-технология как средство формирования инновационного мышления школьников».  Подробнее

[31.01.2011]


Светлана Гин

Коллектив Лаборатории поздравляет ведущего сотрудника Гин Светлану Ивановну с присуждением ей ученой степени кандидата педагогических наук по специальности теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи). Диссертация по теме «Формирование креативности младших школьников в процессе обучения» защищена 18.05.2010 г. в БГПУ им. М. Танка (г. Минск).  Подробнее

[30.12.2010]


Анатолий Гин

Аналитическая справка по результатам семинара с педагогами Москвы 1-3 ноября. Справка подготовлена на основании анкет слушателей.  Подробнее

[12.12.2010]


Мансур Сахбетдинов

Необычный «Креатив-бой» прошел в школе №1186 г. Москвы под руководством Мансура Сахбетдинова, прошедшего обучение на семинаре по ТРИЗ-педагогике.  Подробнее

[12.12.2010]


Анатолий Гин, Александр Кавтрев

Не запоминать факты ради фактов, а формировать сильное творческое мышление — вот основной посыл современной педагогики. Педагоги-тризовцы начали работать над методами воспитания творческого мышления 30 лет назад. В статье выделены 2 основных типа творческих задач и показаны способы работы с ними.  Подробнее

[26.03.2010]


АНО содействия инновациям «ТРИЗ-профи» и ЛОТ«Образование для Новой Эры» совместно с издательством «Вита-пресс» планируют выпуск серии сборников открытых задач, объединенных общим брендом, подходом к подаче задач, перекрестными ссылками.  Подробнее

[13.03.2010]


Александр Камин

С 4 по 8 января 2010 года ведущий сотрудник ЛОТ Александр Камин провел в Лицее №17 г. Химки 40-часовый семинар «Открытые задачи и их применение в образовании».  Подробнее

[26.01.2010]


Анатолий Гин

9 — 11 ноября 2009 года в Москве состоялся второй открытый межрегиональный семинар «Инновационное образование: воспитание креативности, новые методы и новое содержание».  Подробнее

[20.11.2009]


Л. Маврина

Эта программа была разработана для развития у детей 10-11 лет — учащихся технического лицея №51 г. Тольятти — творческого мышления в курсе «Информационные технологии». Программа вызывала большой интерес у детей и содержательно объединяла информационные технологии с методами решения творческих задач на основе ТРИЗ, базировалась на компьютерной программе «Изобретающая машина». К сожалению, компьютерная программа «Изобретающая машина» больше не выпускается. Однако, возможно, опыт проведения курса «информационные технологии» на основе ТРИЗ будет интересен педагогам.  Подробнее

[14.07.2009]


Холматов Тахир Хусанович

Изобретатель «СКАЗБУКИ» — Холматов Тахир Хусанович, изобретатель, физик, в настоящее время методист МИОО (Московского института открытого образования). Оказывается, даже такую простую на первый взгляд вещь, как детская азбука, можно изобретать и переизобретать.  Подробнее

[11.06.2009]


Анатолий Гин

7 — 10 ноября 2008 года в Москве состоялся первый открытый межрегиональный семинар «Инновационное образование: воспитание креативности, новые методы и новое содержание». На семинаре присутствовали 27 слушателей из разных регионов России — от Владивостока до Калининграда. Были также гости из Белоруссии и Польши.  Подробнее

[14.11.2008]


Александр Кавтрев

Отчет о семинаре-тренинге по решению открытых задач с учащимися 8 классов московской гимназии.  Подробнее

[01.04.2008]


Светлана Гин

Автор считает, что на современном этапе образования можно повысить эффективность развития креативности младших школьников, используя часы школьного компонента для организации соответствующего целенаправленного обучения.  Подробнее

[27.12.2007]


Отчет о 10-й юбилейной научно-практической конференции, которая состоялась с 25 по 27 июня 2007 года в Челябинске.  Подробнее

[31.08.2007]


