Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 29.02.2004]

Главная / Статьи / Начальная школа и детский сад /
Некоторые приемы и проблемы воспитания детей самого младшего возраста

Ингрида Мурашковская, 1989
при самом активном участии Коли и Юргиса Мурашковских

Разработка приемов и методики занятий с детьми школьного возраста
(от 0 до 6 лет) преследует две основные цели.
Во-первых, это максимальное высвобождение времени и сил для родителей, занимающихся творческой работой. Во-вторых, в этом возрасте есть возможность не переделывать уже сложившихся детей в ТЛ (чем занимаются все кружки ТРИЗ), а сразу делать. Поэтому цель-максимум была: накопить и отработать приемы быстрого и эффективного развития детей в ТЛ при минимальных затратах. Цель-максимум далеко не достигнута.
Во-первых, говорить о достижении цели можно будет только после того, как сами дети проживут творческую жизнь (или хотя бы далеко продвинутся в ней). Сейчас же можно говорить только о промежуточных результатах, которые, даже если каждый из них будет удачным, могут не сложиться в удачный конечный результат.
Во-вторых, в силу неопытности, незнания, просто личных недостатков было сделано много ошибок, которые могут дискредитировать приемы, сами по себе удачные.
В-третьих, целый ряд приемов отработан только на двух (иногда даже на одном) детях; это не позволяет считать их надежными результатами, хотя они и дали определенный эффект. Скорее, это приемы, рекомендуемые к тщательной проверке.

Имеющиеся пока результаты:
Коля (4,5). Физически здоров, более развит, чем сверстники, неплохо владеет простыми упражнениями на гимнастических снарядах. Полное самообслуживание вплоть до мытья посуды, чистки картошки и отдельных этапов приготовления пищи. Свободное владение двумя языками (русским и латышским) — говорит, медленно читает, пишет печатными буквами. Ориентируется по географической карте, таблице Менделеева, владеет некоторыми простыми приемами химического эксперимента, может собрать из электроконструктора простую электрическую цепь (и понимает ее работу в пределах ММЧ), считает до ста, медленно складывает и вычитает в пределах десяти. Знаком (не на самостоятельном уровне) с основными слесарными и столярными инструментами. Нетвердо знаком с понятием противоречие и с парой приемов их разрешения. Имеет некоторое представление о нотах, может отличить два-три музыкальных стиля, выделяет с пластинки партии нескольких музыкальных инструментов. Делал удачные (хотя и недолгие) попытки ведения картотеки и планирования своей деятельности на неделю.

Юргис (почти 3). Физически очень здоров, значительно более развит, чем его сверстники, хорошо (иногда даже лучше Коли) владеет простыми упражнениями на гимнастических снарядах. Самообслуживание. Некоторые навыки мытья посуды, уборки комнаты. Говорит на двух языках, знает много букв из обоих алфавитов, знает несколько основных географических понятий и ряд элементов таблицы Менделеева. Может собрать из электроконструктора цепь (лампочка — патрон — батарейка). Пробовал работать со слесарными и столярными инструментами. Довольно похоже повторяет простые мелодии.

Чтобы лучше представить себе картину приемов и проблем, составим морфологическую таблицу. По одной оси ее будут направления воспитания и обучения, знания, навыки и принципы будущей ТЛ, по другой — степени овладения этими навыками.

Мы выделили семь таких направлений (и будем рады, если список удастся дополнить и уточнить). Вот они с более детальным раскрытием.

  1. Здоровье, культура тела
    1. Здоровье как таковое.
    2. Умение поддерживать физическую форму минимальными средствами.

  2. Знакомство с окружающим миром (на бытовом уровне)
    1. Бытовые, затем технические объекты.
    2. Окружающая природа.
    3. Привычка к непрерывному познанию.

  3. Знакомство с социальными отношениями
    1. Семейные отношения.
    2. Половые отношения и роли.
    3. Общественные отношения и роли.
    4. Мораль.

  4. Знакомство с культурой
    1. Поведение.
    2. Техника.
    3. Наука.
    4. Искусство.
    5. Языки и национальные аспекты.

  5. Работоспособность
    1. Привычка работать.
    2. Умение сосредоточиться на работе.
    3. Работать хорошо.
    4. Доделывать работу до конца.
    5. Осознанное предпочтение творческой работе.
    6. Отдых как смена деятельности.

  6. Приемы творческой работы и жизни
    1. Картотека.
    2. Планирование.
    3. Сниженные потребности.
    4. Знакомство с ТРИЗ.
    5. Знакомство с ЖСТЛ.

  7. Эмоциональное воспитание
    1. Удовольствие от работы.
    2. Удовольствие от доброго дела.
    3. Ненависть к плохому (подлости, жадности и т. п.).
    4. Умение проявлять эмоции.
    5. Умение скрывать эмоции.

