«Во всём мне хочется дойти до самой сути» (Б. Пастернак)
Моя профессия — учитель информатики. Но вот уже четыре года занимаюсь также ТРИЗ-педагогикой, веду занятия по ТРИЗ в 5-7 классах. Всегда с большим интересом читаю новые материалы по этому направлению в педагогике, вникаю, осмысливаю и пытаюсь применить описанные инструменты в своей работе.
Год назад прочла хорошую статью С. Фаера «Сделай себе извилину» [6]. В ней описан опыт работы с детьми над упражнением, в котором из трёх предложенных предметов следует выбрать два, имеющих какую-либо схожесть, а «третий лишний» исключить. Таких вариантов выбора и «уровней схожести» надо поискать побольше. Подробно описана работа учителя и детей, отыскивающих всё новые и новые варианты решений. Это упражнение напрямую развивает ассоциации, огромную значимость которых для развития памяти и мышления отмечает Рубинштейн С.Л. [5]. В книге французского психолога Рибо Т. «Творческое воображение» [4] отмечается важность ассоциативного мышления для развития творческого воображения.
Мне нравятся задания-айсберги. Простота и краткость формулировки, кажущаяся лёгкость в предстоящем решении задачи увлекают детей, а сам процесс решения задачи подчас оказывается глубоким и разносторонним и поэтому дидактически важным.
Упражнение из статьи С. Фаера мне захотелось применить на своих занятиях. И тут же возник вопрос: где взять (как конструировать) подходящие тройки предметов? Представляется возможным использовать для этого «ёлочку ассоциаций», описанную в [3].
Договариваемся, с какими словами будем работать (существительные, прилагательные). Выбираем с детьми стартовое слово — дорога (можно применить метод мозгового штурма, ММШ). Формируем таблицу (допустим, из 5 столбцов и 5 строк). В первый столбец заносим слова, которые ассоциируются с исходным стартовым словом. Затем в качестве стартового слова берется любое слово из первого столбца, по ассоциативным связям заполняем второй столбец и т.д. Кстати, сам процесс заполнения таблицы детьми настолько увлекателен и продуктивен, что вполне может использоваться как отдельное задание, даже домашнее. В заполненной таблице из любых разных трех столбцов выбираем произвольно по одному слову, обозначающему предмет. Это и есть исходная тройка слов для упражнения «Построй себе извилину».
Приведем полученную таблицу.
Ассоциации 1 уровня | Ассоциации 2 уровня | Ассоциации 3 уровня | Ассоциации 4 уровня | Ассоциации 5 уровня |
Колесо | Спорт | Официант | Бабочка | Котёнок |
Нога | Молоток | Облако | Гамбургер | Друг |
Книга | Птица | Чугунок | Бабушка | Совет |
Камень | Наука | Окно | Шлагбаум | Валенки |
Небо | Чай | Корзина | Тень | Огород |
Стартовые слова в столбцах — выделены. В закрашенных клетках находятся слова, вошедшие в тройку: Камень — Чугунок Валенки
На первых занятиях, работая с тройками слов, пусть дети отыскивают ассоциации интуитивно, возможно, ММШ. Это создаёт необременительную для детей психологическую обстановку, и они работают азартно. Но найти достаточно глубокие, нестандартные ассоциативные уровни — это трудная работа. Пусть они углубятся в эту работу, почувствуют к ней интерес и свой результат.
После нескольких таких упражнений можно переходить с интуитивного уровня на технологический. Думается, что процесс поиска «уровней схожести» можно систематизировать, т.е. делать его по правилу. По какому? Поиск ответа на этот вопрос начнём с общеизвестной классификации видов ассоциаций:
- Ассоциации по смежности (связь по признаку пространственно-временных отношений);
- Ассоциации по сходству (связь по признаку сходства);
- Ассоциации по противоположности (связь по признаку контраста);
- Ассоциации по каузальности (связь по признаку причинно-следственных связей);
В нашем упражнении под «схожестью двух предметов» будем понимать все указанные виды ассоциаций, кроме, естественно, ассоциаций по противоположности.
Дополнительно применим девятиэкранную схему мышления Г.С. Альтшуллера к каждому из трёх предметов. «Схожесть двух предметов» также может определяться схожестью их подсистем или надсистем. Частный случай (но хороший): когда два предмета попадают в одну и ту же надсистему, а третий — нет. Всё вышесказанное относится не только к текущему моменту времени, но и к прошлому системы (подсистемы, надсистемы), и к будущему.
Теперь попробуем предложить варианты решений для тройки:
Камень — Чугунок — Валенки
- Камень и Чугунок — очень твердые, а Валенки — нет. (Ассоциации по признаку сходства);
- Чугунок и Валенки — искусственные предметы, а Камень — нет. (Ассоциации по признаку сходства)
- Про Камень и Чугунок можно сказать образно, а про Валенки так не говорят. Чугунок-то у тебя хорошо варит! Держать Камень за пазухой. (Ассоциации по признаку сходства)
- В словах Камень и Валенки есть буква «е», а в слове Чугунок — нет. (Ассоциации по признаку сходства)
- Камень можно положить в Чугунок, а Валенки — нет. (Ассоциация по смежности)
- Если Камень бросить в Чугунок, то он разобьётся, а Валенки — нет.(Ассоциации по каузальности)
- Если жесткие Валенки побить Камнем, то они станут мягкими. Чугунок здесь ни при чём. (Ассоциации по каузальности)
- Измельчённым Камнем (до размеров песчинок) можно чистить Чугунок. (Ассоциации по каузальности)
- Если горячий Камень опустить в Чугунок с водой, то пойдёт пар. А с Валенками так не получится. (Ассоциации по каузальности)
- Посуда (Чугунок) и обувь (Валенки) — постоянно используются человеком в доме. (Общая надсистема-жилище человека)
- Материал для Камня и Чугунка получен из недр Земли; (Общая надсистема — недра Земли)
- Чугунок и Валенки указаны в пословице «Держи голову в холоде, а ноги в тепле».(Общая надсистема — пословицы)
Может создаться впечатление, что процесс яркого творческого поиска заменяется «работой по правилам». Это не так. Мы не называем строгих правил и не предлагаем алгоритмов: это практически невозможно. Мы учим детей находить области поиска решений, что облегчает процесс их работы над упражнением, систематизирует его. Но сам процесс поиска в каждой области — по-прежнему, творческий. Рассмотреть предметы с разных сторон, увидеть необычное в обычном, выявить признаки, сравнить их… Выявить и сравнить подсистемы и надсистемы для каждого предмета…В этой деятельности активно используются приемы анализа и синтеза, которые многими учеными-психологами считаются главными в мыслительной деятельности. Следовательно, при этом активно формируются новые нейронные связи, что даёт повод утверждать: «Мы умеем строить себе извилину!»
Литература:
[1] Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М, Московский рабочий, 1973г. -295с
[2] Альтшуллер Г.С. Найти идею. Петрозаводск, Скандинавия, 2003г-239с
[3]Меерович М, Шрагина Л. Технология творческого мышления. М, Альпина Бизнес Букс, 2008г-495с
[4]Рибо Т. Творческое воображение. С-Петербург, 1901г-318с.
[5]Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т.М, Педагогика, 1989г.
[6]Фаер С. Сделай себе извилину. http://www.trizway.com/art/secondary/15.html