Александр Кавтрев

С 12 по 14 февраля 2007 г. ведущий сотрудник ЛОТ Александр Кавтрев провел 16-часовой семинар-тренинг для учащихся 7 классов гимназии 1037 (г. Москва).  Подробнее

[27.02.2007]


Сергей Ефремов

Почему дети читают медленно? Автор анализирует причины этого явления и решает задачу посредством опробованных на практике методик.  Подробнее

[09.04.2007]


Анатолий Гин

Проект представляет собой введение в курс «История искусства», проводимый в Первой гимназии Москвы. Восемь игровых занятий-тренингов для подготовки учеников к изучению искусства, его высших достижений и закономерностей развития.  Подробнее

[31.08.2007]


Александр Кавтрев

В данной работе предлагается при решении открытых задач школьниками использовать виртуальные лаборатории. Разработана методика и технология решения открытых задач с использованием указанных лабораторий. Виртуальные лаборатории используются для построения компьютерных моделей, проведения исследований и проверки гипотез. Данный метод прошел апробацию в ряде проектов интеллект-клуба «Глюон», направленных на развитие интеллекта и креативности одаренных детей.  Подробнее

[12.08.2008]


Александр Кавтрев

Отчет сотрудника ЛОТ Александра Кавтрева о проведении семинара для учащихся 8-10 классов.  Подробнее

[01.04.2008]


Марат Гафитулин

Одно из перспективных направлений ТРИЗ-образования — это исследовательская деятельность учащихся. В материале приведен опыт организации исследовательской деятельности школьников, получившей название «Проект «Исследователь». Базовая площадка внедрения проекта — гимназия №1, г. Жуковский, Моск. Область, Россия.  Подробнее

[18.06.2013]


Ирина Андржеевская

С какой стороны подступиться к исследовательской задаче? Решение биологических задач мы рекомендуем начинать с поиска ресурсов. В этом вам поможет алгоритм «ДОГОВОР», который мы публикуем ниже.  Подробнее

[04.03.2011]


Марат Гафитулин

Работа знакомит с методикой преподавания русского языка «Пчёлка» (версия 2005 года), разработанной преподавателями гимназии №1 г. Жуковского Московской области Гафитулиным М. С., Гудковой О. И., Ганиной А. П. Предложенная методика — реальный инструмент развития познавательных и творческих способностей учащихся при изучении предмета «Русский язык».  Подробнее

[29.01.2010]


Сергей Ефремов

Необходимость новых методик, приемов, упражнений в обучении возникает тогда, когда в школе у детей появляются затруднения. Учебные проблемы в начальных классах по математике обычно выражаются словами: «Дети плохо считают».

С такой формулировкой проблемы не решишь. Чтобы с ней справиться нужно, как говориться в ТРИЗ (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач), привести проблемную ситуацию к мини-задаче. Предлагаю вам с помощью инструментов ТРИЗ проделать это для данной проблемы: выйдем на мини-задачи и решим их.  Подробнее

[06.10.2015]


Сергей Ефремов

Материал предназначен для родителей, воспитателей и учителей, работающих с той категорией детей, у которых процесс запоминания названий цифр и букв вызывает большие трудности. Целью данного материала является запоминание названия цифр, чисел и букв, глядя на изображение, и произношение их названия в течение 1 — 5 секунд.  Подробнее

[23.08.2006]


Марат Гафитулин

В данной версии рассматривается общий подход к ТРИЗ-образованию. Приведенный ниже материал носит информационный характер и отражает субъективный взгляд автора. Обозначенные задачи содержат цели, а не организацию их достижения. От согласования общего, можно переходить к частному.

Буду рад, если материал найдет отклик у коллег-ТРИЗовцев, заинтересованных в создании единого ТРИЗовского образовательного пространства.  Подробнее

[23.03.2006]


Александр Камин

Автор предлагает удавшийся опыт настройки исследовательской работы в масштабах школы в форме конкретных учебных проектов.  Подробнее

[18.08.2008]


Светлана Гин

На протяжении шести лет обучения (четыре года в начальной школе, два года — в средней школе) в экспериментальном классе гимназии бизнеса и права № 51 г. Гомеля (до 2004 г. — СОЭШЛ № 51) учителем Гин С.И. осуществлялся проект по использованию методики ТРИЗ в преподавании общеобразовательных предметов.