Деление на отдельные направления условно. Многие из направлений частично перекрывают друг друга, например, знакомство с окружающим миром и знакомство с культурой, т. к. окружающий нас мир в огромной степени окультурен. Эмоциональное подкрепление — обязательный элемент во всех направлениях, поэтому его перекрывают почти все приемы.

Всеми этими навыками и приемами дети овладевают в четырех последовательных степенях:

    a. Пассивная — знает, видит, но сам не умеет.

    б. Полуактивная — умеет, но делает только при напоминании, приказе, с посторонней помощью.

    в. Активная — делает сам, но каждый раз с предварительным обдумыванием, планированием.

    г. Автоматическая — делает сам, не задумываясь, в тех случаях когда это диктуется обстоятельствами. Действие из цели превращается в средство.

Для пп. 1, 2, 7 есть еще допассивный, биологический уровень. Ему не надо учить. Естественный рост организма, поисковая активность, биологические эмоции (например, смех от щекотки) обучения не требуют. Распространенной ошибкой является смешение этого уровня с автоматическим. Это неверно! Если «искусственно» не научить физической культуре, то естественный рост так и не перейдет в поддержание здоровья. Более того, повышенное стремление «не перегружать ребеночка» приводит к подавлению даже естественного развития организма ребенка. Точно так же стремление все пощупать и попробовать на язык не является научным познанием мира. Хотим мы это признать или нет, но всему человеческому человека надо учить. От природы ничего человеческого в человеке нет!

Значительная часть приемов взята нами из опыта семьи Никитиных, из их книг. С ними можно ознакомиться по литературе. Некоторые приемы традиционны, известны всем. И те и другие мы вписывали в таблицу только в том случае, если они нужны для построения какой-то целостной линии; в остальных случаях мы их пропускали, чтобы не загромождать таблицу.

Нам удалось провести занятие по этому вопросу с учителями начальных классов в Рижском институте повышения квалификации учителей (5 групп по 4 часа и 1 группа — 8 часов занятий). Беседы с ними, личная практика и наблюдения показывают — большая часть педагогических ошибок связана с попыткой перескочить через стадию. Особенно часто пытаются перескочить или неоправданно ускорить полуактивную стадию. Это либо не дает результата, либо — чаще всего — дает обратный результат. Последовательность стадий обязательна! Длительность стадий зависит от множества факторов, она индивидуальна для каждого ребенка и для каждого умения и знания. Поэтому, пока мы не умеем предсказывать и рассчитывать стадии, представляется наиболее разумным не форсировать переходы, а помогать им при помощи определенных приемов без давления и спешки.

Наглядным примером обязательности всех стадий и ускорения их прохождения применением простых приемов является такая простая вещь, как отправление естественных надобностей. Изначально это явление биологическое, и дети делают его биологическим путем — под себя. Но определенные нормы и традиции делают его явлением социальным. Даже грудной ребенок быстро осознает, что биологический путь неудобен, — мокро, холодно. Но он не сможет перейти к социальному способу до тех пор, пока ему не покажут, причем неоднократно. По данным Б. П. Никитина в разных странах считается нормальным срок перехода от года до двух, а в значительном числе случаев развивается пожизненное недержание. Никитин рекомендует следующую последовательность: с первых же дней держать ребенка над горшком в наиболее «опасное» время (до и после еды, после прогулки и т. п.) — ребенок приучается терпеть и делать нужное по требованию (стадия Б). Затем это переходит в стадию В — ребенок идет на горшок сам, но каждый раз размышляет, как это сделать, причем чаще всего вслух, вызывая смущение и гнев родителей. Традиционная реакция: «Ты что, не можешь молча сходить и сделать?!» Не может. Не кончилась активная стадия. Кончится — будет делать молча. При такой последовательности автоматическая стадия достигается за полтора-два года (без обучения затягивается на четыре-пять лет).

Еще одна группа ошибок связана с явлением паузы. Пауза в восприятии наступает перед каждым качественным скачком в обучении. Например, выучив первые две-три буквы, ребенок останавливается и в течение некоторого времени не может выучить больше ни oдной. Если не испортить дело, то по прошествии этой паузы он выучит довольно быстро все буквы, но не сможет прочесть даже самое простое двухбуквенное слово. После новой паузы он научится читать слова, но не сможет еще читать предложения. Следующая пауза будет перед чтением вслух и чтением «про себя». Паузы могут быть короткими — несколько дней (такую мы наблюдали между буквами и всем алфавитом), а могут быть и очень длинными (между словами и предложениями у Коли была пауза более полугода, несмотря на постоянные упражнения).

М. Н. Шустерман высказал предположение, что пауза вызвана неравномерным развитием комплекса знаний у ребенка. Одни знания уже появились, а другие еще нет; для качественного скачка по первым знаниям необходимо подтянуть вторые. Если это верно, то хорошо сбалансированная система обучения может значительно сократить эти паузы.

