ТЕМА 1
Что такое образование?
Расширение темы
Образование как феномен. Образование у животных. Причина образования (увеличение скорости эволюции). Обучение и воспитание. Терминология в образовании. Возможности и ограничения образования. Мера образованности. История понятия «образованный человек». Роль врожденных инстинктов в образовании.
ТЕМА 2
Краткая история образования в противоречиях
Расширение темы
Смена целей и парадигм образования; особые виды образования: религиозное (культовое), военное, патриотическое, инвалидов…
ТЕМА 3
Цели и способы образования
Расширение темы
Воспитание волевых и интеллектуальных качеств. Мировоззрение и мироощущение. Образовательная и образовывающая среда. Образовательная среда как способ очень прочно закрепить стереотипы (стандартизация). Критерии отбора содержания образования.
Цельные образовательные системы: Монтессори, Вальдорф… Тупики образования. Материальная культура и бытовые условия как воспитывающая среда.
ТЕМА 4
Минимальная образовательная система
Расширение темы
Источник воздействия — воздействие — ученик. Источник информации — процесс передачи — ученик. Любая система начинает вредить своей функции. Как? (Когда? Надо ли?) уничтожить систему образования, сохранив функцию. Список механизмов информационных сбоев. Когда информация не усваивается? Какая информация передается образованием, а какая — иными (какими?) способами. Минимальная образовательная система, ее развитие, все элементы образовательной системы, полная образовательная система. Образец (культуры) и его роль в образовательной системе. (Ученик — «изделие», его не включать в минимальную систему?). Обратные связи в системе образования. Критерии оценки образовательной системы.
ТЕМА 5
Содержание образования и образовательная деятельность
Расширение темы
Чему учить? Возрастная педагогика. Почему знания иногда попадают, как зерно в неподготовленную почву. Типы умственной деятельности. Свойства сильного мышления. Типы учебной деятельности. Обучение решению нестандартных задач. Как осуществлять проблематизацию. Место исследовательской деятельности в образовании. Проектная деятельность. Как научить видеть задачи. Что есть «обучение решению нестандартных задач». Это перевод в новые стандарты (ТРИЗ, другие методы), и это умение переходить — для задач высокого порядка — в новые парадигмы.
ТЕМА 6
Мифология в образовании и мифология образования
Расширение темы
Ошибки в теории и практике образования. Как отличить миф от работоспособной теории? Миф — «искусство воспитывает». Миф — «учись — будешь хорошо жить». «Кто хорошо учится, тот хорошо работает». Образованность и успешность.
ТЕМА 7
Мотивация поведения, и в образовании в частности. Система ценностей в обществе и в образовании
Расширение темы
Как стимулировать умственную деятельность? Как блокировать умственную деятельность? Связь образования и потребностей.
ТЕМА 8
Инструменты регулирования поведения
Расширение темы
Поощрение и наказание. Метод естественных последствий. Личный пример. Рефлексия. Внутренние и внешние инструменты. Зависимость эффективности воздействия от его силы. Типы воспитательных систем.
ТЕМА 9
Функции учителя в историческом разрезе. Отношения учитель-ученик
Расширение темы
Образование учителей. Влияние ученика на учителя. Права учителей и обязанности. Статус учителя в обществе.
ТЕМА 10
Формы обучения
Расширение темы
Учебные программы, учебные пособия. Учебные заведения. Интернет. Диагностика учебного пособия. Что должно включать в себя хорошее учебное пособие. Типы учебных пособий.
ТЕМА 11
Самые актуальные проблемы педагогики и образования
Расширение темы
Образование и нравственность. Противоречия образования сегодня. Дифференцирование обучения. Таланты и бездари.
ТЕМА 12
Прогноз развития образования
Расширение темы
Закономерности развития образовательных систем. Как загубить образование?
ТЕМА 13
Образование и государство, политика, качество народа, историческая судьба страны
ТЕМА 14
Уровни изобретений в педагогике