Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 12.12.2010]

Главная / Практикум /
Креатив-бой в школе №1186 Москвы

Мансур Сахбетдинов

Сахбетдинов Мансур А., учитель физики ГОУ СОШ №1186, г. Москва.

25 ноября 2010 г. в ГОУ СОШ №1186 была проведена игра «Креатив-бой». Формат игры отличался от традиционного, обычного Брейн-ринга. Здесь не было кнопок, которые надо было нажимать быстрее команды соперников. Отсутствовали яркие лампочки, которые загорались от этих нажатий, тем самым, оповещая, что команда готова отвечать. В том числе мы отказалась от стандартных вопросов, на которые мог быть только один правильный ответ. Вместо этого мы взяли открытые задачи, на которые может быть очень много различных ответов. Такой формат игры был навеян после посещения семинара «ТРИЗ для педагогов», организованным по инициативе Дворца творчества детей и молодежи «Интеллект» Департаментом образования Москвы 1-3 ноября. Основная цель игры заключалась в том, чтобы показать, что такое открытые задачи. Открытые задачи окружают нас повсюду. По сути, наша жизнь — это и есть сборник открытых задач. А раз это так, то мы должны давать инструменты решения таких задач уже в школе.

Как же происходило оценивание ответов участников? Жюри оценивало ответы баллами от 1 до 10 по степени приближенности к осуществлению предложенных решений. Все ответы были правильными, но по степени оригинальности, адекватности подходили лишь немногие.

Учащиеся показали свою заинтересованность в решении таких задач. После игры учителя с оживлением обсуждали пользу такого рода задач в развитии творческого потенциала учащихся. А учащиеся еще в течение нескольких дней приходили с новыми решениями использованных задач.

Речь перед началом Креатив-боя:

Здравствуйте уважаемые учителя!
Здравствуйте уважаемые ребята!

Рад приветствовать вас на игре Креатив-бой. Наша сегодняшняя игра посвящена неделе естественно-метаматематического цикла, а еще точнее, предмету информатики. Предмет ИКТ — информационно-коммуникативные технологии — самый молодой предмет нашей системы образования. Действительно, если на уроках математики мы изучаем математику до 15-го, от силы 17-го веков вместе с ее производными и интегралами, если физику мы изучаем 15-19-го веков, то вы изучаете информатику 20-го- 21 го века. Компьютеры с каждым годом становятся все мощнее и производительней. Этот рост сразу же отражается в заданиях ЕГЭ. Посмотрите задания ЕГЭ прошлого года и, например, лет 5 назад, и вы заметите существенную разницу.

Так как наш Креатив-бой посвящен предмету информатика, то в него мы также внесли некоторые изменения. От вас не требуется отвечать максимально быстро. Не надо судорожно с волнением держать руку над заветной кнопкой, чтобы нажать ее быстрее соперников и тем самым опередить их. И тем более самой кнопки у нас не будет. На обдумывание ответа вам будет 2,5 минуты. В течение этого времени, вы коллективно, т.е. все вместе, обдумываете ответ и записываете его на заранее подготовленном листочке. После этого … (КТО?) приносит ко мне этот листочек. Вы зачитываете свой ответ, а я слежу за тем, чтобы вы зачитали то, что написали. А то может так случиться, что команда соперника прочтет свой ответ, этот ответ вы посчитаете более правильным, и захотите прочесть его. Нет. Это мы предусмотрели. Вы зачитываете только то, что мне принесли.

За каждый ответ жюри будет ставить вам от 1 до 10 баллов. Затем вычисляется среднее арифметическое. Это будет ваш балл, набранный вами за ваш ответ. Полученный средний балл за каждый вопрос суммируется. В промежутке после 3-го и 6-го вопросов мы оглашаем ваш текущий балл. Всего 8 вопросов.

Сегодня в жюри у нас: ….

Теперь несколько слов о самих задачах. Эти задачи открытые. Что такое открытая задача и что такое закрытая задача? Закрытые задачи — это задачи, которые имеют только один ответ, который надо найти.

