Анатолий Гин
Я был молодым учителем и «фанател» физикой. «Только физика — соль, остальное всё — ноль» пели мы в студенческую пору.
Когда моя дочь поступила в МИФИ на факультет кибернетики, я порекомендовал ей свободное от занятий время уделять истории и литературе.
[19.08.2015] |
Светлана Гин
(чешские зарисовки)
Давайте проведем мысленный эксперимент: закройте глаза и представьте себе самую обычную школу во время урока. Вы стоите в тихом пустынном коридоре — и вдруг звонок! Постарайтесь описать свои ощущения в этот момент: что вы видите, слышите, чувствуете (только побыстрее, пожалуйста, пока вас не снесли с дороги!..) Знакомо, не преувеличиваю? Именно такую картинку рисует не только «Ералаш», но и старые добрые фильмы. Именно такую картину нередко можно наблюдать на переменах: когда наши дети, только что прилежно, чинно и солидно сидевшие за партой, вдруг срываются мчатся как угорелые куда-то… Хотя узнать «Куда?» представляется менее важным, чем ответить на вопрос «Почему?».
[31.03.2015] |
Олег Мурашёв
«Мир значительно богаче и разнообразнее, чем наши представления о нём»
Мурашёв О.Н., ПСС, т.29, стр. 467.
Чтоб методика — и не скучно? Разве это возможно?
Да! — но тогда будьте добры «методичить» через научное фэнтези.
Термин «научное фэнтези» ранее в научных работах не встречался, поэтому объясню, что же подразумевается под столь необычной комбинацией слов.
Форма статьи — фантастический рассказ — выбрана неслучайно, чтобы ещё раз показать, как при помощи «нереальных событий» можно передать всё то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни и получить реальные инструменты для её преобразования.
[18.02.2015] |
Анатолий Гин
«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие способа, при котором учителя учили бы меньше. А учащиеся учились бы больше».
Ян Амос Каменский
Случай из практики
Это было в 80-х годах прошлого века. Я размышлял, как проведу урок на тему «Электростатическая индукция». Живо представлял себе класс. Вот сидят 30 подростков разного пола. Петя думает о Маше. Маша думает о Саше. Сергей наверняка хочет только одного — чтобы его не спросили. А кто из них думает об электростатической индукции? Никто! А кто меня о ней спрашивал? Никто! Вот войду я в класс и напишу тему на доске. Кого она вдохновит? Никого…
И стало мне грустно, и стал я думать, есть ли выход из этого положения. Как зажечь ребят интересом? И что я сам знаю интересного про эту самую индукцию? И кое-что придумал…
[10.02.2015] |
Виктория Беркова
Сегодня очередное заседание школьного клуба «Игра в бисер». Собираются любители поиграть в синтез различных наук. И сразу новость — в клубе появился новый игрок. Это ученик 11 класса, у которого я никогда не преподавала. Он просит включить его в группу проектантов, которые готовятся к конкурсам республиканского и международного уровня.
[16.12.2014] |
Александр Торгашов
Негениальных детей не бывает.
Негениальность — это социально приобретённая патология.
Откуда берутся гении? Конструктора стараются, строят самолёт. А гений подходит, говорит, — сломается здесь, — и здесь ломается. Инженеры, математики сутками не спят, проводят расчёты, исписывают кучу страниц. Гений подходит, говорит, — Нет, не правильно, должно получиться вот столько. Пересчитывают всё заново, находят ошибку и получают результат близкий к предсказанному.
[30.11.2014] |
Анатолий Гин
Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.
А. Экзюпери
Анатолий Гин, генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи»
Ключевые слова:
гипотеза, удивление, мотивация, инструмент
[26.03.2014] |
ВАДИМ СЛУЦКИЙ, педагог, г. Петрозаводск, Карелия
Одна из странностей нашей школьной практики заключается в том, что мы совершенно не используем опыт и теоретические открытия великих педагогов. Хотя их использование могло бы помочь нам добиваться лучших результатов, а значит, получать больше удовлетворения от своей работы, больше давать детям. Но мы этого почему-то не делаем.
