Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая
Здесь вы найдете справочные материалы о важных в контексте сайта персонах, организациях и понятиях.

АЛЬТШУЛЛЕР Генрих Саулович

Журнал «Педагогическая техника»

Клуб «Образование для Новой Эры»

Краткая справка о преподавании ТРИЗ в вузах Российской Федерации

Краткий глоссарий ТРИЗ-педагогики

Креатив-бой (краткая справка)

Международная Ассоциация ТРИЗ

О сертификации педагогов-тренеров уровня 1 по курсу «Учись мыслить смело!»

Образование для Новой Эры

Проект «Школа креативного мышления»

Справка о курсе «УЧИСЬ МЫСЛИТЬ СМЕЛО» (УМС)

Справка об учебнике «Окружающий мир», проект «Школа креативного мышления»

ТРИЗ — справка для работников образования

ТРИЗ-профи

Фонд имени Михаила ДВОРКИНА

Что такое ТРИЗ-педагогика?

Главная / Справочная /
Что такое ТРИЗ-педагогика?

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической тематике.

Рекомендуем также посмотреть материал
«Нас ждут серьезные изменения в системе обучения» (Размышления о новой функции образования и о ТРИЗ-педагогике).

Список литературы

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: «Детская литература», 1989.
  2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994.
  3. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.
  4. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.
  5. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
  6. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999.
  7. Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
  8. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
  9. Гин С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2001.
  10. Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. — Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1997.
  11. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. — Кишинев: «Лумина», 1988.
  12. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. — Кишинев: «Лумина», 1989.
  13. Иванов Г. И. ...И начинайте изобретать!  — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1987.
  14. Камин А. Л., Камин А. А. Физика собственными силами: Учебник для 7 класса по программе развивающего обучения. — Харьков-Москва: ННМЦ «Развивающее обучение», 1996.
  15. Клеймихина Т. В., Крейнина С. А. От Незнайки до.... — Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
  16. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  17. Нестеренко А. А. Страна загадок. — Ростовский университет, 1993.
  18. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1990.
  19. Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.
  20. Трифонов Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  21. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. — Гомель: «Сож», 1995.
  22. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка». — М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
  23. Дерзкие формулы творчества: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1987.
  24. Нить в лабиринте: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1988.
  25. Правила игры без правил: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1989.

Справку подготовил А. Гин