Елена Грединарова
Каждый педагог желает быть эффективным на каждом уроке. Но жизнь вносит свои коррективы. Бывает и так, что нездоровится, или «драйва» нет, или вообще не успел хорошо подготовиться к уроку. Вот бы найти такую «волшебную палочку», чтобы и в этих случаях всё получалось «по высшему разряду».
Кажется, у меня это стало получаться. Как? Этим «секретом» я и хочу с вами поделиться, дорогие учителя…
[08.09.2015] |
Учитель-предметник подготовлен в основном к работе в «знаниевой» парадигме. А вот четкого и внятного ответа на вопрос о том, как обучать в деятельности (в деятельностной парадигме образования), как проверить эффективность урока с точки зрения новых целей образования — у учителя, работающего в основной и старшей школе, нет. Автор предлагает учителям метод разработки сценария урока в деятельностной парадигме.
[20.08.2013] |
Оригинальный урок литературы в 7 классе. Интерактивный, занимательный, содержательный.
[10.01.2013] |
Каждая ошибка — это повод вернуться к материалу. Читать параграф — дело бесполезное. Ошибки надо прорабатывать. Но как? Обычная, принятая в школе работа над ошибками, как правило, формальна и не очень-то эффективна. К тому же дети её терпеть не могут. А в деле, которое касается живого языка, формализму и скуке не место.
[16.12.2012] |
Сергей Банников
Шпаргалкой пользуются, с тех пор как человек начал учиться. Шпаргалка была, есть и будет. Однажды автору пришла в голову счастливая мысль её легализовать. Хотя бы на время.
[28.11.2012] |
урок биологии как универсальная подсказка для «сборки уроков»
Марина Разинькова
Учитель биологии из Курска Марина Разинькова подробно рассказывает о своем опыте конструирования урока с помощью конструктора урока А. Гина, описанного в книге «Приемы педагогической техники».
[23.10.2012] |
Этот материал привел меня в восторг вовсе не идеологическими рассуждениями, а тем, как профессор решил свою педагогическую задачу. Я «выцепил» это маленькое повествование в Интернете, к сожалению, без указания авторства. Но очень хочу поделиться им с вами.
[16.10.2012] |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРЯНОСТИ
Александра Ершова, Вячеслав Букатов
Режиссёрская проработка учителем любого этапа урока превращает бездушные элементы традиционной дидактической конструкции в живые, уникальные, «вкусные». Но если на том или ином этапе вас постигнет неудача, не спешите списывать её на недостатки учеников. Ведь любое столкновение с трудностями в общении с сидящими перед вами учениками — прекрасная возможность для профессионального роста.
[30.09.2012] |
Сергей Савельев
Что делать учителю, когда ученики сквернословят? Не замечать, впадать в праведный гнев, метать громы и молнии, вести доверительные беседы? Большинство наших читателей наверняка всё это уже проходили. Как и учителя одной небольшой московской школы. Как-то раз один из них высказал шальную мысль: сквернословие наказывать… чистописанием! Коллеги рискнули отнестись к этому предложению серьёзно…
[25.05.2012] |
Мария Ганькина
Короткие жизненные истории, записанные замечательным педагогом Мариной Ганькиной, заместителем главного редактора журнала Педагогическая техника. Ни убавить, ни отнять – просто здорово!
[20.04.2012] |
Вячеслав Букатов
Отличное упражнение для развития внимания, к тому же практически «безрисковое» — оно обязательно получится. А заодно хорошее средство настроить учеников на рабочий творческий режим.
[24.03.2012] |
Т. Алистратова
Этот замечательный опыт в школе появился в результате статей: «Зачёт наизнанку» Марины Ганькиной и «Зачёт наизнанку в курганской школе» Светланы Пырьевой.
На этот раз в журнал Педагогическая техника написали из школы Старого Оскола. Эстафета педагогических идей продолжается…
[29.02.2012] |
Елена Паклина
Эту статью можно было бы назвать «Репортаж с места боя» — в шутку, но с известной долей серьёзности. Или «Опыт учителя, начинающего преподавать ТРИЗ в спортивном классе». Педагогические будни учителя-практика из небольшого сибирского городка Бердска.