Открытые задачи — их условие сформулировано в виде облачка, условие немного размыто. Его надо самому еще додумать. Возможно, понадобятся какие-то данные, которые можно посмотреть в справочниках, словарях. Возможно, какие-то данные в этой задаче окажутся лишними. Собственно, жизнь ставит перед нами только открытые задачи. Всегда постановка задач размыта. Открытая задача может иметь самые разные подходы и решения. Мы сами можем контролировать ответ: решение может годиться, быть применимым или не применимым. Но ответ всегда будет вероятностным: т.е. возможны и другие ответы. Возможно, что наш ответ не является самым лучшим, самым адекватным. Такие задачи вы всегда видите вокруг себя.

Вот для примера открытая задача:

    Уральские сваи
    В XIX веке фабрики оснастили паровыми машинами, а по реке решили пустить пароход. Но мешают сваи, вбитые в дно. Сваи когда то служили платиной или фундаментом мельницы. Это древесные стволы лиственницы — сибирского дерева, которое в воде не гниёт, а становится всё более прочным. И таких стволов, крепко затянутых илом, из дна реки торчит множество. Они мешают пароходам. Как освободить фарватер?

    Идеальный конечный результат (ИКР — термин из ТРИЗ): Сваи сами выйдут.

    Идеи:

    1. Насыпать химикатов в виде порошка или налить в виде жидкости. Тогда жидкость разъест древесину. Остатки можно пообломать.
    2. Договориться с бобрами, чтобы они их вытащили.
    3. Рядом машину пригнать с лебедкой. Завязать трос вокруг свай, и тянуть. Хорошая идея.
    4. Пригнать технику с Петербурга. Но это займет много времени и усилий. Энергозатратно.
    5. Обтекаемость большая. Чтобы вода сама унесла с собой сваи, можно было бы расположить лист металла поперек воды. Сложно. Можно самому утонуть. Не факт, что получится.

    Контрольное решение:

    1. Ресурс — вода. Вода несет с собой колоссальную силу. Мужикам, которые жили в деревне рядом, сказали: вытащите сваи, получите денег. Ну, мужики пришли, попробовали выдернуть, не получается. Попробовали на лодках по двое, не получается. Как быть? Тогда один мужик сделал следующее. Как только образовался тонкий слой льда, он подошёл к каждой свае, и привязал к ним по бревну. И так сделал со всеми сваями. Зима наступала. Во время зимы лед утолщался, и привязанное бревно вмерзало в лед. Когда наступила весна, лед тронулся. А это колоссальная сила. Лед тянет с собой бревно, а бревно сваи.

    (Задача взята из книги: Теория решения изобретательских задач (учебное пособие 1 уровня). А.А. Гин. А.В. Кудрявцев. В.Ю. Бубенцов. А. Серединский)

Задачи для самостоятельного решения

Задачи взяты из раздаточного материала к семинару или позаимствованы с сайтов http://www.trizland.ru/ и http://fomuvi.ru/.

    1. Кот и скворцы
    Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот — ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику напрочно. Как же?

    ИКР: Кот сам себе мешает залезть на дерево.

    1. Отгонять котов.
    2. Перевесить скворечник.
    3. Пристрелить одного кота, повесить его на палку. Тогда остальные лезть не будут. Энергозатратно.
    4. Отпугиватель котов. Ультразвуковой. На 9 Вольт.
    5. Под деревом сделать большую лужу. Но это может повредить дереву.
    6. Смазать дерево каким-нибудь котоотталкивающим маслом, краской.

    Контрольный ответ:

    1. Мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом.

    Автор задачи — Г.И. Иванов. Книга: «Денис-изобретатель»»).

