Светлана Гин
(С) Гин С.И., 2015
Состоялась интеллектуальная игра «Креатив-бой» между младшими школьниками из г. Гомеля и г. Могилева (подробнее об игре см. «Сегодня креатив-бой, завтра – креативная школа» // «Наставницкая газета», 12 июня 2014 г.)
[09.07.2015] |
Свиридова Ольга Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №44 г.Пензы
Что такое вопросы? На первый взгляд — это из области повседневности, что-то давно известное и изученное. Действительно, вопросы знакомы всем и каждому. С самого детства человек задает вопросы: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Зачем?», «Почему?».
Значение детских вопросов переоценить невозможно. Вопросы «запускают» механизмы активного поиска, направляют мышление на поиск ответа, пробуждают потребность в познании.
[20.06.2015] |
Светлана Гин
(чешские зарисовки)
Давайте проведем мысленный эксперимент: закройте глаза и представьте себе самую обычную школу во время урока. Вы стоите в тихом пустынном коридоре — и вдруг звонок! Постарайтесь описать свои ощущения в этот момент: что вы видите, слышите, чувствуете (только побыстрее, пожалуйста, пока вас не снесли с дороги!..) Знакомо, не преувеличиваю? Именно такую картинку рисует не только «Ералаш», но и старые добрые фильмы. Именно такую картину нередко можно наблюдать на переменах: когда наши дети, только что прилежно, чинно и солидно сидевшие за партой, вдруг срываются мчатся как угорелые куда-то… Хотя узнать «Куда?» представляется менее важным, чем ответить на вопрос «Почему?».
[31.03.2015] |
Сергей Ефремов
(из опыта работы).
Пропуск букв при письме довольно распространённая проблема для школьников начальных классов и даже средних. Про это написано много статей и разработано немало упражнений. Отмечают две причины таких ошибок:
- Логопедические.
- Отсутствие внимания и самоконтроля при письме.
При работе со школьниками наблюдал такой момент. В первых классах преобладает логопедическая причина — трудности с произношением и восприятием некоторых звуков, дисграфия в написании букв и слов. Начиная со второго класса, первая причина уходит на второй план, а резко повышается процент детей с понижением внимания и самоконтроля. Причём буквы пропускать начинают нелогопедические школьники. Рекомендации и упражнения по многократному переписыванию и проверки больших текстов и заданий лишь усугубляют проблему и развивают отвращение к письменным работам, приводят к конфликтам в семье с выполнением домашних заданий.
[27.02.2015] |
Светлана Гин
22 мая состоялся дистанционный турнир по креатив-бою по сюжетам сказок А. Волкова среди учащихся начальных классов. В игре принимали участие команды начальной школы № 63 г. Гомеля и прогимназии «Сообщество» г. Нефтеюганска, организатор игры — ведущий сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры» С.И. Гин. Игру провели с помощью популярной компьютерной программы «Скайп».
[21.06.2014] |
Вячеслав Ефремов
Опытом проведения развивающего занятия с детьми в начальной школе делится специалист по ТРИЗ из г. Заречного Вячеслав Ефремов.
[23.06.2013] |
Сергей Ефремов
Автор статьи давно и успешно работает с детьми по своим авторским методикам. В настоящей статье автор кратко анализирует наиболее распространённые методики обучения чтению, выявляет их недостатки и описывает методику, лишённую этих недостатков.
[23.01.2012] |
Светлана Гин
Небрежно сочинённые задачи в учебниках по математике не так уж безобидны. И таких, «сляпанных» на скорую руку, много.
Хотя совсем не сложно делать задачи интересные, осно-ванные на сказочных сюжетах, но при этом корректные. Об этом — в данной статье.
[18.11.2011] |
Светлана Гин
ТРИЗ-педагогика за последнее время превратилась в достаточно модное пе-дагогическое направление, о котором много говорят и пишут. При этом, многочис-ленные публикации часто повторяют друг друга, нередки неточности и ошибки, фрагментарный характер изложения.
Данная статья написана как обобщение опыта современных педагогов-тризовцев таких как А.А. Гин, Б.Л. Злотин, А.А. Нестеренко, И.Н. Мурашковска, Т.А. Сидорчук, Г.В. Терехова, Н.Н. Хоменко и др.
Цель материла — систематизировать и конкретизировать сущность, структуру, цели, задачи, приемы и методы того, чем мы же на самом деле занимаемся.
[01.04.2008] |
Сергей Ефремов
Большой процент детей в начальной школе не умеют решать задач, не понимают условий, правил решения, порядка действий, смысла и содержания задач. Учителя и родители разными способами пытаются сделать понятными эти коварные задачи, но не всегда успешно.
Автор добивается 100-процентного успеха в обучении детей решению задач с помощью своей методики на базе системного оператора.
[23.04.2007] |
Светлана Гин
Известная в республике Беларусь учительница начальных классов С.И. Гин рассказывает, почему она начала работать в школе, вести уроки по ТРИЗ и о тех причинах, по которым она организовала экспериментальный класс, в котором все уроки ведутся по-тризовски.