Основным принципом подачи новых знаний и перехода со стадии на стадию является ресурсный подход. Каждый шаг вперед должен опираться на те знания и навыки, которые уже есть у ребенка. Это можно делать пассивно, используя те знания и навыки, которые ребенок накопил сам или с несистемной помощью взрослых. Намного эффективнее однако закладывать эти ресурсы заранее. В качестве первоначальных ресурсов могут выступать определенные сказки, явления природы, упражнения самого ребенка, семейные традиции. Так, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца, японская сказка «Кувшинный человечек» могут служить прекрасным ресурсом для последующих упражнений на быстрое выполнение заданий, на планирование и контроль времени.

Лучшие ресурсы полифункциональны. С их помощью можно делать не один шаг, а несколько, строить линии приемов и даже целые кусты линий, переплетая их с другими направлениями. Вот пример такого ресурса: «рыцарь  — дракон».

  • Сильный рыцарь убивает дракона, освобождает слабых (по любой подходящей сказке); изготовление рыцарского обмундирования — щита, меча, лука; приемы фехтования, стрельбы из лука, моральное правило — не стрелять в людей; после истребления всех драконов в районе — разбор: кого надо защищать от драконов (сказка К. Чапека «Большая сказка о полицейских»); переход на себя — в каких случаях ребенок сам хороший, а в каких плохой?

  • Самые страшные драконы живут внутри человека; самое трудное — это победить не внешнего, а именно внутреннего дракона; если человек делает что-то плохое, трусит, халтурит, ленится, возится, то внутренний дракон растет и может захватить человека целиком, но если преодолеть себя, то дракон уменьшается и слабеет. Для наглядности — дракон хорошо виден в глазах; если ребенок ленится, то через глаза можно наблюдать, как растет его внутренний дракон; микроцели: не поддаться этому дракону, когда он говорит, что надо хныкать от холодной воды — и так целую минуту, пока умывается.

  • Переход к ЖСТЛ — с использованием других линий (заранее отработанных): рассказы о людях, успешно боровшихся со своими драконами; например, от линии музыки — Бетховен был большим и сильным, как рыцарь, но не гонялся за внешними драконами, наоборот, он считал, что самое мужское занятие (от линии кодекса настоящего мужчины) — сочинять музыку. (Примеры музыки Бетховена должны быть заранее вложены в ресурс, причем дальше работать только с той музыкой, которая нравится ребенку, например, «Элизе» или 1-я часть 14-й сонаты.) Один из ходов внутреннего дракона — болезнь. Бетховен от болезни даже оглох, но преодолел дракона и продолжал писать музыку, хотя и не мог ее слышать.

Особенность использования таких ресурсов — их нельзя вырабатывать интенсивно. Несколько дней (в случае сильных ресурсов — недель) — и нужно сделать паузу, отложить прием, используя тем временем другие линии, иначе ресурс перестанет действовать. Через месяц можно начинать снова.

Совершать переходы со стадии на стадию ребенок может и сам. Это не значит, что надо предоставить его самому себе. При помощи таких приемов и упражнений можно и нужно ускорить и облегчить ему переходы. К сожалению, пока не удалось придумать или найти много приемов, да и те, что есть, не образуют сплошной системы.

В таблице (чтобы не делать ее слишком большой) приведены только основные направления воспитания и обучения. В списке же приемов эти направления раскрыты и более детализированы.

Пассивно

Полуактивно

Активно

Автоматически

1. Здоровье

2. Знакомство с окружающим миром

3. Знакомство с социальными отношениями

4. Знакомство с культурой

5. Работоспособность

6. Приемы творческой работы и жизни

7. Эмоциональное воспитание

Здоровье
1.А. Использование и развитие врожденных рефлексов (см. книги Никитиных и Скрипалева). Использование в качестве «спортивных снарядов» ресурсов, например, бутылочки с водой, которую ребенок к трем-четырем месяцам может держать сам, — развитие рук — это развитие больших участков коры головного мозга.
1.Б. Придумывать интересные упражнения и интересные названия для них. Например, поднять ноги к перекладине — «ножик», висеть на перекладине, зацепившись руками и ногами — «обезьянка» и т. п. Висеть, сложившись пополам, руки и ноги свободно вниз — у Коли получило название «сушиться».
1.В. От легкодоступных спортивных снарядов перейти к снарядам
«с трудностью». Например, чтобы забраться на перекладину, надо пододвинуть тяжелое кресло.
1.Г. —

