Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая
Все рубрики раздела

Полемика (19)
Рубрика включает в себя актуальные, острые статьи об образовании. Некоторые из них мы собираем для вас из открытых источников. Подборка содержит либо полные тексты статей, либо аннотации со ссылками на полный текст. Читайте, обсуждайте, делитесь мнением… Ведь пока мы с вами не добьемся серьезных изменений, государство будет воспитывать наших детей дебильными передачами по ТВ, финансировать систему образования по остаточному принципу, издавать убогие учебники и готовить наших детей к жизни в позавчерашнем, а не завтрашнем мире… Подробнее

Начальная школа и детский сад (24)
Статьи и методические разработки, полезные в первую очередь учителям и методистам начальной школы, а также родителям и всем тем, кто занимается с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Подробнее

Средняя и старшая школа (20)
Материалы, ориентированные на методистов и учителей средних и старших классов, преподавателей вузов. Этот раздел будет интересен также старшеклассникам, которые задумываются о собственном образовании. Подробнее

Теория образования (60)
Обидно потратить свои силы, двигаясь не в ту сторону. Чтобы работать эффективно и быть успешным, нужно идти в ногу со временем. Где найти ориентиры и маяки в мире образования? Подробнее

Теория открытых задач (14)
Новый мир предъявляет новые требования к образованию. Изменится не только технология образования, но и его содержание. Одним из центральных элементов нового образования будут открытые (творческие, эвристические, исследовательские…) задачи. Подробнее

Творческая личность (14)
Что есть, а точнее кто есть творческая личность? Как творческая личность определяет свои жизненные цели и пути их достижения? Эти вопросы рассматривает раздел ТРИЗ, который называют теорией развития творческой личности. Подробнее

Школа ТРИЗ (14)
Здесь можно ознакомиться с основными понятиями теории решения изобретательских задач, прочесть материалы о теории и по теории. Подробнее

Разное (32)
Коллектор неклассифицированных материалов Подробнее

Педагогическая техника (35)
В 1999 году вышло первое издание книги «Приемы педагогической техники». С тех пор прошло 10 лет, книга была переиздана 14 раз, общий тираж составил около 80 тысяч экземпляров. А в 2001 году под впечатлением от этой книги НИИ школьных технологий стал издавать журнал «Педагогическая техника». Эта рубрика будет вестись совместно с редакцией журнала. Подробнее


ВСЕ СТАТЬИ (232)
Главная / Статьи /
Начальная школа и детский сад

Светлана Гин

(С) Гин С.И., 2015

Состоялась интеллектуальная игра «Креатив-бой» между младшими школьниками из г. Гомеля и г. Могилева (подробнее об игре см. «Сегодня креатив-бой, завтра – креативная школа» // «Наставницкая газета», 12 июня 2014 г.)  Подробнее

[09.07.2015]


Свиридова Ольга Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №44 г.Пензы

Что такое вопросы? На первый взгляд  — это из области повседневности, что-то давно известное и изученное. Действительно, вопросы знакомы всем и каждому. С самого детства человек задает вопросы: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Зачем?», «Почему?».

Значение детских вопросов переоценить невозможно. Вопросы «запускают» механизмы активного поиска, направляют мышление на поиск ответа, пробуждают потребность в познании.  Подробнее

[20.06.2015]


Светлана Гин

(чешские зарисовки)

Давайте проведем мысленный эксперимент: закройте глаза и представьте себе самую обычную школу во время урока. Вы стоите в тихом пустынном коридоре  — и вдруг звонок! Постарайтесь описать свои ощущения в этот момент: что вы видите, слышите, чувствуете (только побыстрее, пожалуйста, пока вас не снесли с дороги!..) Знакомо, не преувеличиваю? Именно такую картинку рисует не только «Ералаш», но и старые добрые фильмы. Именно такую картину нередко можно наблюдать на переменах: когда наши дети, только что прилежно, чинно и солидно сидевшие за партой, вдруг срываются мчатся как угорелые куда-то… Хотя узнать «Куда?» представляется менее важным, чем ответить на вопрос «Почему?».  Подробнее

[31.03.2015]


Сергей Ефремов

(из опыта работы).

Пропуск букв при письме довольно распространённая проблема для школьников начальных классов и даже средних. Про это написано много статей и разработано немало упражнений. Отмечают две причины таких ошибок:

  • Логопедические.
  • Отсутствие внимания и самоконтроля при письме.

