(отчет о частичке лета в детском лагере«Премьера». Анапа, июль 2014 года)
Теперь я «Наставник!». Это тот же «сопровождающий» (сопровождение детских групп к месту отдыха), но звучит приятней ☺. После некоторого организационно-ознакомительного промежутка в лагере, я заскучал. К детям меня не допускали. Как сказал начальник лагеря — «Спасибо, что привезли нам детей, дальше мы сами». Далее на сцене появляются вожатые, в их обязанности входит занимать и развлекать ребят от рассвета и до заката. Занимают, развлекают… А мне скучно... И вот краем уха услышал, что перед обедом проводятся хобби-кружки. Была и лепка и настольные игры и креатив и моделирование самолетов, данный кружок вела потрясающая дама. Она, по отзывам бывалых, обладала потрясающим талантом усыплять любого своей трелью. В итоге, к концу занятия, бодрствовали лишь заинтересованные ребята. Остальные же, дабы не мешать процессу — сладко дремали в неудобных креслах… Был еще барельеф, игра на гитаре и еще, еще. Решил и я выступить на этой ярмарке мастеров. Т.к. креатив уже был в списке хобби-кружков, пришлось придумывать новое название, да так, чтобы детей не испугать. Теперь понимаю, что «Развитие Креативных Навыков» не очень подходящее название для публики в летнем лагере от 8 до 16, но уж ничего не поделаешь.
Объявляли меня последним, а это значит лишь одно — достанутся сливки. Так и получилось, тем, кому из вышеперечисленного списка ничего не понравилось, пошли ко мне. Что можно дать детям за одно занятие в 45 минут, ведь второго может и не быть. Решил пройтись по старой схеме — «приёмы фантазирования»: увеличить, уменьшить, объединить, разъединить, наоборот. В целом занятие прошло… неплохо, плодотворно прошло придумывание супергероев для комиксов: человек-трава, человек-беседка, человек-сопля, человек-тумбочка, человек-ногомойка (что вижу, то и пою). Ребята, называя персонажа, описывали его сильную либо слабую сторону. Так как группа была человек 15, процесс затянулся. Теперь понятно, что это не лучшее решение — слишком много времени ребята сидят в ожидании своей очереди, а это не есть хорошо, тем более на первом занятии. А как научить слушать за 10 минут? Я пока не знаю. Хотя нет, кажется есть несколько инструментов, например игра — «кошка-собака», но никак не за 10 минут…
Затем был день-аквапарк. Пришло несколько малышей 8-9 лет. Что с ними делать — понятия не имел. Помог сборник статей «Педагогика + ТРИЗ» и статья Светланы Ивановны Гин «То так, а то наоборот». Придумывали загадки. Следующий день, хобби-кружки для старших, малыши на море ☺. В итоге на занятие пришли девочки 10-12 лет. Мы вспомнили приёмы фантазирования с первого занятия. Придумали новые игры, например догонялки наоборот или прятки — наоборот. Увеличивали и уменьшали площадки для различных игр. Многие идеи рождали смех, самая приятная оценка… Наступило время для нового инструмента — РВС (Размер-Время-Стоимость). За объект мы брали деревья, лавочки, людей. Но сильное оживление возникло в тот момент, когда речь зашла о человеческих взаимоотношениях. Время и отношения. Одна из проблем у ребят в лагере — признаться, что мальчик или девочка тебе нравится. Сократив время, оставшееся в лагере до 5 минут (а на тот момент до конца смены оставалось 5 дней), девочки пришли к выводу, что лучше признаться сейчас, чем в конце смены. Плюсиков больше ☺. На следующем занятии пообещал показать фокус — как продержать воздушный шарик над свечкой больше 5 секунд.
Очередное занятие. Девочки привели с собой подружек, но к нам примкнули еще несколько парней. Значит тема про взаимоотношения между полами — табу. К сожалению, не могу вспомнить, о чем мы беседовали на этом занятии. Тем более что оно, неожиданно для меня, оказалось последним. Мне так и не удалось организовать Креатив-Бой между детьми и вожатыми, сыграть в хорошо-плохо, да-нетку… Смена подошла к концу. А фокус с шариком всё же ребятам показал.Жаль интрига сохранилась недолго.На шестой секунде шарик лопнул. Больше воды надо набирать в рот, больше воды…
Итоги дети охотно включаются в процесс, когда это касается их личных проблем и переживаний. Поиск решений на почве отношений с близкими и друзьями востребован. Фокусы, еще один замечательный инструмент заинтересовать ребенка, на первых занятиях. Только интригу надо сохранять до победного, пускай терзают своё серое вещество.
P.S. Еще одно наблюдение — поезд, двое подростков пытаются играть в «города», плохо идет, переходят на слова… как же тяжело им дается поиск слова, которое начинается с определенной буквы. Я решил разнообразить их занятие и сузить поле поиска — «А Вы подбирайте слова, которые связаны с предыдущим не только буквой, но и называйте взаимосвязь…». Даже в слегка перегретом вагоне, чувствовалось, как кипит их мозг! После 2-х раундов, со словами «мы устали думать», ребята разошлись по своим купе. 13-14 лет! Они устали думать! Четверо суток в поезде серьезное испытание, но в 13 лет?!! Устать думать?!!
Естественно это не показатель. Естественно тут сложились масса факторов. Но этот пример еще раз подтверждает, что ребят надо учить думать. Они, скорее всего и сами к этому придут, но какой ценой и за какой срок. Время сейчас очень дорогой ресурс. И в наших силах ускорить этот процесс, помочь им увидеть красоту в умении думать и творить. Ведь не зря твердят, что красота спасет мир!
Успехов нам на этом интересном и прекрасном пути.