Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая
Все рубрики раздела

Полемика (19)
Рубрика включает в себя актуальные, острые статьи об образовании. Некоторые из них мы собираем для вас из открытых источников. Подборка содержит либо полные тексты статей, либо аннотации со ссылками на полный текст. Читайте, обсуждайте, делитесь мнением… Ведь пока мы с вами не добьемся серьезных изменений, государство будет воспитывать наших детей дебильными передачами по ТВ, финансировать систему образования по остаточному принципу, издавать убогие учебники и готовить наших детей к жизни в позавчерашнем, а не завтрашнем мире… Подробнее

Начальная школа и детский сад (24)
Статьи и методические разработки, полезные в первую очередь учителям и методистам начальной школы, а также родителям и всем тем, кто занимается с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Подробнее

Средняя и старшая школа (20)
Материалы, ориентированные на методистов и учителей средних и старших классов, преподавателей вузов. Этот раздел будет интересен также старшеклассникам, которые задумываются о собственном образовании. Подробнее

Теория образования (60)
Обидно потратить свои силы, двигаясь не в ту сторону. Чтобы работать эффективно и быть успешным, нужно идти в ногу со временем. Где найти ориентиры и маяки в мире образования? Подробнее

Теория открытых задач (14)
Новый мир предъявляет новые требования к образованию. Изменится не только технология образования, но и его содержание. Одним из центральных элементов нового образования будут открытые (творческие, эвристические, исследовательские…) задачи. Подробнее

Творческая личность (14)
Что есть, а точнее кто есть творческая личность? Как творческая личность определяет свои жизненные цели и пути их достижения? Эти вопросы рассматривает раздел ТРИЗ, который называют теорией развития творческой личности. Подробнее

Школа ТРИЗ (14)
Здесь можно ознакомиться с основными понятиями теории решения изобретательских задач, прочесть материалы о теории и по теории. Подробнее

Разное (32)
Коллектор неклассифицированных материалов Подробнее

Педагогическая техника (35)
В 1999 году вышло первое издание книги «Приемы педагогической техники». С тех пор прошло 10 лет, книга была переиздана 14 раз, общий тираж составил около 80 тысяч экземпляров. А в 2001 году под впечатлением от этой книги НИИ школьных технологий стал издавать журнал «Педагогическая техника». Эта рубрика будет вестись совместно с редакцией журнала. Подробнее


ВСЕ СТАТЬИ (232)
Главная / Статьи /
Средняя и старшая школа

Анатолий Гин

НО-9-13_Гин

Ред. Вишникина (26383) 25049

Анатолий Александрович Гин, научный руководитель международной ассоциации «Education for a New Era»

Творчеству можно и должно учить, считал И.Я. Лернер. Эти слова необычайно значимы в современных условиях, когда динамично изменяющийся социум ставит перед человеком нестандартные задачи, ответ на которые не известен и не из-вестен способ решения — его надо самому открыть.  Подробнее

[20.05.2015]


Елена Паклина

«Во всём мне хочется дойти до самой сути» (Б. Пастернак)

Моя профессия  — учитель информатики. Но вот уже четыре года занимаюсь также ТРИЗ-педагогикой, веду занятия по ТРИЗ в 5-7 классах. Всегда с большим интересом читаю новые материалы по этому направлению в педагогике, вникаю, осмысливаю и пытаюсь применить описанные инструменты в своей работе.  Подробнее

[29.05.2014]


Олег Мурашёв

В своё время я ознакомился со статьёй Анатолия Гина под названием «Семь противоречий нового образования» (http://www.trizway.com/art/form/107.html). Эта статья вызвала у меня желание вычленить основные проблемы, которые мешают сделать английский язык любимым, зажигающим, увлекательным предметом. И захотелось ответить  — что делать, чтобы он таким стал.