Экспериментальный класс открывался с целью совершенствования и развития ТРИЗ-педагогики, апробирования приемов и методов ТРИЗ на уроках и во внешкольной деятельности.

Материал в полном объеме вы можете скачать себе в формате pdf.  Подробнее

[23.08.2007]


Светлана Гин

Работа по проекту «Использование методики ТРИЗ в преподавании общеобразовательных предметов» в СОЭШЛ
№ 51 начата с сентября 1999 года, когда был открыт подготовительный экспериментальный класс (учитель Гин С.И.). Первый этап эксперимента проходил с 1999 по 2003 год в начальной школе, второй этап начался с сентября 2003 года, когда учащиеся экспериментального класса перешли в среднее звено.  Подробнее

[23.08.2007]


Александр Камин

Занимательная олимпиада по астрономии, физике Земли, физике Космоса, физике полета.  Подробнее

[06.10.2015]


Светлана Гин

(2002-2003 уч. г., четвертый год обучения)

В отчете подробные данные тестирования, успеваемости, динамики здоровья учащихся.

Материал в полном объеме вы можете скачать себе в формате pdf.  Подробнее

[23.08.2007]


Александр Кавтрев

Сотрудник ЛОТ Александр Кавтрев с 5 по 13 февраля 2005 года в г. Пущино Московской области провел для учащихся 8—11 классов серию командных конкурсов по виртуальной физике. Подробная информация о конкурсе представлена в отчете.  Подробнее

[23.08.2007]


Александр Камин

Сотрудник ЛОТ Александр Камин по приглашению председателя Общества русской культуры «Диалог» Галины Лернер провел с 8 по 17 октября 2004 года в городах Ройтлинген и Штутгарт (Германия) серию мероприятий, организованных Ритой Зальцман.  Подробнее

[29.01.2005]


Александр Камин

Отчет о новом семинаре для учителей биологии «Решение исследовательских задач в преподавании биологии», проведенном в Виннице (Украина).  Подробнее

[26.05.2004]


Александр Камин

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ДЕТСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «ОХОТНИКИ ЗА НЕВИДИМКАМИ»

Могут ли ученики младших классов проводить исследования и самостоятельно ставить парадоксальные эксперименты? Оказывается, могут, и не только проводить собственные исследования, но и объяснять непонятные явления, добиваться неочевидного практического результата.
В апреле 2003 года в московской частной школе «Наследник» была организована детская исследовательская лаборатория «Охотники за невидимками». Смотрите отчеты о первых практических результатах их работы.  Подробнее

[29.02.2004]


Александр Камин

Предлагается система преподавания естественных наук (физики и естествознания), отличающаяся тем, что:

1. Материал подается в виде цепочки открытых задач — исследовательских и изобретательских. Базовые знания — законы природы — устанавливают сами ученики при помощи учителя в ходе самостоятельного решения этих задач.

2. Для того, чтобы ученики могли самостоятельно решать исследовательские и изобретательские задачи, предлагается предельно упрощенный алгоритм, состоящий из 3-х ходов для младшей и основной школы и из 7-ми ходов для старшей школы. Шаги алгоритма не зависят от конкретного содержания задачи. Они представляют собой типичные вопросы, которые задавали себе успешные исследователи и изобретатели, совершая выдающиеся открытия и изобретения.  Подробнее

[30.09.2003]


Анатолий Гин

В 1999 году группа сотрудников Лаборатории «Образование для Новой Эры» начала работать над массивом открытых задач по физике. Сразу было решено, что нужен не просто сборник задач, а сборник-решебник с разобранными задачами. Сегодня уже собран достаточно большой массив задач, накоплен и обработан опыт по решению таких задач со школьниками.

