Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 31.08.2007]

Главная / Практикум /
Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ

Организаторы конференции: ОО «ТРИЗ-Форум», ООО «Агентство интеллектуальной собственности «А-ИС» при участии и поддержке Урало-Сибирского дома знаний и Фонда материалов по ТРИЗ ЧОУНБ.

Научный руководитель конференции: Мастер ТРИЗ, к.п.н. Гафитулин М.С., г. Жуковский, соруководители: к.п.н.
Терехова Г.В., г. Челябинск; специалист по ТРИЗ 3-го уровня Корзун А.В., г. Минск, Беларусь.

В конференции приняли участие 42 человека из 15 городов России и Беларуси — Жуковского, Минска, Челябинска, Каменска-Уральского Свердловской обл., Трехгорного Челябинской обл., Копейска Челябинской обл., Петрозаводска, Чебаркуля Челябинской обл, Тольятти, Миасса, Челябинской обл., Иркутска, Норильска, Череповца Вологодской обл., Бакала Челябинской обл., Усолья-Сибирского Иркутской обл., Сатки Челябинской обл.

На протяжении девяти лет на всех Челябинских конференциях обсуждались проблемы ТРИЗ-педагогики и в частности, организация исследовательской деятельности в образовательном процессе, вопросы внедрения
ТРИЗ-педагогики в систему образования, проблемы ТРТЛ и другие вопросы обучения и воспитания с использованием ТРИЗ. Десятая конференция подвела итоги большого периода работы. На обсуждение была вынесена следующая тема:
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА: ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ.

Основной темой докладов конференции было подведение результатов научно-практической деятельности по использованию ТРИЗ в образовании и перспектив ее развития в широком диапазоне возрастных групп и категорий учащихся:

  • применение ТРИЗ в дошкольной сфере;
  • применение ТРИЗ в школьном образовании, в т.ч. в отдельных предметах;
  • применение ТРИЗ в системе высшего образования;
  • применение ТРИЗ в системе повышения квалификации педагогов;
  • применение ТРИЗ в производственной сфере.

Большая часть выступлений касалась теоретических и практических вопросов, связанных с исследовательской деятельностью учащихся разных возрастов в широком диапазоне прикладных методик, что подтверждает тенденцию перехода системы образования на новую парадигму.

Доклады, прозвучавшие на конференции, показали положительные результаты применения ТРИЗ в обучении исследовательской деятельности людей разных возрастов, начиная от детского сада, заканчивая промышленным предприятием.

М.С. Гафитулин в докладе «Теория и практика перспективного образования» подчеркнул необходимость формирования умения ставить и решать задачи в непредсказуемых ситуациях, возникающих в жизни и на производстве. Кроме этого крайне важна социальная составляющая, без которой невозможно эффективное решение производственных задач. Все докладчики подчеркивали необходимость выдвижения социальной составляющей воспитательной функции ТРИЗ на первое место.

Умение ставить и решать задачи в неопределенных условиях формируется в результате исследовательской деятельности, организуемой для детей в процессе обучения в школе и в детском саду. Ю.Н. Рябченко в докладе «Креативность как готовность к творчеству» рассказал о системе организации такой работы в гимназии. Г. В. Белова показала на практике возможности формирования навыков исследовательской деятельности на уроках математики. Методике организации исследовательской работы школьников в процессе решения социально значимых задач был посвящен доклад
Г. В. Тереховой.

Развитие навыков исследовательской деятельности начинается еще в детском саду. А.А. Зинченко (г. Трехгорный) в докладе «Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения» рассказала об опыте такой работы. Интерес вызвал опыт работы детского сада № 453 (г. Челябинска) и в частности доклад В.С. Симоновой об использовании методики УМКо в работе с конструктором «Лего». Выступления команды педагогов из Беларуси: А.В. Корзун, С.В.Кишко, И.А. Наркевич — показали состояние и позитивные тенденции развития
ТРИЗ-педагогки в масштабе столичного региона: Минск и Минская область. Заслуживает внимания опыт работы детского сада № 4 из Череповца. И.Н. Крохина представила опыт работы по коррекции недоразвития речи у детей через организацию проектной деятельности в условиях детского сада.

Большой интерес и дискуссию вызвал доклад Е.Г. Щепетова «Пример стратегического программирования достойной жизни». В докладе рассказывалось о реальном опыте практического применения жизненной стратегии к конкретному человеку. Описывались полученные результаты.

В период подготовки конференции было проведено анкетирование по вопросам ТРИЗ- педагогики. Предварительный анализ анкет был проведен и представлен участникам конференции Тереховой Г.В., г. Челябинск. Окончательный вариант будет опубликован в сборнике материалов конференции.

В рамках конференции был подготовлен обзор публикаций и рукописей из Фонда материалов по ТРИЗ ЧОУНБ «Идеализация, как подход к формированию личности в творческой деятельности» (Терехова Г.В., г. Челябинск).