[25.02.2013] |
Автор статьи преподаёт в техническом университете, но одновременно с этим занимается развитием креативных навыков детей на основе ТРИЗ-педагогики.
В этом материале она раскрывает результаты своего исследования целесообразности этой работы для разных возрастных групп.
[10.02.2013] |
Сергей Ефремов
Сотрудник Лаборатории Сергей Ефремов с педагогами строит план урока русского языка в начальной школе. Цель — дать знания через творчество…
[13.09.2012] |
Майк Фуллан
Автор показывает ложность политических, стратегических движущих сил, выбранных для реформ системы образования в США и Австралии. Предсказывает крах этих реформ. (Кстати, прямая аналогия с реформами в РФ очевидна — А. Гин).
В своей аргументации автор использует интересные результаты масштабного исследования реформ образования в разных странах, проведённого компанией McKinsey.
Прочтите всего лишь два тезиса:
- Концентрация на «жёсткой и справедливой отчётности» как на основной двигатель повышения эффективности системы образования ведёт в тупик. Приверженцы тщательного тестирования как объективного инструмента для обратной связи в образовательном процессе получают обескураживающие результаты…
- Цифровые технологии «победили» собственно педагогику. Но надежды на то, что компьютеры сделают детей более умными и образованными — тщетны. (Кстати — уверенность в том, что цифровые технологии — это именно и есть суть педагогических реформ стала почти «священной верой» некоторых наших умных, быстрых, но мало что понимающих в этом деле молодых реформаторов — примечание А. Гина).
Если эти тезисы Вас заинтересовали, то Вам наверняка имеет смысл прочесть и всю статью.
[12.08.2012] |
В материале дается анализ результатов применения ЕГЭ в стране с позиции теории педагогических измерений: «…результаты фабрикуются в невиданных ранее масштабах, коррупция растёт, качество образования ухудшается. Информация обо всех зафиксированных нарушениях в целом по стране и по отдельным территориям не публикуется; десять лет она оставалась скрытой образовательным ведомством».
[05.08.2012] |
Павел Оржековский
Институт общего среднего образования РАО
Общеизвестно, что развитие лицейского и гимназического образования в нашей стране сдерживалось искусственно. В настоящее время можно отметить, что эти учебные заведения заняли достойное место в системе просвещения, Но в связи с быстротой роста лицеям и гимназиям не удалось избежать старой болезни, которая в мировой педагогике именуется интеллектуализмом...
[11.07.2012] |
Богоявленская Диана Борисовна
В статье изложено авторское понимание содержания, выявляемого тестами интеллекта и креативности. Основное внимание уделено доказательству невалидности тестов креативности, поскольку само понимание креативности как дивергентного мышления не совпадает с содержательным раскрытием понятия творчества, сложившегося в отечественной психологии, а также в мировой философии и гуманитарных и естественных науках. Автор отсылает читателя к своему концептуальному раскрытию понятия творчества, единице его анализа и предложенному психодиагностическому методу, валидность которого доказана теоретически и экспериментально.
[29.06.2012] |
Николай Ноговицын
Эта заметка — результат осмысления смысла понятий «образование» и «самообразование».
[11.05.2012] |
Иванова Светлана Вениаминовна
…три беды российского образования, не позволяющие формировать творческое мышление на основе системных подходов:
- кадровая проблема (включая проблемы педагогического образования);
- управление в образовании (которое мало профессионально и которому мало где учат);
- хорошая методическая школа.
Об этом 8 февраля 2012 г. рассказала в своём докладе Светлана Вениаминовна Иванова, директора Института теории и истории педагогики РАО, на международном семинаре в Москве, посвящённом развитию креативности у школьников.
[24.02.2012] |
Анатолий Гин
Настоящая работа — не более чем эскиз. Тема требует серьёзной и объёмной проработки…
Эскиз «набросан» мною по просьбе Григория Олеговича Громыко, теоретика и практика КСО — коллективного способа обучения.
