Краткий глоссарий ТРИЗ-педагогики1
ТВОРЧЕСТВО — деятельность по созданию качественно нового, отличающегося культурно-исторической уникальностью.
Комментарий:
Ключевыми словами в определении являются «новое», «Культурно-историческая уникальность». То есть сама новизна также явление культурно-историческое. Степень новизны как параметр «нового» определяется в рамках конкретно-исторической культурной группы. Те есть новизна может быть таковой в рамках небольшой отдельно взятой социальной группы2, и может быть в рамках человечества, как надсистемы всех социальных групп.
ТРИЗ — наука о решении изобретательских (творческих, открытых) задач.
Комментарий:
Основным объектом изучения науки «ТРИЗ» является процесс решения изобретательской задачи. Основополагающий тезис: Системы (объекты, вещи, процессы) развиваются закономерно, эти закономерности могут быть познаны и положены в основу прогнозирования развития систем и разрешения противоречий их развития.
МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ИДЕЙ — методы, способы, приемы организации умственного труда, направленные на повышение эффективности изобретательской и исследовательской деятельности.
Комментарий:
Методы поиска новых идей входят в ТРИЗ как объект изучения и разработки. Строго говоря, это относится ко всем методам, в том числе Мозговому штурму, МФО, Синектике и пр. Другое дело, что основоположник ТРИЗ относился к группе методов «повышения эффективности МПиО» критически, не считая их эффективным инструментом изобретательской работы.
В настоящее время эти методы практически не используются последователями Г.С. Альтшуллера в реальной деятельности по решению задач, однако они остаются актуальными в сфере ТРИЗ-педагогики.
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКа — система воспитания свойств характера и интеллекта, необходимых для жизни в динамично изменяющемся мире. Динамично изменяющийся мир требует восприятия всех проблем человека как творческих задач, от решения которых зависит его успешность.
Комментарий:
Одно из основных свойств характера — поисковая активность.
Одна из основных мировоззренческих установок — восприятие жизни в условиях динамичной цивилизации как пространства открытых задач. Качество жизни отдельного человека, любой группы людей или человечества в целом зависит от качества решений стоящих перед ними задач.
Важнейшие свойства интеллекта — умение работать с массивами информации, снимать закономерности, выявлять и разрешать противоречия…
КУРС РТВ — Развитие Творческого Воображения — составная часть не ТРИЗ, а ТРИЗ-образования. Его можно позиционировать как пропедевтику ТРИЗ, хотя и понимать при этом, что РТВ самоценно, безотносительно изучения ТРИЗ.