Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая
Здесь вы найдете справочные материалы о важных в контексте сайта персонах, организациях и понятиях.

АЛЬТШУЛЛЕР Генрих Саулович

Журнал «Педагогическая техника»

Клуб «Образование для Новой Эры»

Краткая справка о преподавании ТРИЗ в вузах Российской Федерации

Краткий глоссарий ТРИЗ-педагогики

Креатив-бой (краткая справка)

Международная Ассоциация ТРИЗ

О сертификации педагогов-тренеров уровня 1 по курсу «Учись мыслить смело!»

Образование для Новой Эры

Проект «Школа креативного мышления»

Справка о курсе «УЧИСЬ МЫСЛИТЬ СМЕЛО» (УМС)

Справка об учебнике «Окружающий мир», проект «Школа креативного мышления»

ТРИЗ — справка для работников образования

ТРИЗ-профи

Фонд имени Михаила ДВОРКИНА

Что такое ТРИЗ-педагогика?

Главная / Справочная /
Краткий глоссарий ТРИЗ-педагогики

Краткий глоссарий ТРИЗ-педагогики1

ТВОРЧЕСТВО  — деятельность по созданию качественно нового, отличающегося культурно-исторической уникальностью.

Комментарий:

Ключевыми словами в определении являются «новое», «Культурно-историческая уникальность». То есть сама новизна также явление культурно-историческое. Степень новизны как параметр «нового» определяется в рамках конкретно-исторической культурной группы. Те есть новизна может быть таковой в рамках небольшой отдельно взятой социальной группы2, и может быть в рамках человечества, как надсистемы всех социальных групп.

ТРИЗ  — наука о решении изобретательских (творческих, открытых) задач.

Комментарий:

Основным объектом изучения науки «ТРИЗ» является процесс решения изобретательской задачи. Основополагающий тезис: Системы (объекты, вещи, процессы) развиваются закономерно, эти закономерности могут быть познаны и положены в основу прогнозирования развития систем и разрешения противоречий их развития.

МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ИДЕЙ  — методы, способы, приемы организации умственного труда, направленные на повышение эффективности изобретательской и исследовательской деятельности.

Комментарий:

Методы поиска новых идей входят в ТРИЗ как объект изучения и разработки. Строго говоря, это относится ко всем методам, в том числе Мозговому штурму, МФО, Синектике и пр. Другое дело, что основоположник ТРИЗ относился к группе методов «повышения эффективности МПиО» критически, не считая их эффективным инструментом изобретательской работы.

В настоящее время эти методы практически не используются последователями Г.С. Альтшуллера в реальной деятельности по решению задач, однако они остаются актуальными в сфере ТРИЗ-педагогики.

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКа  — система воспитания свойств характера и интеллекта, необходимых для жизни в динамично изменяющемся мире. Динамично изменяющийся мир требует восприятия всех проблем человека как творческих задач, от решения которых зависит его успешность.

Комментарий:

Одно из основных свойств характера  — поисковая активность.

Одна из основных мировоззренческих установок  — восприятие жизни в условиях динамичной цивилизации как пространства открытых задач. Качество жизни отдельного человека, любой группы людей или человечества в целом зависит от качества решений стоящих перед ними задач.

Важнейшие свойства интеллекта  — умение работать с массивами информации, снимать закономерности, выявлять и разрешать противоречия…

КУРС РТВ  — Развитие Творческого Воображения  — составная часть не ТРИЗ, а ТРИЗ-образования. Его можно позиционировать как пропедевтику ТРИЗ, хотя и понимать при этом, что РТВ самоценно, безотносительно изучения ТРИЗ.


1 дефиниции даны А. Гином
2 В том числе, например, школьный класс.