Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 27.12.2007]

Главная / Практикум /
Психолого-педагогические аспекты формирования креативности младших школьников в процессе обучения

(тезисы выступления на конференции, декабрь 2007, академия последипломного образования, г. Минск)

Гомель

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами и конкретизируется в учебных книгах: учебниках и учебных пособиях.

В существующем учебном плане нашей республики выделяются две части: государственный и школьный компонент (компонент учебных учреждений). Предметы, входящие в государственный компонент, являются обязательными для всех типов учебных заведений и обеспечивают социально необходимый для каждого школьника объем и уровень знаний, умений, навыков, способов деятельности. Целью школьного компонента является углубление знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Школьный компонент предполагает выбор учителем или учебным заведением соответствующей программы в качестве занятия по интересам.

Мы считаем, что на современном этапе образования один из вариантов решения проблемы повышения эффективности развития креативности младших школьников — это использование часов школьного компонента для организации соответствующего целенаправленного обучения.

Нами разработана программа «Развитие творческих способностей», предусматривающая проведение занятий один раз в неделю на протяжении четырех лет обучения в начальной школе.

Программой предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, широкое использование заданий дивергентного типа, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.

Программа «Развитие творческих способностей» состоит из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека»
(2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс). Общими чертами предлагаемых разделов являются проблемный характер предъявления учебного материала, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений, минимальное количество теоретических сведений, использование методов и приемов, разработанных в ТРИЗ-педагогике.

Каждый раздел программы обладает отличительными особенностями.

Раздел «Мир загадок» знакомит учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок. В процессе «путешествия» по Стране Загадок ученики изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают первоначальные навыки системного и диалектического мышления. Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность: сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, конструирование, изготовление аппликаций и поделок.

В разделе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций. Ключевое понятие данного раздела — противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.

Цель раздела «Мир фантазии» — целенаправленное развитие управляемого творческого воображения на основе методов и приемов теории решения изобретательских задач. В процессе обучения учащиеся овладевают способами преодоления психологической инерции, осваивают приемы фантазирования, приобретают навык использования алгоритмов для создания творческого продукта.

Раздел «Мир логики» направлен на формирование навыков логического мышления: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности; большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению навыкам работы с информацией.

При распределении разделов программы по годам обучения учитывались психологические особенности учащихся каждого возрастного периода, что обеспечило содержательную и логическую преемственность.

Для повышения эффективности использования программы «Развитие творческих способностей» нами разработан комплект учебно-методических пособий «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», которые представляют собой подробные поурочные рекомендации ко всем темам.

Несмотря на разницу в тематическом и структурном построении, методика проведения занятий «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики» строится с учетом выделенных нами принципов креативного обучения.

Принцип ресурсного подхода реализуется через привлечение детского опыта в качестве содержания бесед, игр и упражнений. Например: какие вы знаете сказочные страны, измерительные приборы, материалы, отличительные особенности различных животных («Мир загадок»), как устроен человек, правила отношения к инвалидам, назовите профессии, назовите черты характера, правила поведения с незнакомыми («Мир человеканазовите добрых и злых сказочных героев, какие подвижные игры вам известны, какие способы шифровки вы знаете («Мир фантазии»), какие правила и инструкции вы знаете, какие вопросы на смекалку вам известны («Мир логики»).

Использование принципа задачного режима обеспечивает наличие открытых вопросов, не сводящихся к единственно правильному ответу, а предполагающих множество разнообразных вариантов. Например: Зимой и летом одним цветом, но не елка? Какие объекты могут быть и большими и маленькими? Что можно увидеть, а потрогать нельзя? («Мир загадок»), Что делать, если потерялся? Для чего «две головы лучше»? Кому не надо быть внимательным? Что хорошего и что плохого в дне рождения? («Мир человека»), Как лучше запомнить написание словарного слова? Как выжить Робинзону? Чего «раньше» не было? («Мир фантазии»), Что значит «уметь думать»? Чем отличаются две одинаковые книги? Как измерить пушистость кота? («Мир логики»).

В процессе обучения предусматривается решение различных проблемных ситуаций, например: Как искупать всех осьминожков, если они меняют цвета? Какой должна быть бутылочка с лекарством, чтобы дети ней не играли? Как изобразить кота, не рисуя его? («Мир загадок»); Как доказать, что вы растете? Нужно ли уничтожать «плохих» животных? Зачем самому себе говорить «нет»? («Мир человека»); Зачем нужны злодеи в сказке? Как написать записку, если нет ручки и бумаги? («Мир фантазии»), Как на расстоянии отличить живой букет от искуссвенного? Как отличить раннюю весну от поздней осени? («Мир логики»).

Для эффективного формирования креативности необходима продуктивная деятельность учащихся, которая осуществляется через выполнение различных творческих работ. Работы учащихся первого класса — это рисунки, аппликации, поделки, сочинение загадок, рифмовок, сказочных сюжетов. В последующем продуктивные задания предлагаются как содержание работы в группах или парах и в качестве домашнего задания: сочинить загадку по заданной схеме, сочинить сказку по заданному приему фантазирования, придумать новую игру, усовершенствовать заданный объект, составить морфологическую таблицу на заданную тему, придумать ассоциативную цепочку, описать фантастическое существо, придумать окончание анекдота, сочинить афоризм и др.

В процессе обучения по программе «Развитие творческих способностей» происходит формирование таких качеств креативного мышления как любознательность, эмоциональность, диалектичность, системность, вариативность, оригинальность, дивергентность, логичность, познавательная активность.

Программой «Развитие творческих способностей» предусматривается возможность переноса знаний и умений, полученных на занятиях «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», на учебное содержание общеобразовательных предметов начальной школы.

Дополнительно для обеспечения преемственности формирования творческих способностей между дошкольным образованием и начальной школой нами разработаны методические рекомендации для воспитателей детских садов «Занятия по ТРИЗ в детском саду» и для учителей первых классов «Первые дни в школе».

Целью работы по использованию методики ТРИЗ в детском саду является формирование таких качеств мышления как любознательность, поисковая активность, стремление к новизне, чувствительность к противоречиям; развитие речи, эмоциональности, творческого воображения.

Курс «Первые дни в школе» используется для осуществления плавного перехода первоклассников к новому виду деятельности, причем основной задачей является обучение организационным умениям и навыкам: освоение основных правил поведения школьников, отработка различных форм ответа, ознакомление с приемами парной, групповой и коллективной формой работы, обучение элементарным приемам обратной связи и рефлексии.

Вследствие новизны и многоаспектности предлагаемой методики развития креативности младших школьников мы считаем необходимым организацию специальной подготовки учителей начальной школы для обеспечения эффективности дальнейшей работы. Нами использованы такие основные формы повышения квалификации учителей: занятия творческой группы и авторские семинары.

Таким образом, разработанное нами научно-методическое обеспечение методики развития креативности младших школьников в процессе обучения представляет собой:

  • программу «Развитие творческих cпособностей» (школьный компонент);
  • комплект учебно-методических пособий «Мир загадок», «Мир человека» «Мир фантазии», «Мир логики», реализующих содержание данной программы;
  • методические рекомендации для воспитателей детских садов «Занятия по ТРИЗ в детском саду» и для учителей первых классов «Первые дни в школе» для обеспечения преемственности развития креативности в дошкольном и школьном образовании;
  • программы и учебно-тематический план авторских семинаров в системе повышения квалификации учителей начальной школы.

Взаимосвязь и разносторонность предлагаемого
научно-методического обеспечения позволяют создать необходимые условия для успешной и продуктивной работы учителя начальных классов по развитию творческих способностей учащихся.