2.А. Личный пример. Родители делают зарядку, ходят дома босиком, моются холодной водой и т. п. Ребенок считает это нормой.
2.Б. Используя какой-нибудь вложенный ресурс, выработать кодекс поведения. Например, произвел впечатление мультфильм про казаков. Выработан комплекс казаков — они моются холодной водой до пояса, не хнычут от царапин, а лечат их холодной водой и подорожником, едят лук и чеснок от болезней и т. д. Форма возражения против неправильных действий — «Разве казаки так делают?»
2.В. Традиции «переменок». Урок чтения в нашей «диванной школе» кончается (когда ребенок начинает уставать) физкультурной переменкой — несколько минут на стадионе. Прием «Накачивания силы» — используя свободный обратный ход педалей детского велосипеда — если кончились силы, надо их накачать.
2.Г. —

Знакомство с окружающим миром
1.А. См. приемы Никитиных.
1.Б. Приемы Никитиных. Освоение основ бытовой физики, химии, электротехники, например, с помощью магнита — магнит любит только железо, надо найти все железные предметы в доме. Провести лампочку в кухне над раковиной, чтобы легче было мыть посуду. Заодно объяснение на уровне ММЧ с использованием ресурсных знаний, например, выключатель — это дверь для электрических человечков, провод — коридор и т. п.
1.В. Использование «игры со знаниями»: постоянные повторы ситуаций и объектов, известных по полуактивной стадии, например: «Что это за пузырьки в лимонаде?» — «Углекислый газ» (ответ давно известный). Сознательное делание ошибок, например: «Вот большая зеленая чашка». — «Нет, чашка же белая!»
1.Г. —

2.А. См. приемы Никитиных.
2.Б. Моделирование или собирание объектов окружающей среды, например, гербарий. Кроме запоминания внешних свойств, это дает навыки мелкой работы, запоминание названий на нескольких языках. Еще пример — модель светофора из электроконструктора — навыки работы с электричеством, запоминание правил дорожного движения.
2.В. Прием «Учить взрослых», например, при помощи светофора (папа все время забывает, когда можно зайти в комнату, а когда нет). Рассказать одному из родителей (или любому другому взрослому человеку), что сегодня выучили.
2.Г. —

3.А. Демонстрация простейших опытов, например, расплавить парафин в ложке. Интересно, какие свойства у фазовых переходов? Если капнуть в горячий парафин воды — она вскипит, начнет дробиться на капельки, бегать по парафину. Если капнуть воду в остывающий парафин, то она проделает углубление, заморозит парафин вокруг себя, и получится «мешочек с водой» в жидком парафине. А если налить жидкий парафин в форму, и он там застынет, то как его оттуда вытащить? (Задача на противоречие!) — подогреть форму снизу. И т. п.
3.Б. Совместное проведение опытов, например с набором «Юный химик». Результаты фиксировать в лабораторном журнале. Если в кислоту бросить алюминий, железо и медь, то где и сколько выделится водорода? Формирование устойчивой мысли: если есть свойство у одного объекта, то есть ли такие же у других? а у каких есть? у каких нету? а в какой степени?
3.В. —
3.Г. —

Знакомство с социальными отношениями
1.А. Максимум проявления семейных отношений при детях. Например, мама усталая придет с работы — надо приготовить ужин.
1.Б. Предлагать детям поддерживать семейные отношения, например, у папы болит голова, давайте говорить тише, чтоб ему было легче.
1.В. —
1.Г. —

2.А. Акцентирование в сказках и в реальных ситуациях «комплекса настоящего мужчины»: сильный, смелый, умный, помогает слабым и женщинам, преодолевает трудности, занимается творческой работой.
2.Б. Способствовать в проявлении качеств «настоящего мужчины», например, в автобусе — настоящий мужчина не садится, чтобы могли сесть женщины и старые люди. Напоминание об антипримерах: вот тот дядя был не настоящим мужчиной, он сидел, а рядом женщина стояла. Через некоторое время дети сами разъясняют свои позиции сердобольным старушкам, помогают по собственной инициативе нести сумки маме и знакомым тетям.
2.В. —
2.Г. —

3.А. Акцент в сказках и в быту на основных моральных качествах: честности, нежадности, трудолюбии и т. п. Замечать проявления этих качеств в самих детях, но не перехваливать, чтобы не превращать в самоцель. Посещение детских спектаклей с последующим разбором, инсценировками. Например, очень надолго дети сохранили восторженное впечатление от спектакля «Золушка» — это способствовало и формированию некоторых социальных понятий; так удалось наглядно продемонстрировать понятие «мачеха» с разбором удивительного факта: мачеха, если она плохая, может ругать и неправильно (Коля вначале был уверен, что Золушка плохая, ведь так о ней отзывалась ее МАМА).
3.Б. Использование бытовых ситуаций для утверждения теоретически известных моральных качеств, например: Коля хочет одну пластинку перед сном, а Юргис — другую. Кто будет молодец и уступит брату? Если никто не уступил — не ставим вообще (заодно — как решить это противоречие?). Сравнение: а как бы в таком случае поступила Золушка? Через время Юргис стал радостно кричать: «Я уступил!» — радость от этого может превысить желание услышать любимую пластинку.
3.В. —
3.Г. —