[23.08.2006] |
Светлана Гин
Как вырастить ребенка креативным? Что необходимо делать родителям и учителям, чтобы творческие способности не угасали, а развивались? Что является самым важным для воспитания открытого мышления: сотрудничество со взрослыми? развивающая среда? отсутствие оценок? Возможность экспериментировать? или что-то другое? Один из возможных вариантов ответа и предложения по использованию ТРИЗ для развития креативности в статье С.Гин «Условия формирования креативности».
[23.08.2007] |
Светлана Гин
Представить себе урок по ТРИЗ не очень трудно: берем изобретательские задачи, вооружаемся приемами их решения, и через разрешение противоречий вперед к ИКР! Но на обычных уроках, особенно в начальной школе, где господствует Ее Величество Программа, не очень развернешься… О том, как может выглядеть урок по математике с использованием методики ТРИЗ, как данная тема («Порядок действий в выражении») раскрывается при традиционном и развивающем обучении читайте в статье С. Гин «Учить по-тризовски, как?».
[21.10.2005] |
Светлана Гин
Интервью с руководителем экспериментальной площадки по ТРИЗ-педагогике СШ № 51 г. Гомеля С.И Гин и ее помощником Е.Н. Леоненко.
Из статьи Костенко Д.В. «Я не гений, я еще только учусь, или четыре магические буквы ТРИЗ», опубликованной на белорусском языке в журнале «Адукацыя и выхаванне»,
№ 5, 2004.
[29.01.2005] |
Юлий Мурашковский
Статья написана в соавторстве с Ингридой Мурашковской
Чего можно достичь, если с малых лет серьезно заниматься своими детьми? Как это делать правильно? Родителям и педагогам, которые задают себе эти и подобные вопросы, предназначена статья Юлия и Ингриды Мурашковских.
[29.02.2004] |
Юлий Мурашковский
Ингрида Мурашковская
Не боги создают теории. Люди. Завтрашние теории будут создавать завтрашние люди. Эти будущие теоретики наши дети, и создавать гипотезы их можно учить.
Авторы утверждают, что для занятий с детьми можно обойтись собственными силами. Понадобятся два понятия из ТРИЗ противоречия и ресурсы. Возраст детей тоже решающего значения не имеет. От него зависят скорость и продолжительность работ, характер задач, но никак не ход наших действий.
Откуда брать задачи для занятий? Как работать с детьми? Ответы на эти и другие вопросы авторы статьи дают на основе своего личного опыта.
[28.09.2003] |
Григорий Френклах
Чтобы играть с ребенком в развивающую игру, его нужно научить правилам этой игры. Но как быть, если ребенку всего 3-4 года, и он еще не может понять правила?
[22.01.2011] |
Татьяна Сидорчук
Как украсить свою речь метафорами? Нужно просто изобретать их прямо на ходу. Автор предлагает несколько приемов, как обычные расхожие фразы превращать в красочные поэтические словосочетания.
[20.01.2003] |
Светлана Гин
Как провести интересный развивающий урок по неинтересному традиционному учебнику?
Эту задачу вполне можно решить собственными силами — считает автор статьи и приводит множество примеров из самых разных учебников для начальной школы.
[23.12.2002] |
Алла Нестеренко
Как помочь детям пробиться сквозь завесу чуждого языка, далеких героев, иной культуры — к замыслу автора сказки? И не только «Алисы» — но и «Пеппи-Длинный чулок», и «Чипполино», и других? Принцип, по мнению автора статьи, прост: сказку нужно не просто читать и анализировать, а «достраивать» ее — допридумывать, досказывать, дописывать. Другими словами читать творчески.
О том, как изучали «Алису», как читали по ролям, работали с текстом... и всю дорогу кропотливо вписывали в свою жизнь ту страну, куда привела героиню Кэрролла кроличья нора, — данная статья.
[15.12.2002] |
Сергей Ефремов
Причины неуспехов детей в учебе могут быть самые разные. Но многим отстающим детям можно помочь, используя специальную методику.
В помощь учителям, логопедам, воспитателям, методистам и родителям.
[01.12.2002] |
Анатолий Гин
Как воспитывать и развивать своих детей, когда на это совсем нет времени?
Так уж получается, что свои проблемы и неудачи люди приносят в семью. Стресс вымещается на самых близких и дорогих людях. И тяжелее всего приходится детям. Тем, кто совсем не виноват в том, что мы запутались в своем взрослом мире.
Давайте приложим усилия, чтобы не травмировать их внутренний мир. И тогда они смогут обустроить эту жизнь лучше.
[01.02.2011] |
Светлана Гин
Предлагаем вашему вниманию один из уроков курса «Мир логики». К этому уроку дети уже освоили темы «Выделение признаков предмета», «Сходство и различие» и другие. Предыдущий урок был посвящен «Правилам сравнения».
Цель урока — научить детей сравнивать и делать выбор. Урок построен таким образом, чтобы дети могли сами рассуждать и самостоятельно делать выводы, работать в группах.
[29.11.2002] |
Марат Гафитулин
«Не давайте спички детям!» Закройте в этом призыве частицу «не», и новая формулировка может стать источником радости для детей... и взрослых.
Оказывается, простое задание: сделать игрушку из спичечного коробка – может дать возможность детям проявить свою творческую фантазию, свои изобретательские возможности. Дайте им возможность проявить себя! Из каждой работы можно развить целый сюжет, задавая «изобретателю» вопросы.
[25.11.2002] |