    2. Приманка для клиентов
    Владелец одного небольшого ресторанчика в Америке был на грани банкротства. Основная причина — недостаток посетителей. Хозяин ресторана пожаловался на это как-то своему другу, а тот посоветовал использовать вполне оригинальную идею.
    Хозяин попробовал и, через некоторое время клиентов в заведении было хоть отбавляй. Как Вы думаете, в чем заключалась эта идея?
    Давайте сразу условимся, что повар в ресторане хороший, обстановка уютная и сервис соответствующий. Эти составляющие успеха любого подобного заведения общеизвестны.

    Идеи:

    1. Двигаясь дальше, можно вспомнить принцип, сформулированный древними римлянами для управления народом: «Хлеба и зрелищ». Применительно к нашему ресторану, чтобы привлечь посетителей, можно добавить какую-нибудь развлекательную программу. Можно, например, добавить какую-нибудь шоу-программу. Но давайте не забывать, что ресторан находится на грани банкротства, а музыканты и танцоры, естественно потребуют лишних затрат.
    2. А что, если попробовать использовать различные рекламные трюки? Например, внедрить принцип: «Чем больше вы закажете сейчас, тем большую скидку вы получите при следующем посещении». Т.е. приходя в ресторан в первый раз, клиент не получает никаких льгот. Но придя во второй раз и показав чек от предыдущего посещения в зависимости от суммы он получает скидку. Но нам ведь надо привлечь клиента именно к первому посещению. Да и вряд ли кто будет бережно хранить чеки из ресторана.
    3. А если прятать каждый раз в каком-либо блюде, предположим, золотую монетку. Желающие ее отыскать будут пробовать разные блюда в надежде стать ее обладателем. Но здесь мотивация для привлечения клиентов достаточно слабая. Люди ведь приходят в ресторан, чтобы покушать, а не искать клады.

    Контрольный ответ:

    1. Давайте будем опираться на ресурсы, на которые мы будем опираться в ходе решения. Что мы имеем? Первое, это ресторан с приличной кухней, хорошим сервисом и приятной обстановкой. Второе, это потенциальные посетители, которых надо привлечь в наш ресторан. Давайте попробуем определить, зачем люди идут в ресторан? Главная причина уже прозвучала — чтобы покушать. При этом покушать вкусно, комфортно и недорого. Первые два качества у нас соблюдаются. Рассмотрим подробно третье условие — еда должна быть недорогой. Можно установить невысокую фиксированную цену на обед. Но тогда у клиента будет довольно небольшой выбор блюд. Ведь меню будет подгоняться под стоимость обеда, чтобы не превышать, как минимум, себестоимости использованных продуктов. У посетителей это вызовет явное неудовольствие. Ведь в ресторане кроме всего прочего, они хотят иметь право выбора и готовы платить именно за то, что они сами хотят попробовать. А что, если усилить это желание самостоятельностью клиента и применить принцип самообслуживания? Приходя в ресторан, посетители заранее готовы платить за обед. Весь вопрос в том, сколько платить? А если распространить право выбора не только на составление меню, но и на стоимость еды? Пусть посетители сами решают, сколько стоят блюда, которые они заказали. Именно так и поступил владелец нашего ресторана. Слух о том, что в его заведении можно заплатить столько, сколько посчитаешь нужным, быстро распространился в округе. В результате клиенты, привлеченные необычной услугой, пошли сплошной чередой. При этом оказалось, что за некоторые блюда, они платили гораздо больше, чем была их реальная цена.

    3. От дурной головы ноги страдают
    Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять — весь день они сидят дома, «прилипнув» к экрану телевизора.
    Как заставить детей проводить поменьше времени у «ящика»?

    ИКР: Дети сами не хотят смотреть телевизор.