Знакомство с культурой
1.А. Личный пример с обязательным пояснением и опорой на ресурс, например, во время спектакля нельзя громко разговаривать, потому что другие не услышат — тебе же не слышно, когда папа что-то говорит, а мимо едет машина (этот ресурс можно закладывать специально, если тихо говорить на улице, когда едут машины).
1.Б. Предварительное «исполнение» — сейчас мы сядем кушать, возьмем вилки, а руками трогать не будем. Демонстрация по ходу дела: «Берем вилку...» Действует так хорошо, что даже упавший на пол кусок руками накалывают на вилку и... суют в рот.
1.В. —
1.Г. —

2.А. Демонстрация бытовых технических операций, например, установка домашнего стадиона (десятимесячный Коля был настолько этим поражен, что через неделю, отыскав гаечный ключ, ползком помчался «доделывать» стадион).
2.Б. Совместные технические дела с быстрым результатом, например, изготовление из дерева подарка маме (тут же усвоение навыков столярной работы). Ремонт бытовой техники, например, собственного велосипеда. Демонстрация работы строительной техники (стройка под боком всегда найдется).
2.В. —
2.Г. —

3.А. См. приемы Никитиных. Счет традиционных предметов и действий, например, срезаемых ногтей. Демонстрация моделей природных явлений (чайник с тарелкой — дождь, вода в холодильнике — снег и лед и т. п.). Прием «Незнание» — я не знаю, что это такое (как это называется, как это происходит), — давай посмотрим в книжке, давай разберем, исследуем, построим модель из человечков и т. д.
3.Б. Игры с картами, таблицами и т. д. Например, показать в таблице Менделеева индий, америций, европий, а теперь найти на карте Индию, Америку, Европу (заодно использовать ситуацию для физических упражнений — переходить от таблицы к карте при помощи качелей, прыгая со стула на стул и т. д.). Игра «Айболит»  — приходит телеграмма из Африки от больных обезьян, из Антарктиды от больных пингвинов и т.  д. Надо отметить на карте маршрут от места жительства и двигаться по нему. (Больные звери, медицинские инструменты и одежды и т. п. должны быть обязательно! С любой степенью условности. Главное для детей в этой игре все-таки не карта.)
3.В. Прием «Помочь маме (папе)» — читать книжку, когда мама или папа делают механическую работу, — от этого им легче работать (дает пример удовлетворения от помощи другому, тренировка чтения и т. д.).
3.Г. См. приемы Никитиных.

4.А. Личный пример. Пластинки с обязательным(!) комментарием — кто поет, играет, кто автор, какие инструменты. «Инструмент в руки» — импровизации на детских инструментах. (Внимание! Детские инструменты делаются сверххалтурно. Большинство из них фальшивы и не настраиваются. Инструменты должны быть детскими только по размерам — в остальном все всерьез! Музыкальный слух дается не от бога, он появляется от правильных звуков вокруг ребенка. Фальшивые детские инструменты необратимо портят слух!) Семейное пение. Пение при механической работе. Рисование, лепка — родители должны это делать хотя бы раз в неделю. Родителям это тоже совсем не вредно!
4.Б. «Семейные спектакли» — инсценировки. Использовать ресурсы, например, в какой-то роли делать так, как одно из упражнений на стадионе (или даже вся роль на стадионе) — Паук может нападать на Муху-Цокотуху, прыгая с перекладины, и т. п..
4.В. «Выпендривание» при приходе гостей. Всем не обращать внимание на ребенка. Через короткое время ему нужно будет привлечь внимание к себе — и он сделает то, чего вы от него хотите (если не сделает, спокойно напомнить; после отказа ребенок вскоре сделает сам.). Положить нужные игры или музыкальные инструменты на видное место перед приходом гостей. Связать нужное действие, например, пение, с уже вошедшим в ресурс традиционным действием, например, с мытьем посуды. Через время мытье посуды будет обязательно сопровождаться пением.
4.Г. —

5.А. Двуязычие дома. Один из родителей говорит на одном языке, другой на другом. Если есть еще люди в доме — попытаться использовать и их. (Внимание! Чем больше языков слышит ребенок одновременно, тем позже он начинает говорить. Нам известен случай, когда при семейном четырехъязычии ребенок заговорил после трех лет. Это не патология! Это нормально! Ни в коем случае не поддаваться на уговоры доброжелателей! Врачи в случае задержек речи назначают лечение. Проверить нужно — вероятность патологий есть всегда, независимо от числа языков. Но с лечением не торопитесь, вред от него гораздо больше.)
5.Б. Передавать просьбы одного из родителей другому через ребенка. Это приводит к необходимости переводить с языка на язык. Задания с использованием всех языков — например, гербарий (см.2.2.Б). Время от времени на длительный срок (несколько дней) менять распределение языков между родителями. Чаще использовать одноязычную среду, в которой оба родителя должны говорить на одном языке, предупреждая ребенка заранее, что он должен говорить со всеми на том же языке, иначе очень некрасиво, людям может быть плохо.
5.В. —
5.Г. —