[18.01.2012] |
Наталия Ременцова
Автор использует ролевую игру»6 шляп мышления» для формирования навыков работы с информацией. Материал написан так, что его можно применять в практической работе, как инструкцию.
[10.12.2011] |
Елена Паклина
Научить ребенка размышлять, развиваться творчески, верить в свои силы — именно этих целей я пытаюсь достичь на уроках, строящихся на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). И здесь мне хотелось бы поделиться опытом, приобретенным за время проведения этих уроков, а также высказать некоторые рекомендации для педагогов, которые пойдут по этому пути в первый раз.
[16.11.2011] |
Анатолий Гин
Эта статья о двух аспектах применения ТРИЗ к педагогике была заказана нашим австрийским коллегой господином Юргенсом для сборника статей по ТРИЗ.
(с) Анатолий Гин, руководитель международной общественной Лаборатории «Образование для Новой Эры».
[10.11.2011] |
Светлана Гин
Тема статьи: традиционная школа и одарённые дети.
Все знают, кто они такие, но никто не знает, что с ними делать…
[20.10.2011] |
Аномальная скороспелость в чём-то одном может соседствовать с вопиющей недоразвитостью в другом.
Одарённость ребёнка часто сопровождается весьма неблагоприятными учительскими характеристиками: нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный. Поскольку одарённые дети, как правило, предрасположены к внутренней конфликтности, то для них особо полезны любые проявления личного участия и внимательности учителя.
Материал предоставлен В. Букатовым.
[15.10.2011] |
А. А. Любищев
...Моя система пригодна для тех, кто в известной степени сходен со мной по следующим признакам: главный интерес в жизни научная работа, не профессия, а основное содержание; большие поставленные перед собой задачи, требующие разносторонних знаний; с возрастом не сужение интересов, а наоборот, все продолжающееся расширение (в молодости я был очень узким человеком, совершенным нигилистом в отношении искусства, философии, занимался с 13 лет преимущественно энтомологией и зоологией).
Для лиц, не имеющих этих признаков, моя система или не нужна, или неприемлема психологически...
[29.07.2011] |
Александр Торгашов
Александр Торгашев
«Мы кинулись догонять Америку, где двадцатилетние переростки, озабоченные амурными похождениями, изучают математику нашего пятого класса. А главным содержанием образования является — как не забеременеть во время получения этого образования».
Это строки из книги мастера ТРИЗ Александра Торгашева. С его любезного разрешения мы публикуем здесь главу из книги «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ», посвящённую образованию.
После статьи Вы найдёте ссылку на сайт автора и на его книгу, размещённую в свободном доступе.
[29.06.2011] |
Максим Аникеев
«О природе самостоятельного познания» статья директора Китежской школы Максима Аникеева. Это не рассуждения о познании — это настоящая, качественная педагогическая практика, в основе которой качественное понимание пути познания ребёнком окружающего мира. Что важно — честная, без фанфар. О самом главном.
[04.05.2011] |
Николай Ноговицын
Автор статьи рекомендует изменить свое отношение к оценке успеваемости ученика. Четко различать понятия оценка и отметка. Учитывать индивидуальную динамику изменения учебных успехов.
[15.03.2011] |
Вячеслав Утемов
Автор наглядно показывает, как воспитывать креативное мышление на примере из математики.
[11.12.2010] |
Александр Гершаник
Этот материал Александра Гершаника — доклад на семинаре, посвящённом философии и искусству образования. Автор — блестящий полемист, глубоко понимающий проблемы современного образования. Меткие определения, глубокие мысли, важные выводы…
[02.11.2010] |
Владимир Черкасов
Черкасов Александр Владимирович
Методика формальной оценки творческого потенциала и социальной активности выпускников средних общеобразовательных школ
Одним из наиважнейших условий успешного проведения в жизнь инновационной политики в стране является социальная подготовленность и активное участие граждан в этом процессе. И модернизация, и инновационный путь развития в первую очередь предполагают наличие новаций как продукта, созданного интеллектуальным трудом конкретных людей — новаторов, и лишь во вторую — желание, возможность и способность государства к внедрению новшеств…
[22.09.2010] |
П.Л. Капица
Гений и общество, роль широкой культурной общественности, без которой невозможна эффективная творческая работа в науке и искусстве, отбор и воспитание творчески одаренной молодежи — эти темы всегда глубоко интересовали Петра Леонидовича Капицу, к ним возвращался он снова и снова в своих докладах, письмах, статьях.