    Идеи:

    1. Автовыключение телевизора через каждые 5 минут.
    2. Те люди, которые много времени проводят возле телевизора, не просто смотрят один канал. Они постоянно переключают. Это можно использовать. Сделать так, чтоб каналы сами переключались каждые 2-3 минуты. В таком режиме никто не сможет смотреть ТВ больше 5 мин.
    3. Отец детишек был изобретателен, но и дети могли в ответ на это "ответить" каким-то изобретением. Мне кажется, можно было в данном случае отцу ОЧЕНЬ расхвалить действие детей. А потом "облить грязью", с иронией, естественно, преимущества учёбы и её необходимость в будущем. К примеру: «Молодцы! Вот Вася соседский. Учится. И что? Ну да, будет зарабатывать деньги, ни в чём не сможет отказать себе. Но зато он не будет знать, о чём было в 15-й серии «Чип и Дейл». Ну и в таком духе.
    4. Моя мама в детстве не давала мне смотреть телевизор различными способами, которые только могла придумать. Сначала вынимала предохранили. Я обзавелся ЗИПом. Потом она стала вынимать ячейку блоку питания, на которой и были размещены предохранителей со шнуром питания. Я сделал свою. Потом она стала прятать антенну. Я сделал свою, причем изобрел до боли простое решение этого вопроса. Поэтому, наверное, я стал электронщиком и программистом, немножко изобретателем. Но я уже поизобретательнее своей мамаши. Я уже могу поставить генератор помех. А моей сынок, думаю, пойдет дальше, сделает усилитель к генератору. Сам не смотрю и соседям не дам.
    5. Закрывать комнату с телевизором на замок.
    6. Чем больше запрещаешь ребенку, тем больше ему хочется сделать наперекор. И дело даже не в том, что ребенку хочется. Лишь насолить. Как сделала одна моя знакомая, покупая сыну фломастеры. Она сказала: "Сынок, теперь ты можешь разрисовать фломастерами все обои". Мальчик этого не стал делать, азарта не было, его попросту обезоружили.
    7. Дать почитать то, что они никогда не читали. Теория чего-нибудь важного. Как стать успешным. Или как завоевать авторитет.
    8. Радикальное решение — продать телевизор. Пойдёт на пользу не только детям, но и родителям. Вам слабо? Тогда вы не заслуживаете здоровых и умных детей и внуков!
    9. Запустить на телевизор (технические аспекты упускаем) обучающую программу по тригонометрии.
    10. Тоже без касания технических вопросов: сделать так, чтобы дети не смогли переключать каналы и смотрели только один канал, очень скучный для них.
    11. Предложить моральные/материальные ценности, если ребенок не будет смотреть телевизор.
    12. Рассказать детям про то, как решать такие задачи, которые мы сегодня с вами разбирали.
    13. Можно купить видеокамеру и увлечь ребенка просмотром того, что он сам снял. Вероятно, интерес смотреть весь день телевизор снизится, так как чтобы что-то снять нужно куда-то пойти.
    14. Настроить только неинтересные для детей ТВ-каналы.
    15. У детей куча своих идей. Предложить им и помочь эти идеи реализовать.
    16. Поставить на телевизор таймер, т.е. он будет работать определённое время, а потом выключится, и больше в течение заданного времени не включится.
    17. Переключить внимание детей на большее зло — компьютер.
    18. По возможности, разнести подальше ТВ и диван для просмотра.
    19. Убрать ДУ. Это заставит детей для переключения каналов каждый раз вставать с дивана.

    Контрольный ответ:

    1. Отец двух мальчишек из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и подсоединил к динамо-машине, которую надо приводить в движение, сидя на велораме и усердно работая ногами. После этого интерес к телевизору заметно снизился: ребята не смотрят все передачи подряд, а выбирают только самые интересные.

    4. Лошадь сильна в математике
    Может ли лошадь считать? Обычно говорят что нет. Однако, в начале 20 века в Германии жил «Умный Ганс» — лошадь, которая умела считать, производить простые арифметические действия, сообщая ответы ударами копыт. Популярность лошади была широчайшая, на её представления валом валил народ.
    Понятно, что лошадь-таки считать сама не умеет. Умеет — хозяин лошади. Однако зрители верили, что лошадь считает сама. Каким образом хозяину и его лошади удавалось обманывать публику на своих представлениях? В чём суть их системы?

    ИКР: Лошадь сама понимает, когда ей прекращать бить по земле копытами.

