Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая
Все рубрики раздела

Полемика (19)
Рубрика включает в себя актуальные, острые статьи об образовании. Некоторые из них мы собираем для вас из открытых источников. Подборка содержит либо полные тексты статей, либо аннотации со ссылками на полный текст. Читайте, обсуждайте, делитесь мнением… Ведь пока мы с вами не добьемся серьезных изменений, государство будет воспитывать наших детей дебильными передачами по ТВ, финансировать систему образования по остаточному принципу, издавать убогие учебники и готовить наших детей к жизни в позавчерашнем, а не завтрашнем мире… Подробнее

Начальная школа и детский сад (24)
Статьи и методические разработки, полезные в первую очередь учителям и методистам начальной школы, а также родителям и всем тем, кто занимается с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Подробнее

Средняя и старшая школа (20)
Материалы, ориентированные на методистов и учителей средних и старших классов, преподавателей вузов. Этот раздел будет интересен также старшеклассникам, которые задумываются о собственном образовании. Подробнее

Теория образования (60)
Обидно потратить свои силы, двигаясь не в ту сторону. Чтобы работать эффективно и быть успешным, нужно идти в ногу со временем. Где найти ориентиры и маяки в мире образования? Подробнее

Теория открытых задач (14)
Новый мир предъявляет новые требования к образованию. Изменится не только технология образования, но и его содержание. Одним из центральных элементов нового образования будут открытые (творческие, эвристические, исследовательские…) задачи. Подробнее

Творческая личность (14)
Что есть, а точнее кто есть творческая личность? Как творческая личность определяет свои жизненные цели и пути их достижения? Эти вопросы рассматривает раздел ТРИЗ, который называют теорией развития творческой личности. Подробнее

Школа ТРИЗ (14)
Здесь можно ознакомиться с основными понятиями теории решения изобретательских задач, прочесть материалы о теории и по теории. Подробнее

Разное (32)
Коллектор неклассифицированных материалов Подробнее

Педагогическая техника (35)
В 1999 году вышло первое издание книги «Приемы педагогической техники». С тех пор прошло 10 лет, книга была переиздана 14 раз, общий тираж составил около 80 тысяч экземпляров. А в 2001 году под впечатлением от этой книги НИИ школьных технологий стал издавать журнал «Педагогическая техника». Эта рубрика будет вестись совместно с редакцией журнала. Подробнее


ВСЕ СТАТЬИ (232)
Главная / Статьи /
Теория открытых задач

Светлана Гин

(С) Гин С.И., 2015

Состоялась интеллектуальная игра «Креатив-бой» между младшими школьниками из г. Гомеля и г. Могилева (подробнее об игре см. «Сегодня креатив-бой, завтра – креативная школа» // «Наставницкая газета», 12 июня 2014 г.)  Подробнее

[09.07.2015]


Анатолий Гин

Вот вы снимаете свое чадо с горшка и торопитесь в детский сад. По дороге объясняете ему, что «вот этот дядя  — офицер, он одет в специальную одежду  — армейскую форму». Потом садитесь в машину и, соблюдая правила дорожного движения, мчитесь на завод. Кстати, сегодня заседание профсоюзного комитета.

Горшок, одежда, машина  — технические изобретения.

Детский сад, армия, правила дорожного движения, завод, профсоюзный комитет  — изобретения социальные. Изобретения способов организации взаимодействия людей.  Подробнее

[20.01.2015]


На семинаре в Бауманском лицее города Йошкар-Олы мы не стали читать лекции об открытых задачах, а сразу «бросились» в практику. Мы решили несколько задач, а потом педагоги получили сборник задач для изучения в группах. После этого педагоги должны были сами назвать отличия таких задач от традиционных. К чести Баумановского лицея, коллектив отлично справился с заданием. А результат вы можете посмотреть сами.  Подробнее

[17.11.2014]


Анатолий Гин

Аннотация: в статье показана система обучения школьников решению исследовательских и изобретательских задач на основе алгоритмических процедур. Дано понятие исследовательских и изобретательских задач, сформулированы требования к ним. Определены дидактические основания, на которых строится представленная система.