И вот еще его одно рассуждение — о творческом «непослушании», всего семь страниц не публиковавшейся никогда рукописи, напечатанной на машинке, с правкой, сделанной рукой Капицы, его же рукой вписан эпиграф. Заголовка нет, даты — тоже... Доклад «о творческом непослушании». Был ли он прочитан? Неизвестно. Об этом не знает ни Анна Алексеевна, вдова Петра Леонидовича, ни его референт, проработавший с ним последние 29 лет его жизни и занятый сейчас разборкой личного архива ученого...
[21.09.2010] |
Владимир Черкасов
В статье системно рассмотрены предложения, направленные на модернизацию страны. Объединяющей идеей является профессиональная работа с талантливыми, технически одаренными детьми и подростками. Автор считает принципиально важной в вопросах устройства общества роль рядовых граждан, понимающих конкретную проблему изнутри и способных предложить пути ее решения.
[23.08.2010] |
Анатолий Гин
Автор формулирует аксиому Нового образования и рассматривает педагогический, социальный и экономические аспекты Парадигмы образования, соответствующего информационной волне развития общества. А также кратко описывает концепт образовательного учреждения, адекватного потребностям нового века.
[05.12.2009] |
Настоятельно рекомендуем прочесть эту книгу всем, кто сможет ее раздобыть. Для остальных вот краткий конспект на русском языке. Многие идеи, интуитивно развиваемые в МНТЦ, пересекаются с идеями Гершенфельда.
[31.03.2009] |
Владимир Белый
Организаторы образования всех уровней тщательно регламентируют работу учителей. Мотивы понятны: все ради того, чтобы учителя лучше работали. Работает ли такая мотивация, учителям известно лучше всех остальных. А что работает? Об этом рассуждает автор этой статьи, завуч физико-технического лицея из Херсона.
[05.10.2008] |
Владимир Белый
Автор, не углубляясь в детали алжирской системы образования старшеклассников, преподносит читателям сущность такого явления, как «Лицей французской системы самоорганизации в условиях арабского мира».
[25.05.2008] |
Сергей Ефремов
Одним из основных качеств творческой личности считается креативность — нестандартность мышления и поведения. В данном материале рассматриваются некоторые стороны креативности и их тестирование.
[14.03.2008] |
Владимир Белый
Статья раскрывает внутренние смыслы личностно-ориентированной образовательной деятельности учителей и учащихся и знакомит с практическими приемами личностно-ориентированной педагогики в условиях кризиса постсоветской школы.
[27.12.2007] |
Анатолий Гин
Учебники устаревают еще до того, как их выпускают в свет. В сегодняшней жизни нельзя однажды научиться, чтобы потом всю жизнь быть обеспеченным квалифицированной работой.
Необходимо новое содержание образования. Разработкой такого содержания занимаются сотрудники Лаборатории «Образование для Новой Эры». Методологической основой разработок является ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Ключевой темой разработок — теория открытых задач.
[24.09.2007] |
Анатолий Гин
Жизнь уже продиктовала требования к новой системе образования. Какова новая функция образования? На этот вопрос и отвечает статья.
[09.04.2007] |
Валентин Кумарин
Почему уж очень просто, очень художественно, очень «ненаучно» описывают, анализируют «опыт Макаренко»? Почему этот «опыт» до сих пор остается тайной за семью печатями? На самом деле, Макаренко осуществил грандиозный социальный эксперимент, создал общечеловеческую модель совершенного общественного устройства. Модель, в которой главным действующим персонажем является вовсе не коллектив, как многие привыкли думать, а отдельно взятый человек со всеми его врожденными потребностями и врожденными способностями.
