Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 29.01.2005]

Главная / Практикум /
Дранг нах вестен (Поход на Запад)

Отчет о работе в Германии

Я приехал в Германию (земля Баден-Вюртемберг, город Ройтлинген) по приглашению Общества русской культуры. Цель визита — поработать с детьми и взрослыми. Основные темы, как они были обозначены в переписке: «Развитие творческого мышления у детей; помощь родителям в развитии творческого мышления у детей».

Что волнует отдельно взятых мам и пап в Германии? Дети, которые в школе с интересом учились, а дома взахлеб читали книги, вдруг — кто раньше, кто позже — потеряли интерес и к чтению, и к школе. Родители, сами люди очень образованные, обеспокоены: в Германии «рядовой необученный» эмигрант вряд ли может рассчитывать на социальный успех. Образование детей — горячая тема. Впрочем, эти проблемы актуальны не только для Германии и не только для эмигрантов…

Почему у детей гаснут глаза? Можно ли детям учиться, а взрослым учить с неугасающим увлечением?

Вокруг этих вечных проблем я и построил программу «Похода на Запад».

Сообщаю свой вариант решения этих проблем.

  1. Дети теряют интерес к школьному обучению, потому что в школе им, по большей части навязчиво, сообщаются готовые знания — в форме «предложения, от которого невозможно отказаться». Для проверки этих знаний используются закрытые задачи — вопросы, задачи и задания, которые требуют однозначного ответа и, как правило, не предполагают «никакой самодеятельности».
  2. У детей гаснут глаза, поскольку родители (разумеется, из лучших побуждений) слишком настойчиво предлагают им «духовную пищу» — художественные, учебные и развивающие книги, занятия музыкой, кружки дополнительного образования и т.п.
  3. Многие детские проблемы сами же родители и порождают, временами «не ведая, что творят», действуя как автоматы (на основе глубоко заложенных стереотипов). Как раз из-за таких «автоматизмов» родители, которые прочли (или даже написали) гору книг о воспитании, знают, «как надо», действуют «с точностью до наоборот».
  4. Дети могут учиться с неослабевающим увлечением, если в качестве учебного материала им предлагать открытые задачи — задания, предполагающие различные подходы и допускающие существенно различные «ответы». Взрослые смогут с удовольствием учить, если сумеют построить часть учебного материала в форме открытых задач.

Методические особенности

Как ведущий свою задачу я понимал так: если я хочу убедить слушателей, что такое обучение возможно, я САМ и должен показать, как это делается. То есть я берусь предложить слушателям такой учебный материал («информацию к размышлению»), работая с которым слушатели САМИ придут к тому пониманию, которое я хочу им передать. Для этого материал подавался в виде «приступов» или «фрагментов».

Такими фрагментами служили задачи, примеры, списки контрольных вопросов, отрывки из книг (фрагменты этих материалов приведены в конце отчета).

Приложение: «Пару слов для протокола»

Сотрудник ЛОТ Александр Камин по приглашению председателя Общества русской культуры «Диалог» Галины Лернер провел с 8 октября по 17 октября 2004 годав городах Ройтлингене и Штутгарте (Германия) следующие мероприятия, организованные Ритой Зальцман:

  1. Ознакомительная лекция для родителей общества «Диалог» о развитии сильного мышления и творческой педагогике. (1 час, всего участвовало 50 человек).
  2. Ознакомительный курс развития творческого воображения (РТВ) для детей 7-12 лет (4 часа, всего участвовали 10 человек)
  3. Ознакомительный курс «Приемы сильного мышления и искусство решения проблем» для подростков 15-17 лет
    (6 часов, всего участвовали 5 человек).
  4. Ознакомительное занятие «Приемы сильного мышления и искусство решения проблем» для членов «Немецкого общества русскоязычных ученых» г. Штутгарта (2 часа).
  5. Консультации для родителей: « Особенности обучения и воспитания одаренных детей. Возможности коррекции родительских стереотипов».
  6. Индивидуальные занятия по теме «Приемы сильного мышления».
  7. Проектирование дистанционного курса « Приемы сильного мышления и искусство решения проблем».
  8. Фестиваль творческих задач для старшеклассников и студентов (2 часа, всего участвовало 20 человек).
  9. Ознакомительный тренинг «Решение исследовательских и изобретательских задач» (6 часов, всего участвовало 12 человек).
  10. Дети 15-17 лет и отдельно группа взрослых (на том же материале) изучили 2 темы курса «Интеллектуальное Айкидо»: прием «посредник» и прием «копирование».

В качестве рабочих материалов для детей и родителей использовались примеры и задачи с сайтов www.trizland.com и www.trizway.com, а также авторские задачи.

Благодарности
Автор благодарит коллег — сотрудников Лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель» Анатолия Гина, Светлану Гин, Александра Кавтрева, Виктора Тимохова — за помощь в подборе материала.

Литература

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: Детская литература, 2000.
  2. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: Вита-Пресс, 2003.
  3. Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: Вита-Пресс, 2002.
  4. Гин С. И. Мир фантазии. — М.: Вита-Пресс, 2002.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Че-ро, 1997.
  6. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. — М.:
    Педагогика-пресс, 1994.
  7. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. — Кишинев, Лумина, 1988.
  8. Камин А. Л., Камин А. А. Физика собственной персоной. — Екатеринбург, 1997.
  9. Кэволс К. Радость воспитания. — СПб, 2003.
  10. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. — М., 2003.
  11. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М.: Класс, 1997.
  12. Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. — СПб., 1997.