Ключевые слова: алгоритмические процедуры решения творческих задач, исследовательские и изобретательские задачи, дидактические основания.  Подробнее

[11.01.2014]


Александр Кавтрев

В помощь тем педагогов, которые хотели бы попробовать свои силы в самостоятельном составлении открытых задач сотрудники лаборатории «Образование для новой эры» разработали специальный алгоритм. Он состоит из пяти последовательных шагов.  Подробнее

[18.07.2012]


Подготовил Анатолий Витковский

«Вот это да! Вот это задание!» — голос из зала… О мастер-классе Анатолия Гина по решению открытых задач на Соловейчиковских чтениях в газете «Первое сентября» рассказывает Анатолий Витковский.  Подробнее

[24.11.2011]


Анатолий Витковский

Беседа корреспондента газеты «Первое сентября» Анатолия Витковского с руководителем Лаборатории «Образование для Новой Эры» Анатолием Гином.  Подробнее

[06.10.2011]


Анатолий Скворцов, Александр Ромащук

Вся наша жизнь состоит из задач: больших и маленьких, грандиозных и обыденных, простых и сложных. Найти работу, помириться с другом, спланировать вечерний отдых с друзьями, но успеть забрать ребенка из детсада, понравиться начальству, но не потерять контакт с сослуживцами, написать служебный проект…
О роли творческих (открытых) задач в учебе и жизни пишут два психолога: А. Ромащук и А. Скворцов.  Подробнее

[09.07.2008]


Анатолий Гин

Условно говоря, задачи бывают ручные и дикие. Ручные всегда предсказуемы, их решать легко — достаточно твердо знать правила и формулы. Дикие задачи — это сплошное творчество. У них коварные повадки, и охота на них требует изрядной смекалки. В статье автор пытается внести некоторый порядок в мир диких задач, называя их породы.  Подробнее

[07.06.2007]


Анатолий Гин

Мир стремительно меняется. Образование стремительно отстает.
Компьютеры и другие признаки современности в школьном классе положение не исправят. Менять нужно содержание образования. Как?
Здесь мы остановимся на одном аспекте: на переходе образования от закрытых задач к открытым…  Подробнее

[07.06.2007]


Анатолий Гин

ТРИЗ-педагогика ставит перед собой цель: научить решать творческие задачи. Этот факт бесспорен. Зато очень спорным представляется другое — что такое творческая задача. Найти в литературе вразумительное научное определение творческой задачи не удалось, и, тем более, не удалось найти развернутое определение — то есть включающее классификацию.

Учить решать творческие задачи, не понимая, что они собой представляют? Можно — сегодня мы так и делаем. Но все-таки полезно разобраться…  Подробнее

[07.06.2007]


Юлий Мурашковский

Оказывается, творческие задачи можно составлять самим, используя интересную информацию из научно-популярной литературы. Подбирать информацию, составлять план, сюжет и текст задачи и затем проверять и отшлифовывать его можно по алгоритму синтеза творческих задач Юлия Мурашковского.

В статье представлена также подборка интересных фактов для тренировки по синтезу новых задач.  Подробнее

[07.06.2007]


Ирина Андржеевская

Юлий Мурашковский предложил алгоритм для синтеза творческих задач. На его основании и с одобрения автора был составлен данный алгоритм, который позволяет учитывать специфику биологической информации.

Интересные факты для биологических открытых задач вы найдете в научно-популярной литературе, телепередачах и даже в учебниках. Следуя шагам алгоритма, можно самостоятельно сочинять открытые биологические задачи, а это, согласитесь, лучше любого заучивания помогает усваивать, перерабатывать и осмысливать биологию.

Какой должна быть задача, чтобы ее захотелось решать? От чего зависит привлекательность задачи? И чем она должна отличаться от обычных скучных задач типа «из пункта А в пункт В»?

Согласитесь,

  • задача должна быть интересной, острой, захватывающей — это предполагает присутствие в задаче обостренного противоречия.
  • Задача должна быть понятна, вопрос должен быть корректно сформулирован.
  • Условие задачи должно быть достаточным для того, чтобы можно было самостоятельно выйти на контрольный ответ.
  • Задача должна быть принципиально решаема независимо от уровня ее сложности.

Как создавать такие творческие задачи?
Как считает Юлий Мурашковский, любая «красивая» творческая задача может быть составлена по алгоритму.  Подробнее

[07.06.2007]


Анатолий Гин

Как построить условие учебной задачи так, чтобы задача была интересна, понятна и принципиально решаема независимо от уровня ее сложности? В главе из книги Анатолия Гина «Приемы педагогической техники» перечисляются три основные требования к условию учебной (изобретательской или исследовательской) задачи. Исходя из этих требований, можно научиться составлять задачи самостоятельно.

Откуда берутся учебные задачи? Задачу можно сделать почти из любого интересного факта. Автор приводит в статье несколько текстов для тренировки. Остается немного потренироваться…  Подробнее

[07.06.2007]