При работе со школьниками наблюдал такой момент. В первых классах преобладает логопедическая причина  — трудности с произношением и восприятием некоторых звуков, дисграфия в написании букв и слов. Начиная со второго класса, первая причина уходит на второй план, а резко повышается процент детей с понижением внимания и самоконтроля. Причём буквы пропускать начинают нелогопедические школьники. Рекомендации и упражнения по многократному переписыванию и проверки больших текстов и заданий лишь усугубляют проблему и развивают отвращение к письменным работам, приводят к конфликтам в семье с выполнением домашних заданий.  Подробнее

[27.02.2015]


Светлана Гин

22 мая состоялся дистанционный турнир по креатив-бою по сюжетам сказок А. Волкова среди учащихся начальных классов. В игре принимали участие команды начальной школы № 63 г. Гомеля и прогимназии «Сообщество» г. Нефтеюганска, организатор игры  — ведущий сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры» С.И. Гин. Игру провели с помощью популярной компьютерной программы «Скайп».  Подробнее

[21.06.2014]


Вячеслав Ефремов

Опытом проведения развивающего занятия с детьми в начальной школе делится специалист по ТРИЗ из г. Заречного Вячеслав Ефремов.  Подробнее

[23.06.2013]


Сергей Ефремов

Автор статьи давно и успешно работает с детьми по своим авторским методикам. В настоящей статье автор кратко анализирует наиболее распространённые методики обучения чтению, выявляет их недостатки и описывает методику, лишённую этих недостатков.

Рязань, 2007  Подробнее

[23.01.2012]


Светлана Гин

Небрежно сочинённые задачи в учебниках по математике не так уж безобидны. И таких, «сляпанных» на скорую руку, много.

Хотя совсем не сложно делать задачи интересные, осно-ванные на сказочных сюжетах, но при этом корректные. Об этом — в данной статье.  Подробнее

[18.11.2011]


Светлана Гин

ТРИЗ-педагогика за последнее время превратилась в достаточно модное пе-дагогическое направление, о котором много говорят и пишут. При этом, многочис-ленные публикации часто повторяют друг друга, нередки неточности и ошибки, фрагментарный характер изложения.

Данная статья написана как обобщение опыта современных педагогов-тризовцев таких как А.А. Гин, Б.Л. Злотин, А.А. Нестеренко, И.Н. Мурашковска, Т.А. Сидорчук, Г.В. Терехова, Н.Н. Хоменко и др.

Цель материла — систематизировать и конкретизировать сущность, структуру, цели, задачи, приемы и методы того, чем мы же на самом деле занимаемся.  Подробнее

[01.04.2008]


Сергей Ефремов

Большой процент детей в начальной школе не умеют решать задач, не понимают условий, правил решения, порядка действий, смысла и содержания задач. Учителя и родители разными способами пытаются сделать понятными эти коварные задачи, но не всегда успешно.
Автор добивается 100-процентного успеха в обучении детей решению задач с помощью своей методики на базе системного оператора.  Подробнее

[23.04.2007]


Светлана Гин

Известная в республике Беларусь учительница начальных классов С.И. Гин рассказывает, почему она начала работать в школе, вести уроки по ТРИЗ и о тех причинах, по которым она организовала экспериментальный класс, в котором все уроки ведутся по-тризовски.  Подробнее

[23.08.2006]


Светлана Гин

Как вырастить ребенка креативным? Что необходимо делать родителям и учителям, чтобы творческие способности не угасали, а развивались? Что является самым важным для воспитания открытого мышления: сотрудничество со взрослыми? развивающая среда? отсутствие оценок? Возможность экспериментировать? или что-то другое? Один из возможных вариантов ответа и предложения по использованию ТРИЗ для развития креативности — в статье С.Гин «Условия формирования креативности».  Подробнее

[23.08.2007]


Светлана Гин

Представить себе урок по ТРИЗ не очень трудно: берем изобретательские задачи, вооружаемся приемами их решения, и через разрешение противоречий — вперед к ИКР! Но на обычных уроках, особенно в начальной школе, где господствует Ее Величество Программа, не очень развернешься… О том, как может выглядеть урок по математике с использованием методики ТРИЗ, как данная тема («Порядок действий в выражении») раскрывается при традиционном и развивающем обучении — читайте в статье С. Гин «Учить по-тризовски, как?».  Подробнее

[21.10.2005]