[10.02.2012] |
Андрей Остапенко
Есть такой раздел психологии, который называется экзотическим словом «проксемика». Она изучает влияние предметно-пространственной среды на человека. Разобраться в некоторых школьных проблемах она сейчас нам и поможет.
[31.10.2011] |
Аномальная скороспелость в чём-то одном может соседствовать с вопиющей недоразвитостью в другом.
Одарённость ребёнка часто сопровождается весьма неблагоприятными учительскими характеристиками: нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный. Поскольку одарённые дети, как правило, предрасположены к внутренней конфликтности, то для них особо полезны любые проявления личного участия и внимательности учителя.
Материал предоставлен В. Букатовым.
[15.10.2011] |
Людмила Скирневская
Рассказ о том, как полезно бывает спросить у учеников, а чему они сами могут вас научить.
[10.09.2011] |
ИЗ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОТЕКИ
ВЯЧЕСЛАВ БУКАТОВ, доктор педагогических наук
АЛЕКСАНДРА ЕРШОВА, кандидат педагогических наук
Пересечь ученическую «партизанщину» на уроках с учебным материалом достаточно трудно. Тут не только и сноровка, и опыт, и интуиция учительская нужна, но и «дело случая».
Так вот, чтобы и мастерство учителя, и «дело случая» друг другу на уроках помогали, мы и предлагаем педагогам различные социо-игровые приёмы.
[20.08.2011] |
ЭСТАФЕТА УЧИТЕЛЬСКОГО ОПЫТА,ОТКРЫТИЙ И УДИВЛЕНИЙ
Светлана Пырьева
В № 4 журнала «Педагогическая техника» мы рассказали о том, как шестиклассники сдавали зачеты по географии и физике: сначала они объясняли учителям добровольцам, что знали сами, а потом те отдувались за всех у доски. Эту идею подхватила учительница из Кургана. А следом за ней зачет наизнанку провела учительница из Старого Оскола. В № 6 читайте ее увлекательный рассказ (с фотографиями!). Надеемся, что вы, дорогие читатели, подхватите эстафету.
Ждем ваших рассказов!
[29.07.2011] |
КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ, НЕ ПРЕВРАЩАЯ УРОК В ТЯГОМОТИНУ
Мария Ганькина
Давным-давно сложившаяся традиция урочного чтения, увы, до сих пор такова: один ученик читает, остальные «следят». Как можно построить занятие чтением иначе — так, чтобы ни ученикам, ни учителю скучно не было?
[29.07.2011] |
Александр Кавтрев
По материалам семинара А. А. Гина
«Приёмы педагогической техники»
[07.06.2011] |
Марина Матвеева
До школы осталось меньше месяца, и многие родители засаживают будущих первоклассников за букварь. Готов ребенок к школе или нет, они определяют по тому, умеет ли он читать и считать. Что такое готовность к школе на самом деле и какие требования школа предъявляет к первоклассникам, рассказывает Надежда ЗЫРЯНОВА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.
[30.04.2011] |
Мария Ганькина
Парадоксальный способ не столько контролировать изучение материала, сколько его активизировать и углублять.
[30.03.2011] |
С. Лобанова
Описание, цели и инструкции к играм «Эволюция» и «Кораблекрушение».
[10.02.2010] |
С.А. Лавердян
Тема «Системы счисления», одна из основных тем раздела «Основы ЭВМ», трудно усваивается студентами. Для представления правил перевода чисел из одной систем счисления в другую в более наглядном виде могут быть использованы таблично-матричные логико-смысловые модели, принцип которых был предложен В.Э. Штейнбергом. Использование опорных схем положительно влияет на обучение студентов. Исследование выполнено в рамках масштабного педагогического исследования технологии концентрированного обучения, проводимого в рамках деятельности экспериментальной площадки Федерального института развития образования (научный руководитель — д.п.н., проф. А.А. Остапенко).