Работоспособность
1.А. Пример семьи, создание рабочей атмосферы в доме, культ работы. Не грех осторожно использовать некоторую демонстративность — как-то подчеркнуть свою работу (неожиданный пример: когда папа из-за головной боли взял почитать какой-то детектив, Коля подошел и спросил: «А почему ты читаешь без карандаша?» — и принес карандаш). Акцент на трудолюбии в сказках. Например, после прочтения вслух сказки «Иван Царевич и Серый Волк», Коля заявил, что Иван Царевич бездельник, за него все делал Серый Волк.
1.Б. «Назначение на должность» (с постоянным напоминанием уже не о функции, а о должности), например, ответственный за уборку игрушек.
1.В. Доверие «опасных работ»  — некоторые работы заранее объявляются «опасными», «не для маленьких детей» и т. п. Затем их можно доверить. Такие работы долго сохраняют притягательность. Наказание бездельем: время от времени за особо тяжелые прегрешения запрещать работать. Минут через 10 можно разрешить.
1.Г. Перенесение центра тяжести с результата на развитие результата. Важно не просто сделать что-то один раз, а постоянно осваивать все новые дела. Пример: когда мама приходит с работы, Коля часто зовет ее: «А я тебе подарок приготовил — сделал новую фигуру из «Уникуба» (выучил песню, сделал новое упражнение на стадионе и т. п. — именно новое).

2.А. Личный пример (даже с демонстративностью), например: у папы болит голова, но он все равно работает (указывать на это может только другой человек!).
2.Б. Одновременные разные занятия детей, например, Коля пишет, а Юргис учит буквы. Периодически спокойно напоминать, что не надо обращать внимания друг на друга, делать только свое дело.
2.В. Езда на двухколесном велосипеде очень способствует формированию внимания в активной стадии. У Коли заметен качественный скачок в течение двух-трех дней.
2.Г. —

3.А. Примеры плохой и хорошей работы из быта, ресурсы, например, разваливающаяся кухонная табуретка, — дядя на фабрике плохо работал, халтурил, а нам от этого плохо.
3.Б. Взаимный контроль, например, качества мытья посуды.
3.В. Долгосрочную работу (на много дней) с переделками тех этапов, которые сделаны плохо, например, изготовление книжки: самому написать большой текст, сделать обложку, скрепить. Лист, на котором есть ошибки или грязь, переделать.
3.Г. —

4.А. Личный пример. «Папа, иди я тебе что-то покажу! — Погоди, я допишу страницу и приду».
4.Б. Дробление работы на части. Устал писать книжку — допиши слово (предложение), — и отдохни.
4.В. —
4.Г. —

5.А. Личный пример, пояснения. Коля спрашивает, почему у нас нет телевизора. Пояснение: если бы у нас был телевизор, то нам бы хотелось его смотреть (помнишь, как ты не мог оторваться от него у бабушки?), у нас не было бы времени на нашу работу, тебе на «Уникуб», на конструктор, на чтение.
5.Б. —
5.В. —
5.Г. —

6.А. Личный пример с объяснением своих действий. Папа устал писать — он отдыхает: читает, делает пометки.
6.Б. Традиции «переменок»: урок чтения в «диванной школе» сменяется уроком физкультуры, затем еще каким-нибудь и т. д.
6.В. —
6.Г. —

Приемы творческой работы и жизни
1.А. Личный пример. Ведение нескольких направлений картотеки.
1.Б. Картотеки на базе ресурса: различные варианты раскладки игрушек при уборке (по цвету, по функции и т. п.); варианты расстановки детских книг (по цвету, по языку и по первой букве названия). Совместное ведение более абстрактных картотек — химических элементов и т. п. Ведение картотеки бытовых предметов и явлений с указанием научных свойств, например, картотека бытовых химических веществ с формулой, названиями на разных языках, по номенклатуре и т. д. Картотеки просто интересных вещей — например, фотографий слонов.
1.В. —
1.Г. —