    Подсказка: Сигнал к прекращению ударов копытом подаваемый хозяином лошади должен быть заметным, чтобы лошадь на него среагировала, и не должен быть заметным, чтобы окружающие его не заметили.

    Идеи:

    1. В современных условиях это может быть излучатель ультразвука в ботинке хозяина. Нажал на него большим пальцем, лошадь услышала, а люди нет.
    2. Сигналом могло быть раздвинутые ноги.
    3. У лошади могла быть хорошая память... Хозяин показывал определенные комбинации цифр, которые она запоминала. Принцип обучения собаки Павлова. Да и потом, животные хорошо запоминают, что видят.
    4. Как в повести Носова «Витя Малеев в школе и дома»: любой незаметный публике сигнал к окончанию «счёта».

    Контрольный ответ:

    1. Лошадь могла правильно выступать и в отсутствии хозяина. Сигналом к прекращению ударов был легкий подъем головы хозяина или любого другого человека, знавшего ответ. Это движение, первоначально усиливаемое широкополой шляпой, учителя Ганса, было столь малым, что не было видно публике. К тому же люди, ожидавшие ответа лошади, непроизвольно делали такое движение — поэтому лошадь могла наблюдать за любым человеком, знавшим ответ.

    5. Надоедливые туристы
    Одни неприятности доставляли американскому фермеру Джеймсу Миноту бесцеремонные туристы. Они протаптывали тропинки от дороги до леса через его поле. Временами казалось, что все методы борьбы уже испробованы и победа любителей природы неизбежна. Как быть фермеру?

    ИКР: Туристы сами не могут (не хотят) ходить по полю. Вам нужно придумать способ, чтобы туристы не хотели или боялись ходить через поле.

    Идеи:

    1. Поставить забор вокруг поля.
    2. Повесить у тропинки объявление: «Пройдя через поле, внимательно осмотрите друг друга, и стряхните с одежды всех клещей. При обнаружении присосавшегося клеща, обращаться в больницу города (30 км)». Народ испугается.
    3. Аналогичное предыдущему решение: только объявление такое: «В случае укуса змеи — обращаться ...... и адрес больницы.
    4. Поставить вышку со снайпером и предупреждающую табличку: «Сквозной проход сквозь поле запрещён»
    5. Повесить табличку «Внимание мины»
    6. Сделать хорошую дорожку не через его поле.
    7. Посеять вокруг поля, например, крапиву. Это практически бесплатное решение. Крапива — прекрасно растет без ухода. Семена можно собрать с дикорастущих растений. Посадить непроходимый кустарник, Например шиповник или барбарис, с них можно собирать полезные плоды.
    8. Расставить капканов на медведей. Предупредить об этом туристов.
    9. Договориться с гидами, чтобы те рассказывали какую-нибудь легенду о том, что поле заколдованное (кто ступит на него будет проклят или что-нибудь в этом духе).
    10. Поставить надпись (или договориться с гидами, чтобы те предупреждали об этом) «Осторожно! В растениях на это поле водятся особо опасные насекомые — переносчики такой-то болезни»
    11. Удобрять поле навозом. Эффективно во всех отношения (особенно полезно для растительности) и дешево.

    Контрольное решение:

    1. Каждое утро Джеймс выводит на многострадальное поле огромного быка и привязывает его к хрупкой(!) стойке. А на стойке укреплен обращенный в сторону шоссе транспарант с надписью: «Кто способен пробежать расстояние от дороги до леса за 9,9 секунды, может быть спокоен — быку для этого необходимо ровно 10 секунд!»

    6. Как утереть нос сопернице
    Великая французская актриса Сара Бернар, находясь на вершине славы, обрела соперницу — Бель Отеро, которая одно время почти сравнялась с нею по известности и богатству. Как-то раз обе собрались в один и тот же ресторан. Причем, Бернар заранее было известно, что ее конкурентка явится туда разодетая, надев все свои украшения, которые у нее были. Ей так хотелось затмить соперницу. Как быть Саре Бернар?