В 2000 году подобная работа начата и в области биологии. О состоянии работы над сборниками и дальнейших планах читайте в тезисах.  Подробнее

[16.01.2011]


Геннадий Заровняев

Умение придумать новую хорошую задачу свидетельствует о переходе к творческому уровню развития. Этому, оказывается, можно обучить не только студентов, но и школьников, поскольку многие этапы методики синтеза физических задач удается алгоритмизировать. В предлагаемом материале рассказывается об опыте проведения занятий со школьниками 9-11-х классов с углубленным изучением физики по обучению составлять физические задачи.  Подробнее

[24.02.2003]


Анатолий Гин

Этот материал — не более чем «склад» различных упражнений. Упражнений, которые способствуют развитию тех или иных свойств сильного мышления. Некоторые из этих упражнений могут в разных модификациях применяться в работе с учащимися в широком возрастном диапазоне – от детей дошкольного и младшего школьного возраста до студентов и взрослых специалистов. Некоторые имеют целевую аудиторию: например, упражнения 1 и 21 рассчитаны только на маленьких детей.  Подробнее

[05.12.2002]


Анатолий Гин

Некоторые приемы сочинения новых творческих задач.

В ТРИЗ накоплен большой фонд учебных задач. Большой, но недостаточный. К тому же он принципиально не может быть достаточным — задачи устаревают...

Хорошо бы создать развитую методику создания проблемных ситуаций и вычленения из нее открытых задач. А пока изложим лишь первое приближение такой методики, или несколько приемов создания проблемных ситуаций.

Если вам удалось сочинить красивую задачу по одному из этих приемов, напишите об этом Анатолию Александровичу Гину  Подробнее

[23.08.2007]


Анатолий Гин

Раздаточный материал из установочного доклада Анатолия Гина на конференции ЛОТ «Образование для Новой Эры» — 2002. Доклад был посвящен разработке общей теории образования.  Подробнее

[16.01.2011]


Анатолий Гин

Раздаточный материал из установочного доклада А. Гина на конференции ЛОТ «Образование для Новой Эры» — 2001. Доклад был посвящен разработке общей теории образования.  Подробнее

[16.01.2011]


Юлий Мурашковский

Раздаточный материал из установочного доклада Юлия Мурашковского на конференции ЛОТ «Образование для Новой Эры» -2002. Доклад – а точнее, это была специально организованная игра – был посвящен исследовательской теме «Развитие научных представлений в процессе эволюции человечества».  Подробнее

[16.01.2011]


Светлана Гин

Поиск новых форм педагогической работы продолжается. Иногда мы возвращаемся на шаг назад, чтобы сделать два шага вперед. Светлана Гин подробно описывает замысел и результаты недели проектов, которую она провела в экспериментальном классе.

Материал в полном объеме вы можете скачать себе в формате pdf.  Подробнее

[23.11.2002]


Светлана Гин

за 1999/2000 учебный год

Здесь вы сможете ознакомиться с первыми результатами эксперимента, который проводит Светлана Гин в обычной государственной школе г. Гомеля. В отчете: динамика показателей антропометрии, частота отклонения в состоянии здоровья (в %), результаты тестов на оригинальность воображения, зрительно-моторную координацию, словесно-логическое мышление и пр.

Материал в полном объеме вы можете скачать себе в формате pdf.  Подробнее

[23.11.2002]


Светлана Гин

(2000-2001 уч. г., второй год обучения)

Основные цели и задачи эксперимента:
— развитие и воспитание творческой личности;
— развитие навыков сильного мышления и творческого воображения;
— развитие поисковой активности учащихся, обучение решению нестандартных творческих задач;
— обучение терпимости и в то же время критичности при соприкосновении с различными мнениями;
— воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности;

В отчете подробные данные тестирования, успеваемости, динамики здоровья учащихся.

Материал в полном объеме вы можете скачать себе в формате pdf.  Подробнее

[23.11.2002]


Светлана Гин

(2001-2002 уч. г., третий год обучения)

Продолжение предыдущего отчета. Цели все те же, а результаты – смотрите отчет…

Материал в полном объеме вы можете скачать себе в формате pdf.  Подробнее

[23.11.2002]