ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
На физическом факультете Петрозаводского госуниверситета (ПетрГУ) накоплен значительный опыт проведения занятий со школьниками 9-11-х классов с углубленным изучением физики по решению физических задач и обучению учащихся их составлять. Умение придумать новую хорошую задачу свидетельствует о переходе к творческому уровню развития. Этому, оказывается, можно обучить не только студентов, но и школьников, поскольку многие этапы методики синтеза физических задач удается алгоритмизировать.
Обучение начинается с освоения учениками простейших алгоритмов путем замены отдельных элементов типовой задачи по указанию учителя или по своему выбору на другие возможные элементы. Естественно, полученная таким образом новая задача решается учениками. Постепенно появляется возможность перехода к следующим более сложным алгоритмам.
Например: «Найти время между двумя отскоками мяча, упавшего на горизонтальную поверхность с высоты Н».
Линия A3, В6, С1, случайно доставшаяся одному из учащихся, привела его к задаче о времени между двумя ударами мухи, бьющейся летом о стекло, а линия А1, ВЗ, С5, выпавшая другому ученику, – к задаче о мяче, прыгающем между полом и потолком при любом Н, причем решение задачи сопровождалось песней «Между небом и землей жаворонок вьется...».
Конечно же, значительно проще заполнять морфологическую двухмерную таблицу (или даже одномерную), однако школьники смело берутся и часто весьма удовлетворительно решают задачу синтеза физических задач в самом сложном варианте.