Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 19.05.2014]

Главная / Практикум /
Олимпиада по ТРИЗ в школе «ЭйдоС»

Самые захватывающие задачи — это те, которые возникли в том месте и времени, где ты сейчас находишься.

Самые запоминающиеся задачи  — это те, в которых ты принимал непосредственное участие  — случаи из твоей жизни.

Самые интересные задачи  — это те, решение которых может быть воплощено в жизнь на твоих глазах. И это может быть ТВОЁ решение!!! И именно твоё решение может развеять миф о нерешаемости данной проблемы!

Здорово?!

Ещё бы!!

Именно такие возможности, такие задачи, такой эмоциональный посыл получили ученики Школы «ЭйдоС» во время проведения Ежегодной школьной олимпиады по ТРИЗ в этом году. Идейным вдохновителем и инициатором проведения олимпиады, а также автором задач нынешней олимпиады является директор школы Елена Михайловна Грединарова. В олимпиаде участвовали 63 ученика с 1 по 11 класс. Результаты ошеломляющие!!!
14 учеников выполнили работу на 100 – 90 %
14 учеников выполнили работу на 89 – 80 %
9 учеников выполнили работу на 79 – 70 %

Как видите, более 50% участников справились с заданиями на 70 – 100%!! В чём секрет такой высокой активности и результативности? Ребята решали насущные школьные проблемы.

Решение задачи должно было осуществляться с применением инструмента ТРИЗ, то есть по алгоритму решения нестандартных задач. Некоторые задачи решались на первых шагах: посредством анализа условия задачи. А некоторые  — по всем шагам алгоритма. Обязательным условием решения задач было описание хода рассуждений.

На каждый вопрос каждый из ребят предлагал несколько решений, хотя это не было обязательным условием. Здесь был и рациональный подход и иррациональное фантазирование, и системный взгляд и хаотичное набрасывание идей, задорный юмор и жестковатая ирония. Хочется поделиться самыми яркими предложениями по решению школьных задач.

  • Что делать, чтобы фотографии Лидеров Школы не превращались в «дружеские шаржи» анонимными художниками?

    Кроме стандартных решений  — покрыть средством, на котором невозможно рисовать  — было предложение очень конкретное и дешёвое: натереть фотографии воском; использовать электронные средства демонстрации, из них самое оригинальное  — в фоторамке демонстрируются все фото школьником, а фото лидера демонстрируется дольше и с сопровождением какого-нибудь эффекта; сентиментальное предложение поместить фотографии лидеров в воздушные шарики; разместить фото на потолке, заодно и зарядка для шеи; самое оригинальное предложение  — это устроить мероприятие, на котором каждый себя разрисует, сделать фотографии и размещать их затем на стенде «Лидеры Школы».

  • Как мотивировать школьников на соблюдение делового стиля в одежде, и влияет ли стиль в одежде на результаты обучения?

    Были предложения по длине и цвету, по жёсткому контролю, но наиболее интересным было предложение провести эксперимент: один класс носит одежду делового стиля, другой класс одевается свободно, скажется ли это на успеваемости и как. Вполне реальное предложение! Было ещё одно оригинальное предложение, каждый предмет «вводит» свой атрибут в одежде (учитель тоже участвует): мантию, белый халат, украинский костюм. По мнению ребят, такой подход поможет «впасть» в особую атмосферу предмета.

  • Как повысить успеваемость?

    Похоже, дети знают, как обучаться эффективно. Уроки за пределами классной комнаты  — на улице, на производстве, в общем, там, «где жизнь настоящая»; больше проводить лабораторных и практических работ, совмещать интеллектуальные и физические нагрузки; учителя и родители не давят на ребёнка, если он не «способен» к предмету, а помогают; учитель даёт альтернативное посильное представление о предмете изучения, для тех, кто «не силён» в какой-то области знаний; создавать на уроке соревновательную среду; давать больше заданий на развитие логики; освобождать от д/з весь класс, если весь класс имеет высокий уровень по предмету; проводить ярмарки предложений по модернизации атрибутов молодёжной моды и спорта с привлечением предметных знаний; приглашать на уроки детей из других школ, «чтобы себя показать и на других посмотреть»; для злостных лентяев устраивать субботние платные уроки.

  • Как может ученик показать, что он понимает, ценит и благодарен работникам Школы за их труд.

    Читать ответы на этот вопрос было приятно до слёз. Оказывается, быть благодарным  — это написать книгу о Школе, посвятить учителям собственные стихи, снять фильм о школьной жизни, написать сценарий и провести праздничную программу для работников Школы, и даже, назвать будущую собственную фирму именем «ЭйдоС».

Вот такие и им подобные задачи решали эйдосовцы на нынешней олимпиаде по ТРИЗ.

Конечно же, были определены победители и вручены призы, но главным призом будет реальное воплощение детских идей в жизнь. Почему собственно, будет? Это уже происходит! И это удивительно интересно и полезно, находить и учить находить задачи вокруг нас и решать их здесь и сейчас!

Автор статьи: Людмила Глизер