- На одном из приисков были обнаружены хищения золота в особо крупных размерах. Курьер, перевозивший металл, был арестован. У него изъяли мешочки, но пустые и старательно выстиранные. Есть подозрение, что именно в них перевозили краденое золото.
Но как это доказать или опровергнуть? Как быть?
Кто-то вспомнил об опытах биолога Н. Н. Кольцова, в которых ничтожная примесь золота в воде, недоступная для датчиков, вызывала у лягушек хорошо заметное расширение кровеносных сосудов. В три сосуда налили дистиллированную воду. В один поместили мешочки. В них, как предполагалось, перевозили золото. В другой сосуд несколько крупинок золота с того же прииска. В третьем же золота не было это контроль. В каждый сосуд посадили по лягушке. Через несколько минут у лягушек в первых двух сосудах покраснело брюшко это вздулись и стали просвечиваться сквозь кожу кровеносные сосуды. В контрольном же ничего не произошло... Так было наглядно доказано наличие в мешочках ничтожных следов золота.
Этот пример один из более 200, описанных в методическом пособии В. И. Тимохова: «Картотека биологических эффектов». Факты неожиданного использования биологических объектов в бытовой, криминалистической, инженерной, изобретательской практике вот ее основное содержание. Хорошее подспорье учителю биологии для ответа на вопрос: «А зачем нам нужны эти знания?», приданию уроку динамики, проведение его в захватывающе-проблемной форме. Впрочем, судите сами.
Задача |
Бесконечная нитка газопровода пересекает огромные пространства. Где-то может возникнуть микротрещина, и газ будет просачиваться «на волю»...
|
Вот как это делают в Чехии: рядом с газопроводом высевают люцерну, которая меняет свой рост и цвет при малейшем воздействии газа. Контроль за изменениями с пролетающего вертолета.
Красивое решение? Кстати, не единственное, в чем можно убедиться, взяв в руки пособие В. И. Тимохова.
Еще один из множества экологических примеров.
- В Японии введены биологические стандарты на воду в дополнение к химическим стандартам. Для озер, например, существуют четыре стандарта, индикаторами которых являются рыбы. Первому самому чистому уровню соответствует форель: она не может жить в грязной воде. А карп, наоборот, живет только в грязной воде. Если он появился там, где раньше не обитал, то вода переходит в разряд самой грязной... И этому четвертому уровню и соответствует биологический индикатор «карп».
А вот пример, который наверняка не оставит равнодушными мальчишек.
- Японские профессиональные шпионы ниндзя в средневековье выполняли самые невероятные задания. Вот ниндзя с тайным поручением проник в замок феодала... Перед входом в совершенно темную комнату на чердаке у него возникло подозрение: не ждет ли его там засада...
Как разрешить сомнения?
Шпион замер и прислушался. Если люди в засаде не выдадут себя сами, то их выдадут... комары. Громкое жужжание последних верный признак того, что чердак не пуст.
Конечно, пересказ примеров из картотеки на уроке не единственный вариант ее использования. Можно сделать из примеров задачи. Можно продолжить поиск новых примеров вместе со школьниками…
- Французский геолог Жан-Пьер Адольф разработал новый способ восстановления поверхности камня, разрушающегося из-за кислотных дождей. Он называет его «Курсом лечения бактериями». Пористую как губка стену замка при проведении эксперимента опрыскали жидкостью, содержащей бактерии. Затем их подкармливали в течение двух недель. Поверхностный слой камня восстановился и стал прочным.
Разве не любопытно будет ученикам вместе с вами поискать применение этим и другим эффектам?
Да, много удивительных возможностей таит в себе мир живого. Пауки помогают криминалистам, хирурги используют муравьев..., но об этом в пособии «Картотека биологических эффектов».