Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 01.12.2002]
[Обновлено 10.10.2009]





Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать:  GuinA_4.pdf   (185 Kb)
Главная / Статьи / Теория образования /
Нас ждут серьезные изменения в системе обучения

РАЗМЫШЛЕНИЯ О НОВОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И О ТРИЗ-ПЕДАГОГИКЕ

Чему учить?

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура — это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм; устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения — все это элементы культуры.

Основное противоречие современного образования, связанное с этой функцией — это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечества растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний. Как быть?

До сих пор увеличение образованности достигалось в основном путем экстенсивным: увеличением времени ученичества. Современная педагогика знает и ряд приемов интенсификации обучения, но в целом проблемы они не решают. Есть и достаточно сильная (но не проработанная технологически) идея: обучать, прежде всего, не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний (умению учиться). Разработать эту идею технологически — одна из проблем современной педагогики. И на этом пути предстоит сделать немало педагогических изобретений.

Но содержание педагогики 21 века будет определяться еще одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве 20 века. Какой? Давайте разбираться...

Известный физик Лео Сцилард предложил простой образ: изобразим все знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара — область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади — новая задача.

Область соприкосновения с неизвестным = область новых знаний (риc. 1)

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возросло. И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи — новые возможности. Плохое — новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто физика или техника, химика или биолога, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность все чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности — кто-то должен уметь ими пользоваться...

А теперь отвлечемся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим в нее обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет 13 века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело — требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует — ответ подбирается и проверяется обратным действием... Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счетом» в пользу восьмиклассника. Он что — гений? Нет, но зато у него есть простой метод — деление «уголком».

Может быть, это — подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями. Но можем вооружить многих сильными методами решения сложных задач! Можем ли?

Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше — вторая основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. И функция эта становится главной.

Остается непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей? Попробуем вычленить основные направления такого курса.

Воспитание Решателя

Цель: формирование характера и мышления Решателя, готового к столкновению с новыми проблемами.

Достижение цели предполагает разработку педагогической системы, которую мы и называем сейчас ТРИЗ-педагогикой. Содержание ТРИЗ-педагогики во многом будет определяться такими направлениями:

Рис. 2

Раскроем содержание каждого направления подробнее.

I. Развитие творческой интуиции

Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолета, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит.

Развитая интуиция — следствие большого числа решенных задач. Развитие творческой интуиции Решателя предполагает наличие в учебном курсе большой базы творческих учебных задач .

II. Обучение методам решения творческих задач

Естественно, ТРИЗ-педагогика опирается на разработанные в рамках теории решения изобретательских задач методы: операторы снятия стереотипов, приемы разрешения противоречий, алгоритмы решения творческих задач и другие решательные механизмы ТРИЗ. В тоже время ТРИЗ-педагогика не пренебрегает другими методами , используя их как вспомогательные.

В ТРИЗ-педагогике накоплен опыт преподавания методов решения творческих задач различным возрастным группам — от детей дошкольного возраста до студентов и взрослых специалистов. Естественно, на адекватных возрасту примерах и задачах. Эффективное освоение специальных методов изобретательской деятельности опирается на фундамент сильного мышления, к основным свойствам которого следует отнести умения:

  • искать и выделять закономерности в массиве фактов;

  • видеть не явно заданные качества предметов и явлений, скрытые ресурсы для решения задачи;

  • выстраивать причинно-следственные цепочки, в том числе разветвленные с необходимой степенью подробности;

  • владеть аппаратом формальной логики в условиях недостаточного знания;

  • выделять главное и задавать вскрывающие суть вопросы (человеку или природе — тогда речь идет о постановке эксперимента);

  • выдвигать (сознательно генерировать) гипотезы и выстраивать систему проверочных опытов;

  • оперировать противоречиями;

  • свободно пользоваться широким полем различного вида аналогий;

  • строить различного типа классификации.

III. Обучение организации творческого труда

Можно быть очень талантливым человеком и ничего не успеть сделать в жизни... Без упорной работы над этюдами не будет музыканта-виртуоза. Плодотворная работа Решателя не представима без умения организовать свой труд.

Организация труда включает в себя :

  • планирование ведения научной работы;

  • умение работать с базами данных, в том числе организовывать собственные базы данных;

  • реферирование;

  • владение скоростным конспектированием, умение «свертывать» информацию в емкие опорные сигналы (образы);

  • навыки скорочтения;

  • планирование рабочего времени;

Не менее важными представляются умения, необходимые при организации коллективной интеллектуальной работы:

  • умение вести научную дискуссию и четко аргументировать доводы;

  • умение представить отчет о своих достижениях в устной и письменной форме;

  • умение редактировать, рецензировать и дополнять работу коллеги (другого учащегося);

  • ...

