(Тезисы доклада на Челябинской ТРИЗ-педагогической конференции)
I. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Известно, что за последние годы интерес учеников к естественным наукам заметно снизился.
Это связано с тем, что при существующих методиках и учебниках дети на уроках естествознания лишены инициативы. Им предлагаются «закрытые» задания, предполагающие единственные ответы, причем правильность этих ответов опирается только на авторитет книги или учителя. Фактически ребята должны поверить автору учебника или учителю на слово они не могут сами проверить, насколько предлагаемый на уроках материал соответствует действительности. Такое обучение приводит и к потере интереса, и к тому, что дети не могут установить связь изучаемого в школе с реальностью.
Это означает, что подобное обучение лишено смысла.
II. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Проблему решает другой подход. Законы природы подаются как ответы на вопросы, которые возникают у детей при наблюдении за природными явлениями. Такой вопрос представляет собой «открытую» задачу (исследовательскую или изобретательскую). Вопрос предполагает в принципе несколько допустимых ответов «версий» или гипотез. После того, как версии предложены детьми, они обсуждаются, а учитель организует это обсуждение и комментирует полученные результаты. Часто для выбора из многих версий нужно провести новое наблюдение или эксперимент, и мастерство учителя состоит в том, чтобы дать детям возможность провести такое исследование с помощью доступных средств бытовых предметов, подручных материалов.
При таком подходе возникает необходимость научить детей порядку работы с открытыми задачами. Этот порядок постоянно применялся первооткрывателями в области естественных наук. Он состоит в том, что при встрече с непонятной ситуацией, которая требует исследования, нужно задать несколько последовательных вопросов. В простейших случаях на решение выводят три вопроса:
- Как сделать, чтобы интересующее нас явление произошло?
- Каким образом интересующее нас явление могло бы произойти само собой, без целенаправленного вмешательства человека?
- За счет каких ресурсов могло бы осуществиться интересующее нас явление?
III. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
Если с детьми для примера разобрать несколько задач с помощью предложенной цепочки вопросов (назовем эту цепочку «трехходовкой») дети способны самостоятельно решать открытые задачи. Необходимые условия при этом: постановка задачи должна быть понятна детям; учитель должен быть уверен, что дети владеют предварительной информацией, необходимой для решения задачи (например, если в задаче говорится о пингвине, дети должны представлять, о ком идет речь). При необходимости такую информацию можно вводить в условие задачи.
Предлагаемые «открытые» задачи можно разделить на два типа исследовательские и изобретательские. В исследовательских задачах нужно установить причину непонятного явления, в изобретательских предложить идею устройства или способа, с помощью которого можно решить поставленную проблему.
Если подать материал в виде цепочки «открытых» задач не удается это означает, что эту тему излагать преждевременно.
IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
Работа с детьми в таком подходе вызывает у них большой интерес, материал усваивается значительно эффективнее. Основная трудность в подобной работе большие затраты времени на подготовку занятия, необходимость постоянной самоподготовки учителя, умение владеть дисциплиной на уроке при «включении» детской инициативы.
Основные особенности подхода одинаковы в начальной, основной и средней школе; для задач по физике в старших классах упрощенный алгоритм содержит 7 ходов
(приложение 2).
V. РЕЗУЛЬТАТЫ
Создан курс физики для 7 класса, построенный в виде цепочки открытых задач. Курс выдержал 2 издания общим тиражом более 20 тыс. экз. (см. № 5 в списке литературы).
VI. ПЕРСПЕКТИВЫ
- Издание сборника творческих задач по физике для старшей школы, снабженного упрощенным алгоритмом решения исследовательских и изобретательских задач (работа над рукописью продолжается 4 года).
- Издание сборника творческих задач по естествознанию для начальной школы, снабженного упрощенным алгоритмом решения задач (готовится к печати).
- Создание для основной и старшей школы курсов физики, построенных в виде цепочки исследовательских задач.
ЛИТЕРАТУРА
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2000.
- Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. Кишинев: МНТЦ «Прогресс», 1990.
- Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: Лумина, 1988.
- Камин А. Л., Камин А. А. Тропою следопыта. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Выпуск 6. М.: Вита-Пресс, 2001.
- Камин А. Л., Камин А. А. Физика 7 класс развивающее обучение. Ростов-на-Дону: ГАА «Феникс», 2003.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. М:, Наука, 1991.
- Сикорук Л. Л. Физика для малышей. М.: Педагогика, 1979.
- Хуторской А. В. Эвристическое обучение. М.: МПА, 1998.
Приложение 1
Пример разбора задач по алгоритму (3-ходовке), 5 класс, естествознание.
Как бы Вы объяснили способность некоторых людей ходить по раскаленным углям?
- Как сделать, чтобы можно было прикоснуться к очень горячему предмету?
