Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая
Здесь вы найдете справочные материалы о важных в контексте сайта персонах, организациях и понятиях.

АЛЬТШУЛЛЕР Генрих Саулович

Журнал «Педагогическая техника»

Клуб «Образование для Новой Эры»

Краткая справка о преподавании ТРИЗ в вузах Российской Федерации

Краткий глоссарий ТРИЗ-педагогики

Креатив-бой (краткая справка)

Международная Ассоциация ТРИЗ

О сертификации педагогов-тренеров уровня 1 по курсу «Учись мыслить смело!»

Образование для Новой Эры

Проект «Школа креативного мышления»

Справка о курсе «УЧИСЬ МЫСЛИТЬ СМЕЛО» (УМС)

Справка об учебнике «Окружающий мир», проект «Школа креативного мышления»

ТРИЗ — справка для работников образования

ТРИЗ-профи

Фонд имени Михаила ДВОРКИНА

Что такое ТРИЗ-педагогика?

Главная / Справочная /
АЛЬТШУЛЛЕР Генрих Саулович

Биография

Генрих Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Когда Генриху исполнилось 5 лет, семья переехала в Баку.

С ранних лет он «пропадал» в библиотеке, читал фантастику. Мечтал стать моряком. В восьмом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Генрих был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.

Первое авторское свидетельство будущий автор ТРИЗ получил в десятом классе на аппарат для аквалангистов, работающий на перекиси водорода. После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище.

Окончание училища совпало с окончанием войны. Он попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию. Начал работать в патентном отделе флотилии. По роду работы нужно было изобретать самому и учить этому других. С удивлением обнаружил, что учить нечему — никаких методик изобретательства не было. Вот тогда и возникла поначалу достаточно скромная идея разработать какие-то рекомендации для изобретателей и рационализаторов.

В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер стал изучать сами изобретения. Как отличить красивое, сильное изобретение от слабого? Такой критерий был найден: сильное изобретение получается в результате разрешения лежащего в основе решаемой проблемы противоречия. Был проанализирован огромный фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Альтшуллер вместе со своим другом Шапиро написал письмо Сталину о том, что в стране крайне плохое положение с изобретательством. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо обучать.

Письмо писали полгода. В нем было 30 страниц. В то время Альтшуллеру было 22 года. Последствия этого шага оказались для молодых ученых-изобретателей роковыми. В 1950 году их арестовали. Следствие велось в Москве. Пытали, не давая спать. Судили особым совещанием: 58 статья, 25 лет. Отправили в Воркуту. Тюрьма и ссылка окончательно убедили молодого интеллигентного Генриха, что изобретательность, умение решать задачи — единственная возможность выжить и остаться человеком в нечеловеческих условиях.

В 1953 году мать после очередного отказа в просьбе о помиловании сына закончила жизнь самоубийством. Отец умер раньше. В 1954 году Альтшуллер был реабилитирован.

В 1956 году в журнале «Вопросы психологии» появилась первая публикация, посвященная новой науке — ТРИЗ. Главная мысль — техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Объективные законы могут быть ориентиром и рабочим инструментом для изобретателя.

После возвращения из ссылки Генрих Саулович устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты «Бакинский рабочий», потом в Министерстве строительства Азербайджана.

С середины 60-х годов он ушел с работы и начал зарабатывать на жизнь писательским трудом. Любители фантастики знают его под псевдонимом Генрих Альтов. Его научно-фантастические сборники переведены за рубежом, имя Г. Альтова вошло в энциклопедии по фантастической литературе. Постепенно работа над ТРИЗ вытеснила фантастику и заняла всю его жизнь.

Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.

В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной лаборатории методики изобретательства, а в 1971 году был открыт Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества. Он вырос из первой в Советском Союзе молодежной изобретательской школы.

Огромные усилия Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать стабильно работающий коллектив разработчиков теории.

По всей стране начали возникать инженерные школы, в которых обучали ТРИЗ. В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, т. к. Альтшуллер не подчинился требованию ВОИР прекратить создание школ ТРИЗ по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым.

В 1990 г. Г. С. Альтшуллер переехал в Петрозаводск, где жил и работал до последних дней.

С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получала в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах.

Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены и изданы практически во всех развитых странах мира. В настоящее время началось внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности. В 1989 году создана Ассоциация ТРИЗ, которая положила начало оформлению ТРИЗ-движения. В 1997 на очередном съезде тризовцев в Петрозаводске было принято решение о создании Международной Ассоциации ТРИЗ.

Книги Альтшуллера Генриха Сауловича:

  1. Альтшуллер Г. С. О психологии изобретательского творчества / Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. // Вопр. психологии. — 1956. — № 6. — С. 37-49.
  2. Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать / Г. С. Альтшуллер. — Тамбов: Кн. изд, 1961. — 128 с.
  3. Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства / Г. С. Альтшуллер. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1964. — 240 с.
  4. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альтшуллер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Моск. рабочий, 1973. — 296 с. 1-е изд. — 1969.
  5. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — М.: Сов радио, 1979. — 175 с. — (Кибернетика).
  6. Альтшуллер Г. С. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи / Г. С. Альтшуллер, А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1980. — 224 с.
  7. Альтшуллер Г. С. Поиск новых идей: От озарения к технологии: (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г. С. Альтшуллер., Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филатов. — Кишинев: Картя молдавеняскэ, 1989. — 382 с.
  8. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер; Отв. ред А. К. Дюнин; СО АН СССР. — 2-е изд. испр. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 224 с. — (Наука и технический прогресс). 1-е изд. 1986.
  9. Альтшуллер Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. — Минск: Беларусь, 1994. — 479 с.
  10. Альтов Г. И тут появился изобретатель... / Г. Альтов. — М.: Дет. лит, 2000. — 160 с. 1-е изд. — 1984, 2-е изд. — 1987, 3-е изд. — 1989.
  11. Альтов Г. Летящие по Вселенной / Г. Альтов, В. Журавлева. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 839 с. — (Классика отечественной фантастики).