Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 29.04.2006]
[Обновлено 23.08.2006]

Главная / Практикум /
Смешные числа

Рязань 2004 г.

1. Педагогическая проблемная ситуация

Перед детьми в возрасте от 3 до 8 лет стоит задача: «Запомнить названия цифр, чисел и букв, научиться произносить эти названия, глядя на их изображение».

Большинство малышей легко справляются с такой задачей, знают и умеют называть цифры и буквы еще в дошкольном возрасте. Но есть категория детей, у которых процесс запоминания названий цифр и букв вызывает большие трудности. Родители, воспитатели, учителя знают, сколько труда и многократного повторения требуется таким детям для того, чтобы научиться по внешнему виду цифры (буквы) вспоминать ее название.

2. Педагогическая задача

Надо сделать так, чтобы ребенок, имеющий трудности с запоминанием, мог называть числа, цифры и буквы по их внешнему виду в течение 1 — 5 секунд.

3. Анализ проблемной ситуации

Построим модель требуемого навыка.

Допустим, что ребенок хорошо видит и умеет говорить, тогда нарушения происходят в процессе вспоминания.

Чаще всего решения данной проблемы направлены на развитие памяти ребенка. Есть многочисленные пособия, книги, упражнения для развития различных видов памяти: зрительной, слуховой, сенсорной, ассоциативной. Этот путь решения дает положительные результаты, но не всегда помогает детям, у которых наблюдаются трудности с запоминанием звуковой формы цифры или числа. Если развить слуховую память не удается, дети могут хорошо представлять образ, но не вспоминают названия, даже после многократного его произношения.

4. Обострение проблемной ситуации

Делаем предположение, что у ребенка отсутствует слуховая память, и он не способен в принципе вспомнить название цифры по ее абстрактному изображению. В этом случае решение проблемы будет направлено не на развитие памяти, а на поиск мыслительного действия, заменяющее вспоминание.

5. Решение

Заменить вспоминание названий — конструированием названий.

Из этого решения вытекает следующая педагогическая цель: «Научить ребенка конструировать (получать) словесное название цифр и чисел.

6. Конструирование названия цифры, числа

Так как на выходе должно получаться слово — название цифры или числа, то и частями конструкции также должны быть элементы слова — звукового образа.

Наиболее простой путь — составить слово из двух частей. Итак, ребенок должен научиться получать название цифры или числа по двум составным частям слова.

Например, для цифры «НОЛЬ» частями могут быть: «НО» и «ЛЬ», для цифры «ОДИН» — «О» и «ДИН».

Для такой конструкции ребенку необходимо предоставить:

  • зрительный образ цифры (числа);
  • звуковые части его названия.

7. Звуковая форма частей названия

Звуковая форма должна обеспечить простоту произношения и легкость нахождения в ней требуемых частей названия цифры (числа).

Наиболее проста для произношения стихотворная форма.

Требования к учебному стишку:

  • минимальный размер;
  • начало первого слова по звучанию совпадает с началом названия цифры (числа);
  • рифмованный конец строки совпадает по звучанию с окончанием цифры (числа);
  • первое слово обозначает знакомый ребенку образ;
  • желательно наличие действия по отношению к образу цифры (числа).

Допущение: можно использовать звуковое подобие частям названия цифры (числа), а не их письменные грамматические совпадения, особенно при рифмовке окончаний.

Например:

В ВОду броСИМ
Цифру ВОСЕМЬ.

Требования к рисунку образа цифры (числа):

  • рисунок цифры (числа) должен быть абстрактным. Не надо изображать предметы, похожие на данную цифру, иначе мы рискуем получить от ребенка название этого предмета, а не цифры;
  • первое слово стишка должно быть отражено в рисунке в виде яркого образа, для привлечения внимания ребенка.

8. Готовое решение

По данным требованиям была сделана книжка «СМЕШНЫЕ ЧИСЛА» для запоминания названий чисел от «0» до «100».

Например:

НОГИ В СОЛЬ
ЗАСУНУЛ НОЛЬ

ПЯТЬ И НОЛЬ ПАСЛИ ГУСЯТ
НАЗЫВАЕМ ПЯТЬДЕСЯТ

9. Применение

Данные стихи и образы применялись автором для обучения детей с нарушением слуховой памяти в возрасте 4 —7 лет. В результате сокращалось время запоминания названий цифр (чисел) и увеличивалась скорость их воспроизведения, при сохранении интереса к учебной деятельности.

Заказ книги можно сделать по адресу: efremov@post.rzn.ru