2.А. Наглядный, даже отчасти демонстративный, учет времени. Ресурсы — «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца. Демонстрация и разъяснение ситуаций, когда из-за потерь времени одного человека (самого ребенка) теряют время и другие (ребенок долго одевается — дольше, чем может, а остальные его ждут и не могут делать свои дела...).
2.Б. Совместное ведение и контроль планов на неделю, на день. Повесить совместный план на стену, заполнять каждую неделю, вычеркивать сделанное. На воскресенье можно запланировать «награду» — приятное, интересное дело, например, покататься на лодке. Если недельный план не выполнен, воскресное мероприятие отменяется. (Внимание, первый раз план должен быть выполнен любой ценой — поэтому лучше составлять его послабее. Первая награда должна быть получена и до уровня полного восторга — иначе трудно будет создавать стимулы дальше.) По утрам в ненавязчивой форме напоминание о планах (а лучше, если план висит на самом видном месте).
2.В. —
2.Г. —

3.А. Личный пример, сказки типа «Золушка». Усвоение понятия «нет денег». Приемы воспитания Б. П. Никитина — нет необходимости в лишней одежде, обильной еде и т. п. Самостоятельное изготовление простейших игрушек.
3.Б. Составление совместных планов на деньги. Коля провел полдня у мамы на работе, печатал на машинке. «Что бы ты хотел купить на деньги, которые ты заработал?» — Коля, подумав, ответил: «Хлеб, молоко, кефир...». Участие детей в заработках родителей.
3.В. —
3.Г. —

4.А. Накопление приемов бытовых противоречий и приемов их разрешения. Сказка с противоречиями. Например, кухонный шкафчик должен быть открыт, чтобы мама могла достать оттуда продукты, и должен быть закрыт, чтобы маленький братик туда не добрался. Решение: разделение во времени — шкафчик открыт, когда там хозяйничает мама, и закрыт, когда туда подползает братик.
4.Б. Подводка к решению сказочных и бытовых противоречий, например, Урфин Джюс («Урфин Джюс и его деревянные солдаты» А. Волкова) делал солдат из дерева. Дерево должно быть мягким, чтобы было легче вырезать солдат, и должно быть твердым, чтобы солдаты в боях не разбивали головы. Разделение в пространстве: тела солдат вырезаны из мягкого дерева, а головы из твердого. Игра «Хорошо — плохо».
4.В. —
4.Г. —

5.А. Примеры деятельности ТЛ из ресурсов — памятники на улицах, авторы музыки на пластинках. Сравнение ТЛ и не ТЛ, например, тетя и дядя Кюри очень много работали и открыли два новых химических элемента — радий и полоний (где они в таблице, почему так названы? где на карте Польша?). Это была настолько важная работа, что другие люди назвали их именами еще один элемент — кюрий (где он в таблице?) А вот другая тетя (снимок в газете) тоже хотела, чтоб о ней все знали, но работать для этого она не хотела. Поэтому она отрастила длинные-предлинные ногти. Конечно, о ней напечатали в газете, но разве кому-то ее ногти нужны? Она поступила очень глупо. (Через несколько таких рассказов Коля, слушая «Полонез» Огинского, сам просил: «Расскажи про этого дядю, как он боролся со своим драконом».
5.Б. Ставить и следить за выполнением микроцелей: например, не хныкать при мытье головы — это же дракон говорит, чтоб ты хныкал.
5.В. Ставить более долгосрочные цели, например, научиться подтягиваться на турнике.
5.Г. —

Эмоциональное воспитание
1.А. Сопереживание работе детей и друг друга, оценка работы, например: красивую фигуру ты нарисовал, молодец, или: ай, как обидно — кривая линия получилась!
1.Б. Взаимная оценка работы друг друга (Коля, смотри, какую фигурку Юргис сложил из кубиков. Хорошо у него получилось?). Оценка поступков и действий друг друга и сказочных персонажей. (Не бойтесь оценивать свои действия и поступки плохо! Родители тоже люди, они могут ошибаться. Учтите, что нельзя долго любить непогрешимых.) Традиция вечерней самооценки: кто сегодня победил — Коля или дракон? (Интересно, что дети сами просят оценить их поступки, например, Юргис: «Мама, я твои часы сломал — я молодец, да?» Не упускайте этот момент! Его можно использовать, чтобы приучать детей пользоваться критериями оценки своих действий.)
1.В. —
1.Г. —

2.А. Личный пример, пояснения. Например: «Я очень рада, что вам понравилась новая пластинка!».
2.Б. «Полечить маму». Например, у мамы болят ножки — Коля и Юргис дуют, делают массаж — мама, естественно, выздоравливает. Самодельные подарки, причем не только к празднику. Хорошо сделанная работа — тоже подарок.
2.В. —
2.Г. —

3.А. Сказки с разбором, например, старшие братья присваивают добычу младшего и убивают его.
3.Б. «Как ты думаешь, хорошо Юргис поступил, когда не умылся, а маме сказал, что умылся?»
3.В. —
3.Г. —

4.А. Личный пример. Примеры из окружения (смотри, как весело мальчик смеется!).
4.Б. —
4.В. —
4.Г. —

5.А. Личный пример, примеры из окружения (смотри, как некрасиво рыдать на всю улицу!).
5.Б. Испытание молчанием, например, не говорить маме, какой подарок ей готовится (Юргис: «Мама, я не скажу тебе, что мы сегодня для тебя делали!»).
5.В. —
5.Г. —

Мы не можем еще давать какие-то позитивные советы «начинающим родителям» — нет окончательных позитивных результатов. Но вот негативные советы дать можно — о том, что у нас самих не получилось, какие ошибки мы сделали.