Свои соображения на эту тему, основанные на практических результатах моей работы, я изложил ниже…  Подробнее

[04.03.2014]


Олег Мурашёв

Если соединить слова с музыкой — то это высшая поэзия! Но давайте отбросим возвышенный стиль и подойдём более практично. Песня ( а именно английская песня) — это удивительный учитель! Достаточно иметь в своём активе2-3 десятка популярных английских песен и твой словарный запас увеличится в разы. Плюс приобретёшь несколько важнейших разговорных шаблонов. Но в процессе изучения песни существуют некоторые правила.  Подробнее

[30.12.2013]


Олег Мурашёв

В данной статье речь идёт о нетрадиционных методах изучения английского языка. Нетрадиционных  — значит отличающихся от тех, которые предлагает школьная программа. Это не означает, что они «абсолютно» новые, поскольку все мы так или иначе выросли из традиционной школы. Просто авторы этих новых методик, не соглашаясь с традиционными приёмами, предлагают иной путь познания.  Подробнее

[10.12.2013]


Ольга Рафальчук

Может ли подготовка к ЕГЭ одновременно развивать творческие способности? Автор доказывает, что можно, на примерах из своей практики.  Подробнее

[05.04.2013]


Александр Кавтрев

При подготовке уроков учителю приходится продумывать множество вопросов. Как пробудить и поддержать интерес к теме? Какие задания лучше всего сработают на обобщение пройденного материала? Каким образом реализовать межпредметные связи?  Подробнее

[20.05.2012]


Павел Горев, Вячеслав Утемов

Нет необходимости каждого ученика приобщать к математическому творчеству, но зато имеет смысл учить действовать в нестандартных ситуациях, в том числе применять в них математические знания. Таким образом, мы можем формировать такое качество личности, как креативность, средствами математики.  Подробнее

[28.04.2011]


В последнее время с высоким темпом адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера) в образовании, которое получило название ТРИЗ-педагогика. Эффективность отдельных инструментов ТРИЗ-педагогики была доказана убедительно в ходе экспериментальной работы. Однако применение ТРИЗ-педагогики на уроках математики в литературе не встречается, что и обуславливает научную новизну настоящего исследования.  Подробнее

[28.03.2011]


Александр Камин

Если обратиться к биографиям успешных людей, можно найти многих, своим успехом обязанных благоприятным обстоятельствам или счастливому случаю. Но надежду вселяют другие — их можно назвать Мастерами решения проблем, или, если хотите, Универсальными Решателями.

Оказывается, эти люди используют небольшое число подходов и приемов, пригодных для решения любой проблемы, в какой бы жизненной сфере она не возникала. Мы попробовали сформулировать эти подходы и приемы, а потом проследить, как обстояли дела с решением проблем во все времена и в разных странах.  Подробнее

[27.11.2007]


Анатолий Гин

Набор традиционных предметов в школе можно сделать оптимальным, минимальным или каким-то еще. Их преподавание — новаторским или классическим. Но это поиск в рамках традиционной школы. Прорыв ее к новому качеству обеспечивает лишь смена содержания образования. Какие, условно говоря, предметы могли бы стоять в расписании новой школы? Как проводились бы в ней занятия? Попытаемся ответить на эти вопросы...  Подробнее

[23.03.2005]


Анатолий Гин

Более 200 примеров методического пособия Виктора Тимохова «Картотека биологических эффектов» — это факты неожиданного использования биологических объектов в бытовой, криминалистической, инженерной, изобретательской практике. Картотека — хорошее подспорье учителю биологии для ответа на вопрос: «А зачем нам нужны эти знания?..»  Подробнее

[01.07.2004]


Анатолий Гин

Однажды изобретательный Эдисон дал задание математику Эптону измерить объем колбы лампы. Эптон за время чуть больше часа справился и с гордостью показал свои вычисления. Тогда Эдисон показал, как сделать то же самое за минуту и гораздо точней. Как?

