Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 22.11.2014]

Главная / Практикум /
«Детский» ТРИЗ  — что сделано за год?

Наверняка вам тоже приходилось сталкиваться со взрослыми неглупыми людьми, иногда даже хорошими специалистами, мозг которых «закрыт» для противоречий. Мне приходилось, и нередко. Есть учёные степени, экспертные знания, должности  — но мозг «не летает», и всё тут, как не пинай!

С детьми в этом случае проще. Раньше сядешь  — раньше выйдешь. Я имею в виду раньше сядешь с ними за общий стол с нашими методами ТРИЗ-педагогики  — раньше выйдешь на приличные результаты мышления.

Так вот примерно я и думал четверть с небольшим века назад, когда сунулся к детям с ТРИЗ. Не я один конечно. На этом «фронте» попробовали свои силы немало известных людей  — Борис Злотин и Алла Зусман, Владимир Петров, Марат Гафитулин, Алла Нестеренко, Светлана Гин, Александр Кавтрев и другие.

В 1998 году ряд педагогов-тризовцев объединились в неформальную группу, которая ныне называется «Образование Новой Эры» и фактически стала международной ассоциацией энтузиастов ТРИЗ-педагогики.

В настоящее время Президентом ассоциации «Education for a New Era» является Мастер ТРИЗ Марк Баркан (США), а научным руководителем  — я.

Что сделано значимого за последний год?

Разработано 2 новых модуля в учебный курс для детей «Учись мыслить смело!» — модуль «Откуда берутся задачи?» и модуль «Как ведутся исследования?».

Книга «сказки-изобреталки от кота Потряскина», представляющая собой сборник задач для детей на основе сказочных и мифологических сюжетов, издана во Франции1, подготовлена к изданию в Германии и переведена в Японии.

Кстати, на семинаре и на ТРИЗ-конференции в Токио в сентябре этого года я рискнул поднять тематику «детской» ТРИЗ среди инженеров таких известных кампаний как «Сони», «Тошиба», «Никон», «Тойота» и др. Риск оказался вполне оправданным  — тема вызвала большой интерес. Идея развития навыков креативного мышления детей становится всё более популярной.

Начали плотно сотрудничать с школой «ЭйдоС» в Запорожье (директор  — Елена Грединарова). Опыт применения ТРИЗ-педагогики в этой школе  — уже 12 лет.

Совместно с Марком Барканом провели 6 семинаров в Малайзии, было обучено более 200 человек. К этой серии семинаров в Малайзии были изданы книги «150 задач о том, что нас окружает2», «Сказки-изобреталки от кота Потряскина3» и «Пособие по ТРИЗ4», всё на английском языке.

Начата системная работа в Казахстане. В частности, проведен 6-дневный семинар для авторов учебников нового поколения для начальной школы.

Совместно с московским проектом «Универсариум» сделали учебный видео курс для родителей: «Развитие креативных навыков детей в семье». Особым успехом считаю, что этот курс для творческих родителей доступен бесплатно.

И наконец, в соавторстве с М. Барканом написали первую монографию по ТРИЗ-педагогике  — брошюру «Открытые задачи как инструмент развития креативного мышления», которая издана в РФ и подготовлена к изданию в США.


1 В переводе А. Серединского
2 Авторы А. Гин, И. Андржеевская.
3 Автор А. Гин.
4 Авторы А. Гин, А. Кудрявцев, А. Серединский, В. Бубенцов.