1. Скорость человеческого познания значительно превосходит скорость обучения конкретного человека. Как быть?
Уже существующие решения:
- Увеличение «времени ученичества», вплоть до продолжительности всей жизни.
- Узкая специализация.
- Учить учиться, то есть обучать методам быстрого усвоения знаний и самообразования.
2. Лучшая учеба — реальная производственная (в самом широком смысле этого слова) деятельность с реальными результатами. Однако современная реальная деятельность слишком сложна и опасна для учеников. Отделение же учебной деятельности от реальной влечет за собой существенное уменьшение мотивации. Как быть?
Уже существующие решения:
- Организация псевдореальной деятельности (деловые игры).
- Нахождение посильной практической деятельности и включение ее в учебный процесс (например, издание газеты).
- Построение учебного курса на основе случайно возникающих или специально организованных событиях реальной жизни.
- Переориентация всего общества: знание — есть самоцель, смысл существования.
3. Образовательный план должен быть единым для всех, чтобы обеспечить единое образовательное пространство и равные возможности; и образовательный план должен быть разным с учетом индивидуальных способностей, национальных традиций, географического положения и пр. Как быть?
Уже существующие решения:
- Элитарное и эгалитарное образование.
- Дифференцированный подход.
- Введение спецкурсов (москвоведение в Москве, например).
4. Необходимо обучать новым знаниям, так как именно они будут востребованы, но это не технологично. Обучение старому технологично, но не востребуется. Мы готовим учеников к будущему, обучая устаревшему. Как быть?
Уже существующие решения:
- Учить методу, а не факту.
- В процессе обучения ученик многократно меняет основные парадигмы мировоззрения, либо различные парадигмы сосуществуют как равноправные (Библер, школа Диалога культур).
5. Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым, чтобы быть массовым и доступным. Как быть?
Уже существующие решения:
- Учебные ваучеры.
- Свободная конкуренция школ частных и государственных.
- Долевая оплата (опыт канадских вузов, например).
6. Образование должно быть предметно-научным (курс разбит на предметы-науки) чтобы сохранить традиции, накопленный опыт, чтобы копировать структуру сегодняшней науки, и не предметно научным, чтобы формировать цельность мировоззрения, мировосприятия, не допустить эффекта «Вавилонской башни», узкой специализации = «широкой идиотизации».
Уже существующие решения:
- Интегрированные уроки.
- Спецкурсы, интегрирующие ранее полученные «понаучно» знания.
- Одновременно с предметно-научными даются интегрирующие курсы (синергетика, кибернетика, прикладная математика, ТРИЗ).
Дорогие коллеги! Эти противоречия образования были озвучены в моей лекции на конференции ЛОТ-2001. К сожалению, регламент не позволил нам порешать совместно эти противоречия — но многие участники конференции пожелали получить этот материал и попробовать порешать их самостоятельно. Я выполнил пожелания — подготовил это письмо. Теперь жду ваши решения…
Не сомневаюсь, что тема будет продолжена.