    ИКР: Сара, не надевая драгоценностей, сама показывает свое богатство и ум.

    Противоречие: Сара Бернар должна надеть богатые драгоценности, чтобы показать свое богатство, и не должна их одевать, чтобы быть не похожей на соперницу и доказать превосходство не только богатства, но и ума.

    Идеи:

    1. Сара Бернар должна предстать так, чтобы отличаться от Бель Отеро.
    2. Она пришла полуобнаженная

    Контрольное решение:

    1. Сара Бернар предстала перед собравшейся в обеденном зале изысканной публикой в платье без единого украшения. Но войдя в помещение она как бы нехотя обернулась к следовавшей чуть поодаль служанке, облачившейся в роскошный наряд, сверкавший ювелирными изделиями. Сару Бернар узнали все. Ее прислугу — тоже.

    7. Как работает фантазия у детей?
    Из опыта работы специалиста по развитию творчества у детей:
    «Мне повезло: в детском саду шел ремонт, одна комната была уже пуста, и я за двадцать минут подготовил все необходимое для опыта. «Оборудование» было предельно простым — две тонкие веревки, прикрепленные к потолку.
    На подоконнике лежали старые, сломанные игрушки. Можно было начинать эксперимент. Воспитательница ввела первого подопытного — мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки. Мальчик схватил ближайшую веревку, потянул ее к другой... и остановился.
    «Оборудование» я специально рассчитал так, чтобы нельзя было дотянуться до одной веревки, держа в руке другую. Кто-то должен был помочь — подать вторую веревку. В этом и была изюминка задачи: как одному справиться с работой, для которой нужны двое?.."
    В итоге двое детей из группы смогли решить эту задачу. Как они это сделали?

    Контрольное решение:

    1. Привязать игрушку к одному концу и раскачать.
    2. И даже после того, как из комнаты все убрали, один из ребят догадался, как можно выйти из положения. Он снял ботинок и привязал его вместо игрушки.

    8. Как завоевать имя?
    Папуасы племени болдай выбирают имя новорожденному по старинному обряду, который очень жесток: родители присматривают умного, работящего, всеми уважаемого человека в соседней деревне, а потом убивают его, чтобы завладеть его именем для своего младенца. Такой обычай не нравился соседям, но что поделаешь?! И все же староста деревни болдаев Чибу смог победить этот страшный и дикий предрассудок родового строя. Как же удалось ему в одиночку сделать то, что не смогли сделать многие поколения туземцев?

    ИКР: Обычай выполняется, а человек остается живым.

    Идеи:

    1. Немного изменить понравившееся имя (Ринат, Ренат).
    2. Сделать чучело, назвать его понравившимся именем, не сообщая о том, что такой человек живет в соседней деревне, убить чучело, назвать им своего ребенка. Проблема в том, что у папуасов все имена могут быть разными. Так что, когда ты назовешь чучело понравившимся именем, тебе предъявят обвинение, о невыполнении традиции.
    3. Договориться с соседней деревней, что когда кто-либо из ее жителей умирает, они этим именем называют своего младенца.
    4. Можно в том же случае смерти по причине старости называть этим именем домашнюю утварь. Приходит человек из соседней деревни. А ты ему: выбирай имя. И перечисляешь имена своих животных. Потом закалываешь. Он тебе платит деньги. Жители твоей деревни целы и невредимы.

    Контрольное решение:

    1. Староста деревни болдаев Чибу стал привозить из города видеофильмы, открытки, статуэтки, портреты артистов, спортсменов, кинозвезд. Ему удалось убедить соплеменников, что их имена ничуть не хуже других. Теперь для того, чтобы дать имя полюбившегося ковбоя или кинозвезды своему первенцу, достаточно купить видеокассету или открытку и пронзить их копьем. Люди вздохнули с облегчением, страшный обычай был побежден изобретательным Чибу.

См. Презентацию «Креатив-бой»

Креатив-бой с использованием открытых задач в школе №1186 г. Москвы 25 ноября 2010 г.