Выводы

На пороге третьего тысячелетия привычные образовательные технологии, вызревшие в 17-18 веках , «забуксовали». Хочется осознать суть перемен и не отстать от требований времени... Присоединяйтесь!
Ваше имя
Контактный E-mail
Комментарий
Введите число с картинки

Борис Николавич 01.10.2014 (10:20)
Я работаю в компании, разрабатывающей мультимедийные приложения к учебным пособиям. Считаю актуальным разработку мультимедийных приложений к учебным пособиям по ТРИЗ. В частости к пособиям, разработанным С.И. Гин. Мультимедийные приложения позволили бы повысить эффективность уроков, привлечь родителей к активной работе по выполнению домашних заданий, разработать электронную базу примеров для обмена опытом между учителями. Сообщите ваше согласие и ваши требования к разработке мультимедийных приложений.
Татьяна 02.04.2013 (16:13)
использую триз,это супер
Людмила 25.02.2013 (11:03)
Это все так интересно!
Я - учитель информатики.
Хочу попробовать ТРИЗ на своих уроках.
Радка Кехайова 27.01.2013 (14:52)
Я хочу внедрят ету методику в образоватеьный процес детском саду.
Есть ли у Вас дистанционных курсов по ТРИЗ педагогике?
Юлия Викторовна 04.06.2012 (20:17)
Очень интересно, присоединяюсь...
Елена 16.04.2012 (17:34)
Здравствуйте! Видела применение ТРИЗ на мастер-классах наших учителей (история, биология-экология), и сахотелось самой этому научиться! И продуктивно применять на своих уроках, уроках русского языка и литературы.
придиус инна 08.02.2012 (17:02)
Я работаю с учениками в МАН. Идеи статьи мне интересны. Хотелось узнать больше
Любовь 16.12.2011 (15:12)
Я работаю в учреждении дополнительного образования детей и очень хотела бы заниматься с детьми развитием творческого мышления, воображения. Но знаний по ТРИЗ -минимальные.
Асия 27.11.2011 (10:14)
Я- обычный учитель начальных классов, очень хочется применять идеи ТРИЗ на практике.
Ольга 09.11.2011 (13:24)
Преподаю мировую художественную культуру в обычной школе. Задумалась о том, как идею ТРИЗ можно применить в моём случае. Обязательно что-нибудь придумаю! (С вашей помощью!)
Елена 27.04.2011 (08:45)
хочется активнее внедрять эту методику в образовательный процесс. Триз - это мощный толчок вперед.
Бояркина Валентина Ивановна 27.04.2011 (07:24)
Анатолий Александрович и коллеги! Полностью поддерживаю и работаю по интеграции ТРИЗ и содержания школьного образования уже около 20 лет. Результаты работы на сайте triz-v-shkole.ru
Таранец Антонина 16.11.2010 (19:55)
дистанционные курсы - это частичное решение проблемы, живое общение не заменить
settrurf 01.11.2010 (05:48)
Сильно познавательный пост!! Автор пишите посты в таком же духе!
Мирясова Галина 24.01.2010 (22:46)
Абсолютно с Вами согласна.Хочется добавить, что в жизни преуспевают именно "Решатели". Это я Вам, как выпускник очень известной физико-математической школы говорю.Но беда в том, что многие "Решатели" либо не хотят, либо не могут учить других.(А самый ужас будет в том, что учить возьмутся не "Решатели").И еще грустно от того, что при подготовке детей к олимпиадам высокого уровня видишь, как они не "слышат" про приемы решения творческих задач, потому что на олимпиадах (экология) практически нет таких задач.
Дурновцева Наталья 05.12.2009 (05:48)
Лет пять назад я на одном дыхании,как говорится, прочла Вашу книгу "Приемы педагогической техники".Читала и думала:это и обо мне! Я веду физику в школе 24 года,и с самого начала спорила со старшими коллегами по поводу своих методов работы.Например, доказывала: мне неважно, где ребенок взял формулу (в своей голове, в учебнике или тетради), важно, что он РЕШИЛ ЗАДАЧУ!Я давала детям разноуровневые контрольные работы, а завуч стояла на своем:единство требований не соблюдается!Как я рада, что сейчас ситуация меняется. Хотелось бы дистанционно хотя бы изучить основы ТРИЗ-технологии, чтобы правильно её применять.
Маликова Наталья 12.11.2009 (06:03)
Не просто согласна, а давно ищу что-то в этом духе. Нет ли у Вас дистанционных курсов по ТРИЗ-педагогике, а то нам далековато ездить в Москву?
Крысанова Оксана Анатольевна 02.11.2009 (11:34)
Полностью согласна с содержанием статьи. Но есть одно "но": это подготовка учителей, обладающих "сильным" мышлением, а я бы назвала даже инновационным мышлением.