Эдисон умел хорошо использовать физику, физические эффекты — поэтому стал великим изобретателем. Физические эффекты — это увлекательно. Об одном из них рассказывает эта статья-сказка.  Подробнее

[18.06.2003]


Анатолий Гин

— Уважаемые сотрудники! Не секрет, что за последнее время конкурентоспособность нашей фирмы по производству чемоданов стала падать. Появление ряда новых фирм изрядно поколебало нашу чемоданную монополию. И вы единственные, кто мог бы вернуть нашей фирме былое могущество. За работу, коллеги!

Перед вами не стенограмма производственного совещания — начинается деловая игра на очередном занятии кружка по ТРИЗ. Статья в первую очередь для тех, кому интересно развитие изобретательского мышления детей.  Подробнее

[11.04.2003]


Анатолий Гин

Это методика обучения решению задач «расчетного» типа через сочинение, конструирование, синтез подобных задач. По шагам, от простого к сложному, ученики под руководством учителя конструируют свои физические задачи вместо того, чтобы решать кем-то много лет назад для них приготовленные. Методика посильна не только лучшим, а практически всем способным осваивать школьную программу ученикам... Для лучших же она дает возможность неограниченного развития своих творческих и решательных способностей. По опыту автора, некоторые ученики выходят на уровень написания собственных сборников оригинальных задач.

Методика «Синтез физических задач» опробована автором в работе с учениками 7- 10 классов, а также на семинарах с учителями физики в городах: Санкт-Петербург, Челябинск, Выборг, Петрозаводск. Методика может использоваться в 7-11 классах средней школы и вузах.  Подробнее

[24.02.2003]


Анатолий Гин

«Да-нетка» — действительно универсальная игра. Ей может найтись место на любых уроках: от литературы до химии. Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. Ученики начальной школы и инженеры на семинарах по ТРИЗ с удовольствием «разминают мозги» и учатся при этом задавать сильные вопросы. Игра ставит учащихся в активную познавательную позицию. Она поможет повторить в занимательной форме старый материал, создать на уроке интригующую ситуацию, и… — прочтите этот материал!  Подробнее

[24.02.2003]


Сергей Фаер

Как вселить в ребят уверенность в своих силах, в своем творческом потенциале? Как зарядить их на победу во всем и всегда? Как учить их мыслить и пользоваться этим умением?

На уроке ребята убеждаются, что «сделать извилину» можно только новым, когда решена очень сложная задача – сделан переход к новому пласту, новому уровню.

Такой урок похож на встречу с чудом, когда человек включается в творческий поиск – и в одно мгновение меняется его жизнь и он сам. На этой лекции ребята увидели чудо – самих себя, свои неограниченные возможности.  Подробнее

[08.01.2003]


Тимур Гафитулин

Ну, кто будет спорить о том, что жизнь полна неожиданностей? И не всегда они бывают приятными. Особое значение имеют ситуации, в которых унижается человеческое достоинство. Да, иногда мы теряемся перед хамством. А потом долго переживаем и думаем о том, как могли бы ответить обидчику. Могли бы, да не ответили — ведь не каждому дана от природы способность быстро реагировать…  Подробнее

[18.11.2002]


Юлий Мурашковский

Как научить самых обычных ребят из самого обычного класса придумывать и творить? Могут ли школьники сами создать, например, сюжет «Капитанской дочки»? Вместо Пушкина, а то и лучше Пушкина?

Давая возможность ученикам самим за короткое время сконструировать ряд сюжетов, принадлежащих талантливым писателям, а, может быть, и никем еще не написанных, учитель дарит детям радость творчества.  Подробнее

[09.11.2002]


Юлий Мурашковский

Оказывается, биологию можно преподавать и так — через опыт «изобретения» живого существа. Авторы статьи предлагают нам вместе с природой попытаться разрешить те противоречия, которые возникают у живых существ при эволюционном развитии.

Природа делает иногда коварные, но очень красивые ходы — использует ресурсы жертвы, разрешает проблемы разделением противоречивых требований во времени или в пространстве… Природа — великий изобретатель. Поучимся у нее…  Подробнее

[08.11.2002]