Светлана Гин

Интервью с руководителем экспериментальной площадки по ТРИЗ-педагогике СШ № 51 г. Гомеля С.И Гин и ее помощником Е.Н. Леоненко.
Из статьи Костенко Д.В. «Я не гений, я еще только учусь, или четыре магические буквы — ТРИЗ», опубликованной на белорусском языке в журнале «Адукацыя и выхаванне»,
№ 5, 2004.  Подробнее

[29.01.2005]


Юлий Мурашковский

Статья написана в соавторстве с Ингридой Мурашковской

Чего можно достичь, если с малых лет серьезно заниматься своими детьми? Как это делать правильно? Родителям и педагогам, которые задают себе эти и подобные вопросы, предназначена статья Юлия и Ингриды Мурашковских.  Подробнее

[29.02.2004]


Юлий Мурашковский

Ингрида Мурашковская

Не боги создают теории. Люди. Завтрашние теории будут создавать завтрашние люди. Эти будущие теоретики — наши дети, и создавать гипотезы их можно учить.

Авторы утверждают, что для занятий с детьми можно обойтись собственными силами. Понадобятся два понятия из ТРИЗ — противоречия и ресурсы. Возраст детей тоже решающего значения не имеет. От него зависят скорость и продолжительность работ, характер задач, но никак не ход наших действий.

Откуда брать задачи для занятий? Как работать с детьми? Ответы на эти и другие вопросы авторы статьи дают на основе своего личного опыта.  Подробнее

[28.09.2003]


Григорий Френклах

Чтобы играть с ребенком в развивающую игру, его нужно научить правилам этой игры. Но как быть, если ребенку всего 3-4 года, и он еще не может понять правила?

 Подробнее

[22.01.2011]


Татьяна Сидорчук

Как украсить свою речь метафорами? Нужно просто изобретать их прямо на ходу. Автор предлагает несколько приемов, как обычные расхожие фразы превращать в красочные поэтические словосочетания.  Подробнее

[20.01.2003]


Светлана Гин

Как провести интересный развивающий урок по неинтересному традиционному учебнику?

Эту задачу вполне можно решить собственными силами — считает автор статьи и приводит множество примеров из самых разных учебников для начальной школы.  Подробнее

[23.12.2002]


Алла Нестеренко

Как помочь детям пробиться сквозь завесу чуждого языка, далеких героев, иной культуры — к замыслу автора сказки? И не только «Алисы» — но и «Пеппи-Длинный чулок», и «Чипполино», и других? Принцип, по мнению автора статьи, прост: сказку нужно не просто читать и анализировать, а «достраивать» ее — допридумывать, досказывать, дописывать. Другими словами  читать творчески.

О том, как изучали «Алису», как читали по ролям, работали с текстом... и всю дорогу кропотливо вписывали в свою жизнь ту страну, куда привела героиню Кэрролла кроличья нора, — данная статья.  Подробнее

[15.12.2002]


Сергей Ефремов

Причины неуспехов детей в учебе могут быть самые разные. Но многим отстающим детям можно помочь, используя специальную методику.

В помощь учителям, логопедам, воспитателям, методистам и родителям.  Подробнее

[01.12.2002]


Анатолий Гин

Как воспитывать и развивать своих детей, когда на это совсем нет времени?

Так уж получается, что свои проблемы и неудачи люди приносят в семью. Стресс вымещается на самых близких и дорогих людях. И тяжелее всего приходится детям. Тем, кто совсем не виноват в том, что мы запутались в своем взрослом мире.

Давайте приложим усилия, чтобы не травмировать их внутренний мир. И тогда они смогут обустроить эту жизнь лучше.  Подробнее

[01.02.2011]


Светлана Гин

Предлагаем вашему вниманию один из уроков курса «Мир логики». К этому уроку дети уже освоили темы «Выделение признаков предмета», «Сходство и различие» и другие. Предыдущий урок был посвящен «Правилам сравнения».

Цель урока — научить детей сравнивать и делать выбор. Урок построен таким образом, чтобы дети могли сами рассуждать и самостоятельно делать выводы, работать в группах.  Подробнее

[29.11.2002]


Марат Гафитулин

«Не давайте спички детям!» Закройте в этом призыве частицу «не», и новая формулировка может стать источником радости для детей... и взрослых.

Оказывается, простое задание: сделать игрушку из спичечного коробка – может дать возможность детям проявить свою творческую фантазию, свои изобретательские возможности. Дайте им возможность проявить себя! Из каждой работы можно развить целый сюжет, задавая «изобретателю» вопросы.  Подробнее

[25.11.2002]