Семинар для педагогов и методистов предметов естественнонаучного цикла. Уровень 1.
Продолжительность: 1 день (8 уч. часов)
Преподаватель: Александр Кавтрев
Из отзывов учащихся о решении открытых задач:
Аннотация
Слушатели семинара познакомятся с основами теории открытых (то есть творческих, изобретательских или исследовательских) задач, а также методами решения таких задач. Слушатели получат практические навыки решения открытых задач и управления процессом решения данных задач учащимися. Узнают, как использовать подобные задачи, чтобы сделать уроки яркими и интересными, а также узнают, как проводить интеллектуальные конкурсы «Я решатель!» и «Креатив-бой».
Слушатели также познакомятся с элементами авторского курса «Учись мыслить смело!» для учащихся 6-10 класса. По отзывам администрации московской гимназии, в которой автор вел данный курс, учащиеся стали не только слушать, но и слышать друг друга, многие пытаются подхватывать и развивать мысли, высказанные другими детьми, делают выводы, а после того, как задача уже решена, пытаются искать другие решения. Сами учащиеся отмечают, что курс вызывает массу положительных эмоций и даёт много тем для размышления.
Семинар завершится креатив-боем.
«Креатив-бой» — это интеллектуальное командное соревнование. В качестве заданий в «Креатив-бое» предлагаются открытые задачи. Участникам «боя» требуется не только и не столько эрудиция (знание фактов или событий), сколько умение объединять самые разные знания и творчески их применять. В одном бое они могут столкнуться с задачами, для решения которых необходимы знания из физики, биологии, техники, а также разнообразные бытовые знания.
«Креатив-бой» как метод был разработан совсем недавно. Но педагоги-энтузиасты уже используют его в самых разных регионах РФ, состоялись первые бои с дистанционным участием школьников. Особый интерес вызывают «креатив-бои», когда команды учащихся сражаются с командой педагогов.
В качестве раздаточного материала слушатели семинара получат в электронном виде методические материалы и презентации для организации ярких уроков и креатив-боев, а также смогут приобрести брошюру Анатолия Гина и Александра Кавтрева «Креатив-бой: как его провести», сборники открытых задач и другие книги, изданные лабораторией «Образование для новой эры».
Примерная программа семинара (8 уч. часов):
№ | Темы занятий | Часы |
1 | Интеллектуальная разминка. Знакомство. | 0,5 |
2 | Знакомство с открытыми задачами: работа в группах. | 1 |
3 | Введение в теорию открытых задач. Открытые задачи как ключевой инструмент развития креативного мышления. | 1 |
4 | Методика решения открытых задач: учебный мозговой штурм. | 1 |
5 | Тренинг по решению открытых задач: работа в группах. | 1,5 |
6 | Элементы курса «Учись мыслить смело»: развивающая игра диалог с компьютером. | 0,5 |
7 | Как использовать открытые задачи на уроках и для организации конкурсов | 0,5 |
8 | Креатив-бой: правила и методика проведения Креатив-бой между командами слушателей семинара | 1,5 |
9 | Написание отзывов о семинаре. Вручение сертификатов. | 0,5 |
Итого: 8 |
Автор и преподаватель: Александр Федорович Кавтрев.
E-mail: kavtrev@yandex.ru
Телефон для связи 8-911-919-34-74
Об авторе: Кавтрев Александр Фёдорович — кандидат физ.-мат. наук, изобретатель, методист-преподаватель Центра Информационной Культуры (Санкт-Петербург), ведущий научный сотрудник международной Лаборатории «Образование для Новой Эры». Провел более 20 многодневных семинаров-погружений по развитию творческих способностей для учащихся 7-10 классов. Автор более 50 статей, 12 медиакурсов и трех книг. Разработчик курса «Учись мыслить смело» 1 для учащихся 7-10 классов.