Мы знаем ответ на этот вопрос… Так мы пробуем, разогрелся ли утюг, касаясь его влажным пальцем. Влага испаряется и прослойка пара на короткое время защищает палец от ожога.
- Как могла бы нога при касании горячих углей стать влажной сама собой?
Влага должна сама собой оказываться между горячими углями и ногами.
- Есть ли в нашем распоряжении запасы влаги, которые можно было бы использовать для увлажнения ног?
В организме запасы влаги есть. Например, обычный пот. Видимо, пот на ногах и позволяет ходить по раскаленным углям. Когда нога недолго соприкасается с углем, влага, покрывающая кожу, испаряется и прослойка пара защищает ногу.
Приложение 2
Разбор задачи по 7-ходовому алгоритму (10 класс, физика).
Шаг алгоритма | Исполнение |
0. Подготовка к работе. Выберите задачу, решение которой Вам неизвестно. Запишите ее условие. Если, прочтя условие, вы поняли, что знаете решение (или сразу догадались о его сути), подумайте, единственно ли оно? Откуда Вы знаете, что оно верно? Как можно было бы проверить его правильность? Нет ли лучшего решения? | 0. В Феодосии во время археологических поисков была обнаружена развитая водопроводная сеть. Озадачивало то, что трубы, по которым вода подавалась в город, шли с куч щебня, набросанных на самых возвышенных местах. Никаких емкостей для воды на кучах не было. |
1. Системность. Что входит в исследуемую систему? Из каких элементов она состоит? Что в ней происходит (или должно происходить)? Что именно нужно объяснить? | 1. Исследуемая система состоит из камешков, образующих кучу, и труб. Внутри куч собирается вода и течет в город. Нужно объяснить, как внутри куч появляется вода. |
2. Прием обращения. Вместо вопросов «Как?», «Почему?», «Возможно ли?» задается вопрос «Как сделать, чтобы?..» | 2. Как сделать, чтобы в кучах появилась вода? |
3. Идеальный конечный результат. Как сделать, чтобы интересующее нас явление произошло само собой, без постороннего вмешательства? | 3. Как сделать, чтобы вода появилась в кучах сама собой, без постороннего вмешательства? |
4. Перечисление ресурсов. Какими ресурсами располагает система? Где в ней или вблизи нее могут находиться интересующие нас вещества? | 4. Какими ресурсами располагает система? Где в ней или вблизи нее может находиться вода? Вода может находиться в почве под кучами, в море, в источниках на местности, в воздухе. |
5. Перечисление процессов (явлений, взаимодействий). Какие процессы (явления, взаимодействия) могут происходить в системе? Какие из них могут способствовать интересующему нас явлению? Проверьте процессы механические, акустические, тепловые, химические, электрические, магнитные, оптические, ядерные. | 5. Какие процессы могут происходить с камнями, почвой, водой и воздухом? Какие из них могут способствовать появлению воды в кучах?Камни, почва и воздух могут нагреваться и охлаждаться. Вода, кроме того, может испаряться, конденсироваться и всасываться в поры камней и в щели между камнями. Вода может течь в кучу с более высокого места. |
6. Формулировка гипотез. Какие предположения (предложения, гипотезы) можно выдвинуть, отвечая на вопрос задачи, приняв во внимание все предыдущее? | 6. Какие гипотезы можно выдвинуть, отвечая на вопрос: «Откуда в кучах взялась вода?»
|
7а. Проверка правдоподобности. Насколько правдоподобна каждая из выдвинутых гипотез? | 7а: |
7б. Проверка гипотез. Как можно было бы проверить каждую гипотезу? | 7б: |
В результате проверки выяснилось, как именно работает водопровод: за ночь камни остывали, а утром влажный ветер оставлял на них росу, которая постепенно собиралась в трубах. Остается сомнение: достаточно ли росы, чтобы обеспечить водой город? Здесь может пригодиться грубая оценка.
Пусть площадь куч щебня 1 км2, их высота 10 м. Тогда объем куч
107 м3, приблизительно треть этого объема
V = 3•106 м3 занимает воздух (водяной пар занимает такой же объем). Примем температуру камней t2 = 15oС, температуру ветра t1= 30оС, относительную влажность воздуха около 0,7.
Масса сконденсировавшейся воды:
,
где относительная влажность воздуха, плотность водяного пара в воздухе, плотность насыщенного пара при данной температуре. При ( = 30,3 г/м3 (при 30о С),
( = 12,8 г/м3, ( = 0,7, V = 3•106 м3 получим m = 25 000 кг. Этого для древней Феодосии должно было хватить в древности город считался крупным, если в нем было несколько тысяч жителей.
См. также:
Отчет о проектной работе в школе (21-25 апреля 2003 г.): детская исследовательская лаборатория «Охотники за невидимками»