Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 30.03.2006]
[Обновлено 23.03.2006]

Главная / Практикум /
ТРИЗ-образование

Основные направления и задачи
(версия МГ-20/07/2000)

Тезисы доклада Международной научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни» — 16-17 августа 2000г., Петрозаводск.

ПОНЯТИЯ

  • Под ТРИЗ-образованием понимается целенаправленный процесс ТРИЗ-воспитания и ТРИЗ-обучения в интересах личности и общества.
  • Под ТРИЗ-воспитанием понимается целенаправленный и систематический процесс усвоения, применения и совершенствования ТРИЗ-норм для внутреннего и внешнего согласования личности, с целью обеспечения жизнедеятельности личности и общества.
  • Под ТРИЗ-обучением понимается целенаправленный процесс усвоения, применения и совершенствования ТРИЗ-технологий для эффективного разрешения возникших и/или поставленных проблем, с целью постоянного развития личности и общества.
  • Под ТРИЗ-нормами понимаются принятые в ТРИЗ-культуре правила, которые определяют процессы успешного взаимодействия личности с собой и обществом (например, «Декларация Международной ассоциации ТРИЗ.1999»).
  • Под ТРИЗ-технологиями понимается совокупность эффективных приемов и способов, основанных на
    ТРИЗ-знаниях, используемых для получения необходимого результата (например, ЗРТС).

БЛОК ЗАДАЧ И ПОДЗАДАЧ ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЯ

БЛОК ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЯ

1. ЦЕЛЬ ТРИЗ-образования
Сформулировать и иметь конкретную цель ТРИЗ-образования.

Предложение МГ:
Создать условия для формирования Творческой Личности, способной применять полученные знания в целях саморазвития и совершенствования общества.

2. СТАНДАРТЫ (признаки) ТРИЗ-образования
Выделить и иметь признаки (стандарты), определяющие
ТРИЗ-образование.

    2.1. Основные образовательные программы (курсы) ТРИЗ-образования
    Иметь перечень преемственных образовательных
    ТРИЗ-программ (курсов), определяющих содержание основного (базового) ТРИЗ-образования.

    Предложение МГ:
     — Рабочий вариант названия базовой
    ТРИЗ-программы может быть — «МетаТРИЗ» (мета…- первая составная часть сложных слов обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому).
     — В основу этой программ могут составлять три взаимосвязанных базовых курса-направления:
    1. Курс «РТВ»;
    2. Курс «Классическая ТРИЗ и ТРИЗ +…»;
    3. Курс «ТРТЛ».
     — Каждый курс-направление имеет свое уровневое содержание, которое естественно переходит к изучению содержания очередного
    курса-направления, создавая бесконечную восходящую спираль развития.

    2.2. Минимум содержания основных (базовых) образовательных ТРИЗ-программ (курсов)
    Иметь минимум содержания основных (базовых) образовательных программ ТРИЗ-образования.

    2.3. Максимальный объем учебной нагрузки при проведении ТРИЗ-образования
    Иметь максимальный объем учебной нагрузки для обучающихся в процессе получения ими
    ТРИЗ-образования.

    2.4. Требования к уровню подготовки выпускников
    Иметь совокупные требования к уровню подготовки выпускников ТРИЗ-образования.

3. Образовательные ПРОГРАММЫ ТРИЗ-образования
Создать и иметь комплект образовательных программ
ТРИЗ-образования.

    3.1. Направленность образовательных ТРИЗ-программ
    Иметь образовательные программы ТРИЗ-образования разной направленности для удовлетворения образовательных потребностей личности, общества и государства.

    3.2. Уровни образовательных ТРИЗ-программ
    Иметь образовательные программы ТРИЗ-образования разного уровня (ступени обучения) для образования обучающихся разной категории. Например.
    ТРИЗ-программы: дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего, профессионального, дополнительного ТРИЗ-образования.

    3.3. Преемственность образовательных ТРИЗ-программ
    Иметь преемственные образовательные ТРИЗ-программы, базирующиеся на предыдущих образовательных
    ТРИЗ-программах и являющихся основой для последующих образовательных ТРИЗ-программ.

    3.4. Интеграция образовательных ТРИЗ-программ
    Иметь интегрированные образовательные программы для ТРИЗ-образования, являющиеся гармоничным синтезом различных образовательных программ.