[28.11.2006] |
Анатолий Гин
Доклад на 9-й научно-практической конференции «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ», июнь 2006 г.
[24.08.2006] |
Анатолий Гин
Сегодняшние реформы школы ведут во вчерашний день. Они отстали как минимум на пол века. Школа работает против общества, против его развития.
[10.10.2009] |
Марат Гафитулин
В материале рассмотрена одна из ключевых проблем системы образования рассогласование между предлагаемым и необходимым обществу образованием. Показана причина рассогласования устаревшая модель образования. Предложена модель перспективного образования.
[30.05.2006] |
Анатолий Гин
Интервью с Анатолием Александровичем Гином: «Свои успехи отношу не на свой личный счет, а на счет действенной «методики создания методик» теории решения изобретательских задач. Освоение ее дает возможность любому нормальному педагогу добиваться весомых успехов».
[18.07.2005] |
Юлий Мурашковский
Статья написана для педагогов, знакомых с ТРИЗ. Горизонты третьего мира это и горизонты образования. Того образования, которое стучится к нам из будущего. В нашем быстро меняющемся мире задачи иногда успевают устареть еще до того, как их взялись решать. Как быть?
[29.06.2005] |
Юлий Мурашковский
Те, кто достаточно давно занимаются ТРИЗ, знакомы с одним из основных ее «недостатков». У людей появляется ощущение, что все задачи могут быть решены. Да, задач много. Но вот мы их перерешаем по ТРИЗ и все станет хорошо. Наступит светлое будущее.
Таким «энтузиастам» хочется напомнить старую мудрость: «Хочешь насмешить богов поделись с ними своими планами». Услышав о планах перерешать все проблемы, боги, наверное, хохочут до полного истощения своих божественных организмов. Ведь они давным давно подсунули человечеству потрясающую свинью, сделав так, чтобы решение проблемы само по себе рождало новые противоречия.
[23.08.2007] |
Анатолий Гин
Методы развития изобретательского мышления займут ведущее место в системе образования.
[23.08.2007] |
Анатолий Гин
В последнее время я прочел несколько популярных американских книг по образованию. Огромные тиражи, хороший язык, масса достоинств. Авторы дают рецепты революционных изменений в Образовании. Но при этом не видят противоречий поэтому их рецепты кажутся простыми и доступными. Но это обманчивая простота «гладко было на бумаге…».
[10.10.2009] |
Анатолий Гин
В этой работе мы предлагаем вам небольшое педагогическое изобретение: новый вид учебного текста. Строго говоря, предлагаемый способ работы учебный полилог нужен не всем и не всегда. Учебный полилог предназначен для обучения «повышенного качества», получения глубоких знаний. Он нужен, когда ставится цель: научить размышлять, ставить вопросы, доказывать свою точку зрения.
[29.05.2004] |
Юлий Мурашковский
Как исследователи отыскивают нужную информацию? Что такое «протогипотеза» и как она указывает путь исследований по выбранной теме? Какие мыслительные операции необходимы на разных этапах развития научных представлений и какими качествами мышления должны обладать Исследователи на этих разных этапах? Автор дает ответы на эти вопросы на основе анализа большого количества примеров из истории изучения электромагнетизма, света, биологии, химии, астрономии, космогонии, первобытной истории.
[30.04.2004] |
Виктор Тимохов
Интервью мастера ТРИЗ Виктора Тимохова для Фонда Интернет-образования: о новых тенденциях в образовании и о проекте www.trizland.com
[05.03.2004] |
Анатолий Гин
Это интервью не совсем обычное. Где бы ни приходилось читать лекции по ТРИЗ-педагогике: в Минске или Челябинске, Петрозаводске или Санкт-Петербурге учителя задают вопросы. Спрашивают и в письмах, откликах на публикации в педагогической прессе. А недавно пришло письмо из США и тоже с вопросами педагогов, руководителей сети Вальфдорских школ.