Во время работы конференции Беловой Г. В. (г. Петрозаводск) был показан Мастер-класс «Исследовательская работа в 5 классе на геометрическом материале».

Специально для конференции была подготовлена фотовыставка о научно-практической конференции по ТРИЗ, проходившей в г. Миассе Челябинской обл. в 1989 г. и организована демонстрация комплекта плакатов по ТРИЗ, подготовленных Г.С. Альтшуллером и В.М. Герасимовым в 1981 году.

Л.А. Кожевникова рассказала об истории Челябинских конференций, их особенностях и перспективах на будущее.

Организаторы конференции готовят к печати тезисы докладов и другие материалы конференции.

После окончания работы конференции были вручены Свидетельства всем докладчикам, а также Дипломы конференции победителям в следующих номинациях:

  • «За вдохновенный дебют»
      — Хакимьянова И.В., учитель начальных классов,
      г. Сатка Челябинской обл.;
      — Темерязев И., студент психологического
      факультета ЧГПУ, г. Челябинск;
      — Черепанова С., студентка психологического
      факультета ЧГПУ, г. Челябинск;
      — Пермякова Н., ученица 4 кл. школы № 1,
      г. Челябинск.
  • «Звездная команда» — Корзун А.В., специалист по ТРИЗ
    3-го уровня, методист отдела
    информационно-аналитического менеджмента МГГиПК и ПКО, г. Минск; Наркевич И.А., старший преподаватель Минского областного ИПК, г. Минск, Кишко С.В., зам. заведующего по основной деятельности ДОУ, г. Минск.
  • «За творческий мятеж» —Терехова Г.В., к.п.н, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии,
    г. Челябинск за подготовку аналитического обзора.
  • «За несокрушимую веру в победу» — Рябченко Ю. Н., преподаватель ТРИЗ и информатики обл. МОУ «Лицей
    № 1», г. Усолье-Сибирское Иркутской обл., за успешную долголетнюю работу по внедрению ТРИЗ в работу лицея.
  • «За преданность выбранному пути» — Крохина И. Н., учитель-логопед, г. Череповец, за разработку авторских практических методик на основе ТРИЗ.
  • «За творческий поиск своего пути в ТРИЗ» —
    Утробина И. В., руководитель проекта, начальник бюро ОАО «КУМЗ», г. Каменск-Уральский Свердловской обл., за применение ТРИЗ в обучении специалистов завода.
  • «Самый надежный коллега, товарищ и друг» —
    Гафитулин М. С., Мастер ТРИЗ, к.п.н., бессменный научный руководитель Челябинских конференций.

Все номинанты получили в подарок книгу Мастера ТРИЗ
А.А. Гина «Приемы педагогической техники».

Конференция прошла при спонсорской поддержке организаций и лиц:

  • Международный проект «Джонатан Ливингстон» и его координатор Мастер ТРИЗ Н.Н. Хоменко
    г.г. Минск-Торронто;
  • Е.Г. Щепетов, зам. директора Каменск-Уральского металлургического завода, преподаватель ТРИЗ,
    г. Челябинск;
  • Челябинская областная универсальная научная библиотека и Фонд материалов по ТРИЗ ЧОУНБ (информационная поддержка, предоставление мультимедийного оборудования);
  • Мастер ТРИЗ, к.п.н. М.С.Гафитулин, г. Жуковский (научное руководство конференцией на благотворительной основе);
  • к.п.н. Г.В. Терехова г. Челябинск (научное руководство конференцией на благотворительной основе);
  • А.В. Корзун, специалист по ТРИЗ 3-го уровня, методист отдела информационно-аналитического менеджмента МГГиПК и ПКО, г. Минск (научное руководство конференцией на благотворительной основе и предоставление книг в подарок конференции);
  • Урало-Сибирский дом знаний, г. Челябинск (предоставление помещения для проведения конференции) и Тихонова Галина Ивановна;
  • Фирма «ТРИЗ-профи» и ее руководитель — Мастер ТРИЗ В.И.Тимохов (помощь в организации благотворительного семинара А.В. Подкатилина в 2006г.)
  • Мастер ТРИЗ А.В. Подкатилин, г. Москва (проведение благотворительного семинара «Технология Эффективных Решений» 29 июня — 1 июля 2006г. в г. Челябинске);
  • Мастер ТРИЗ А.А. Гин, г.г. Гомель-Москва, (предоставление книг в подарок конференции).

Оргкомитет конференции:

Березина Валентина Геннадьевна
E-mail: berezina@trizland.ru
т. (351) 256-01-99

Кожевникова Любовь Анатольевна
E-mail: TRIZ.Forum@gmail.com
т.(351) 266-05-65
454112 г. Челябинск-112 а.я. 10065

Терехова Галина Владимировна
E-mail: terekh@list.ru