[26.01.2010] |
А. Остапенко
Автор рассказывает «изюмины» из своей методической копилки и призывает «поковыряться» в памяти и присылать свои «изюмины», дидактические «мелочи», на которые можно посмотреть, как на находки, чтобы они не потерялись, а вошли в общую методическую копилку.
[05.12.2009] |
Л. Гулькина
В наш век, век компьютерных технологий, когда дети стали очень мало читать художественную литературу, перед учителями-словесниками возник вопрос: «Как научить ребёнка вербальному общению, а не только общению с компьютером, как сделать речь красивой, как подготовить ученика к импровизированной речи?» Чтобы решить эту проблему, я обратилась к факультативному курсу риторики. Данный предмет состоит из 4-х основных блоков, изучение которых направлено на работу с речью. Предлагаю разработку одного из уроков риторики по теме: «Хочешь говорить — говори!» Некоторые виды работ я также использую и на уроках литературы при подготовке учащихся к презентации. Думаю, что это будет интересно не только учителям-словесникам, но и историкам.
[30.10.2009] |
А. Остапенко
Ещё лет пятнадцать назад концентрированное обучение (или как его обычно называют — «погружение») было достаточно экзотическим новшеством. Немногие публикации об этой новации вызывали неподдельный интерес. Сегодня же трудно найти регион, где хотя бы несколько школ не работали в режиме этой технологии.
[02.08.2009] |
Н. Струговец
Социум предъявляет к педагогу систему высоких требований, выполнение которых возможно лишь при создании совершенно новых условий повышения педагогического мастерства, способствующих динамичному творческому взаимодействию участников образовательного пространства. Одним из них может стать вариативный диалог опытов и поддержка творческой инициативы.
[14.07.2009] |
С. Аллавердян
Предлагаемая статья описывает возможности использования в преподавании начал информатики таких хорошо известных графических форм представления учебной информации, как логико-смысловые модели (В.Э. Штейнберг) и граф-схемы типа «паучок» (Дж. Хамблин).
[11.06.2009] |
O. Выродова
Игра проводится учащимися, заранее подготовившими задания и модели многогранников. Эти упражнения проходят по принципу игры «да-нетка».
[30.05.2009] |
Андрей Остапенко
Есть моменты школьной урочной жизни, которые потрясают и запоминаются навсегда. Есть «потрясающие» опыты по физике и по химии. Есть «потрясающие» запоминалки. Есть «потрясающие» стихи. А есть задачки, которые «потрясают» либо постановкой, либо решением, либо результатом.
[29.04.2009] |
H. Архипова
Я не являюсь автором данного педагогического приема, но этот способ воплощения принципа обратной связи очень органично вошел в мою практику, и уже трудно определить границы «своего» и «чужого». В этой маленькой статье рассказывается, на каком этапе урока, для чего и как можно использовать этот прием. Надеюсь, что мой опыт будет полезен не только коллегам-словесникам, но и всем, кто стремится разнообразить арсенал приемов педагогической техники.
[31.03.2009] |
С. Селеменев
Графическая форма сообщения знаний, соединённая с электронными средствами предъявления, как механизм раскрытия смысла изучаемых фактов и явлений — суть предлагаемой автором концепции наглядного представления учебного текста.
[28.02.2009] |
Андрей Остапенко
«Педагогическая техника». Как много в этом словосочетании непонятного. Зачем она нужна? Об этом наверняка знают подписчики и авторы нашего журнала. В 2008 году журнал обрел новое лицо, экспертно-редакционный состав и главного редактора. Это журнал для мастеров и профессионалов педагогического труда. Профи есть в каждом направлении деятельности, в том числе и в педагогическом. В школу ведь идут «на учителя».
[16.12.2008] |
Владимир Белый
Успешное обучение без домашних заданий возможно.
Автор доказывает это на практике.
[07.02.2008] |