Обобщенная выборка из этих вопросов стала основой для публикации.
[28.01.2004] |
Игорь Кайков
Магеллан еще не совершил первого кругосветного путешествия, когда Игнатий Лойола уже искал единомышленников. До выхода в свет труда Коперника о гелиоцентрической системе мира оставались десятилетия, когда Организация, основанная Лойолой, имела разработанную теорию и практику воспитания личности...
[01.10.2003] |
Григорий Громыко
Какие цели у педагогики? Из каких соображений «вычислять» эти цели? Из концепции «идеального человека»? Из тенденций развития цивилизации? Из представлений педагогов об «идеальном ученике»? Григорий Громыко продолжает рассуждать на тему теории педагогики и предлагает в качестве ключа к этой теории социометрический подход Морено.
[25.07.2003] |
Григорий Громыко
«Во всем мире на почти всех языках всеми педагогами Земли ведется эта работа вот уже несколько сот, — или тысяч? — лет…», — говорит автор статьи о поисках теории педагогики. Однако результаты этого поиска автора не очень устраивают. Частные теории для частных случаев — это максимум, на что может претендовать сегодня передовая педагогическая мысль. Автор высказывает много хотя и спорных, но интересных идей. Желающие обсудить эти идеи могут обращаться к Громыко Григорию Олеговичу.
[17.05.2003] |
Анатолий Гин
Почему массовая школа во всем цивилизованном мире устроена единообразно?
Зарождение массовой школы произошло в 18 веке. Цели ее были ясны: научить слушать и запоминать, действовать по инструкции, послушно выполнять указания…
Сегодня школа-фабрика по-прежнему жива, но ее сильно лихорадит. И это неспроста – мы вступаем в новый этап цивилизации, когда мир стремительно меняется. В связи с этим и перед школой встают новые задачи образования.
Как повернуть образование в нужную сторону? Как учить детей жить в мире, которого мы не знаем сами, – в мире будущего? Автор статьи отвечает на эти и многие другие вопросы.
[10.10.2009] |
Анатолий Гин
Современность все чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. И ответственность за решение новых задач также возросла. Впервые в истории человечества появилась необходимость в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.
Изменения в системе обучения неминуемы — это объективное требование времени. Автор анализирует причины и следствия этих изменений…
[10.10.2009] |
Анатолий Гин
Посмотрите – вот шахматная фигура. Если она сделает правильный ход – партия будет выиграна. Если неправильный – проиграна. Как найти правильный ход? В шахматах больше игровых комбинаций, чем атомов в видимой нами Вселенной. Но шахматы – не жизнь. В жизни комбинаций еще больше. Предусмотреть их все, рассчитать заранее невозможно. В жизни меняются не только «положение на доске», но и сами правила игры. Поэтому единственное, что мы можем сделать, – это научить человека думать. Сильное мышление – сильные ходы…
Сегодня мы будем говорить о сильном мышлении…
[01.12.2002] |
Алла Нестеренко
Может ли в школе реально существовать детская исследовательская работа?
Как только учитель делает попытку ввести ученика в мир творчества, он оказывается лицом к лицу с целой армией мифов и заблуждений о творчестве вообще и об исследовательской работе в частности, например: учить творчеству невозможно, творчеством могут заниматься только одаренные люди, это не каждому дано…
Автор анализирует и опровергает эти мифы, обратившись к опыту «творческих педагогик».
[11.11.2002] |
Юлий Мурашковский
Культура — это не застывшее образование, а сложная и быстро меняющаяся система. Культуры возникают и исчезают прямо рядом с нами. А отсюда — целый ряд задач. Задач новых, никогда ранее не встречавшихся. И самая главная задача — чему учить наших детей? Как готовить их к этому лабиринту культур? Задача обучения осложняется тем, что элементов культуры много и отказаться от одного из них в пользу другого невозможно.
Эти задачи ставит и показывает на различных примерах направление и возможность их решения автор статьи.
[08.04.2007] |