  1. Если вы хотите чему-то научить ребенка, не учите его. В объект обучения надо играть, нужна не учеба, а сперва пример, затем тренировка. Собственно учеба должна быть растворена в тренировке.

  2. Контролируйте жесточайшим образом свои эмоции. Если вы вспыльчивы — дети будут вспыльчивы и трусливы, т. к. ваша вспыльчивость пугает детей, заставляет их искать приемы, как избежать вспышек.

  3. Демонстративность при выполнении вами какой-то работы нужна, (чтобы был пример для ребенка), но не переусердствуйте в этом; если вы чего-то не делаете — не пытайтесь обмануть детей, будто вы это умеете. Для ребенка гораздо ценнее ваше признание в том, что вы, к сожалению, поддались дракону и не научились это делать, чем ложь (а дети это заметят!). Лучше учитесь у них на глазах и вместе с ними.

Если у вас двое или больше детей, стоит учесть взаимовлияние. С одной стороны, дети учат друг друга, подают примеры. При этом они сами учатся лучше. (Например, Коля учил Юргиса буквам, когда Юргису было 8  месяцев...). Но есть и отрицательные стороны. Почему-то дети чаще всего работают в противофазе — когда у одного рабочее настроение, у другого приступ веселья. С другой стороны, родители, получив хорошие результаты на первом ребенке, стремятся их закрепить и развить, и тем самым отвлекаются от второго, он заметно отстает. Что с этим делать, мы пока не знаем. Еще один момент — подсказки. Если вы просите младшего: «Я забыл, что это за буква, скажи, пожалуйста», то старший обязательно прибежит с помощью и громко скажет, испортив весь эффект. Иногда помогает предварительное предупреждение, но ненадолго.

Неоценимую помощь при подготовке этой работы оказал И. Л. Викентьев, за что мы все ему очень благодарны. Будем также весьма благодарны всем, кто поделится с нами своими соображениями и личным опытом, кто рискнет проверить хотя бы кое-что на своих детях.

Проблемы, с которыми мы уже столкнулись и которые предвидятся в будущем.

  1. Заполнение пустых и полупустых клеток таблицы. Совершенно не отработаны приемы, помогающие переходу к автоматической стадии, закрепляющие активную. Остальные клетки тоже необходимо заполнить плотнее и разнообразнее.

  2. Огромное количество приемов, которые получаются в таблице, несомненно, должно быть свернуто. Это можно сделать за счет ресурсов, общих для нескольких (многих, всех?) приемов. Такие ресурсы нужно выработать. Таблица из набора приемов должна превратиться в систему приемов.

  3. Как бы ни старались родители, они неизбежно наделают кучу ошибок. Поэтому представляется необходимым выработать, во-первых, «защиту от дурака» — заранее предусмотренные меры (а это возможно, т. к. ошибки достаточно типичны), а во-вторых, попытаться разработать приемы, хотя бы в какой-то степени компенсирующие сделанные ошибки.

  4. Опыт показывает, что детей дошкольного возраста можно научить основам современной науки, техники, искусства. Причем, сделать это в объеме доброй половины нынешней средней школы. Необходимо разработать хорошие учебные программы. Причем эти программы тоже должны быть максимально свернуты, базироваться на элементах, понятиях и т. п., общих для всех «дисциплин».

  5. Необходимы и хорошие наглядные пособия. Это вовсе не должны быть сложные конструкции. Хорошее пособие должно быть легко изготовляемым из подручных элементов, легко превращаться в другое пособие, служить одновременно для нескольких «дисциплин». Быть не только наглядным, но и образным. Прекрасным примером такого пособия может служить игра норильчан «Человечки» или «Треугольники». Но этих игр очень и очень мало.

  6. Самая неприятная проблема. Уже сейчас в процессе использования такой несовершенной схемы воспитания у нас возникло явственное ощущение, что с детьми можно сделать ВСЕ. Если же это станет глубоко разработанной системой воспитания, то мы получим в руки мощный инструмент изготовления людей. Страшно подумать, в каких целях его можно использовать. Конечно, полностью предотвратить отрицательное использование вряд ли удастся. Но может быть, удастся ввести хоть какие-то механизмы, предупреждающие такое использование. Хорошая система воспитания должна быть органически запрограммирована на добро.