Паклина Елена Петровна
Некоторые мысли по поводу антуража (образа) кабинета, где проводятся уроки ТРИЗ.
Все, что находится в кабинете ТРИЗ; все, что там происходит; поведение учителя, образ его мыслей и проявление его творчества — это самый главный, базовый элемент, который на практике представляет детям, без слов, основы ТРТЛ. Может, слова покажутся несколько напыщенными, но это так и есть.
1. В кабинете висят несколько высказываний. Их можно брать где угодно, даже из фильма. Здесь очень важно: чтобы это высказывание, эта мысль задевала лично Вас и была Вам дорога. Мои ученики (я преподаю ТРИЗ в 5-7 классах) однажды с удивлением обнаружили в кабинете высказывание на английском языке. Первый вопрос: Что это? Второй вопрос: Как это переводится? Ничего, собирают по словам, советуются, переводят.
Follow your Bliss and the Universe will open doors for you where there were only Walls
Думать — самая трудная работа. (Генри Форд)
Человеку есть куда расти, если он осознает свое несовершенство.
2. Напечатаны и видны всем «7 заповедей создателя идей». (В. Колесник, центр Dextera Training)
Семь заповедей создателя идей:
- Иногда нарушай правила.
- Воздерживайся от критики на этапе творения.
- Мечтай смелее, и тебе воздастся сторицей.
- Не бойся ошибаться, бойся стоять на месте.
- Не поклоняйся профессионализму — узкая специализация сужает горизонт мышления.
- Не убивай неопределенности — из нее могут родиться идеи.
Единственный способ стать креативным — поверить, что ты креативен.
Я применяю их время от времени. Надо только выбрать подходящий момент.
3. Сделайте так, чтобы дети сами придумывали логотипы, аббревиатуры, схемы или картинки интересных задач. Повесьте это обязательно.
4. ТРИЗ — это необычный предмет. Пусть дети и воспринимают его таким. На уроке ТРИЗ даже система мышления совсем другая, этот урок не может быть похож на другие предметы. Юмор, приколы, нестандартные идеи — это нормально.
В 6а, 6б, 7а мы выполняем время от времени упражнение «Расшифруй аббревиатуру». Обычно мы берем разные сокращения: МТС, АЗС, РОВД и т.д. Теперь мы расшифровали по-новому слово «ТРИЗ». Плакат этот пока не напечатан, даже неясен его окончательный формат. Но вот его содержание и примерный вид:
Последние две фразы, честно сознаюсь, мои. Но так как я и дети работали в общем режиме сочинительства, я работала на общих основаниях.
5. Обязательно создайте уголки побед Ваших учеников. Там будут фото, подписи и пояснения. Они очень гордятся этим. Вот наши уголки.
6. Домашние задания надо давать детям всегда. Но такие, которые интересны и для Вас тоже. Среди домашних заданий одно из самых любимых у детей — разгадать друдлы. Прекрасно развивают ассоциативное мышление, творческое воображение, фантазию. На основе, казалось бы, несложной картинки надо предложить варианты: Что это такое или чем бы это могло быть? Собирайте картотеку друдлов.
Т.е Друдлы-карточки это хорошее домашнее задание, в дополнение к любым другим работам.
7. Собираем, храним и используем на уроках задачи, которые дети приносят из дома. Это могут быть текстовые задачи, загадки, картинки. Олеся Оболенская (6а класс) принесла от своего папы практическую задачу. Все в классе (и я тоже) решали 3 дня, потом сдались.
Пока такая практическая задачка только одна.
Теперь по поводу того, к чему мы подходим.
Несколько приемов разрешения противоречий мы освоили в 6-7 классах: Наоборот, посредник, сделать заранее. До схем руки не дошли. Некоторые идеи есть, но они далеки от креатива. Большой остроты в каких-то схемах и опорных сигналах я пока не ощущаю. Наверное, до этого уровня работы я просто еще не дошла.
Паклина Елена Петровна, учитель информатики, лицей-интернат №7 г. Бердск