    3.5. Инновационные и экспериментальные образовательные ТРИЗ-программы
    Иметь инновационные и экспериментальные образовательные ТРИЗ-программы, являющиеся основой развития ТРИЗ-образования.

4. УСЛОВИЯ ТРИЗ-образования
Создать и иметь необходимые условия и требования для обеспечения ТРИЗ-образования.

    4.1. Формы получения ТРИЗ-образования
    Иметь различные формы освоения образовательных
    ТРИЗ-программ с учетом потребностей и возможностей личности.
    Формы получения ТРИЗ-образования: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

    4.2. Обеспечение ТРИЗ-образования ТРИЗ-управлением
    Иметь высокоэффективное ТРИЗ-управление, необходимое для поддержания процессов жизнедеятельности и организации развития
    ТРИЗ-образования.

    4.3. Обеспечение ТРИЗ-образования обучающимися
    Иметь стабильный поток обучающихся, необходимый для проведения непрерывного ТРИЗ-образования.

    4.4. Обеспечение ТРИЗ-образования ТРИЗ-кадрами
    Иметь высококвалифицированные ТРИЗ-кадры, необходимые для эффективного проведения
    ТРИЗ-образования.

    4.5. Обеспечение ТРИЗ-образования ТРИЗ-материально-техническими средствами
    Иметь материально-технические средства, необходимые для проведения ТРИЗ-образования на современном уровне.

    4.7. Обеспечение ТРИЗ-образования финансами
    Иметь финансы, необходимые для жизнедеятельности и развития ТРИЗ-образования.

    4.8. Обеспечение ТРИЗ-образования информационными потоками
    Иметь оперативную систему связи для получения и передачи ТРИЗ-информации, необходимой для процессов жизнедеятельности ТРИЗ-образования и ТРИЗ в целом.

    4.9. Обеспечение ТРИЗ-образования внешними контактами
    Иметь внешние контакты, необходимые для жизнедеятельности и развития ТРИЗ-образования.

    4.10. Обеспечение ТРИЗ-образования полноценным досугом
    Создать условия для повышения эффективности досуга участников ТРИЗ-образования, возникающего во внеучебное (внерабочее) время, для использования его в интересах здоровья, отдыха и развития участников
    ТРИЗ-образования.

5. ОЦЕНКА ТРИЗ-образования
Создать и иметь систему диагностирования и оценивания результатов ТРИЗ-образования.

    5.1. Оценка ТРИЗ-образования
    Иметь критерии оценки ТРИЗ-образования для всех образовательных уровней и ТРИЗ-программ.

    5.2. Диагностика ТРИЗ-образования
    Иметь инструменты, диагностирующие ТРИЗ-образование на разных его этапах.

    5.3. Документы о ТРИЗ-образовании
    Иметь документы, удостоверяющие уровень соответствующего ТРИЗ-образование.

6. ОТЧЕТ о результатах ТРИЗ-образования
Иметь данные по результатам ТРИЗ-образования. Определить содержание и форму отчета ТРИЗ-образования.

    6.1. Статистические данные о ТРИЗ-образовании
    Иметь статистические данные о процессе и конкретных результатах ТРИЗ-образования на всех его этапах и уровнях.

    6.2. Отчет о ТРИЗ-образовании
    Иметь форму отчетности о ТРИЗ-образовании, позволяющую судить о результатах и перспективах развития.

7. НОВЫЕ ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ для ТРИЗ-образования
Иметь в наличии новые цели и задачи для развития
ТРИЗ-образования.

    7.1. Повышение эффективности текущего ТРИЗ-образования
    Иметь пути повышения эффективности ТРИЗ-образования по всем его параметрам без снижения качества и уровня образования.

    7.2. Самообновление ТРИЗ-образования
    Иметь пути самообновления содержания и форм
    ТРИЗ-образовании для повышения качества и уровня образования общества.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Можно еще раз внимательно посмотреть предлагаемый материал. Соотнести со своими взглядами на ТРИЗ-образование. Оценить. Далее несколько сценариев:

  • Проигнорировать;
  • Предложить свой вариант;
  • Убрать лишнее;
  • Заменить одно на другое;
  • Добавить в существующее свое;
  • Предложить готовые решения на обозначенные задачи;
  • Взять на себя ответственность за подготовку какого-либо раздела/задачи по ТРИЗ-образованию.

Всего доброго. Всем творческих успехов.
Марат Гафитулин, 20.07.2000, г.Жуковский