(из практики обучения ТРИЗ в начальной школе)
©, Ефремов В.И., г. Заречный (ЗАТО), 2013 г.
Простой лист бумаги формата А5. Как его можно использовать в процессе обучения ТРИЗ школьникам начальных классов? Об этом пойдет речь в этой хронологии урока по ТРИЗ с использованием Оригами.
«Перед вами открытый лист бумаги. Почему он плоский? — задает вопрос школьникам преподаватель — Опишите его». Идут спонтанные ответы и бессистемный перебор вариантов. Наша задача подвести школьника к понятию противоречия и способам его разрешения.
Задаю вопрос: «Лист, какой?»
- Белый, гладкий, плоский, гибкий, прочный….
«Из чего лист сделан?»
- Из бумаги, из дерева….
«На что похож?»
- На простынку, на….стену….(Замешательство в ответах).
«Что умеет делать?»
- Лежать, сохранять штрихи и цвета, изгибаться….
«Что не умеет делать?»
- Летать, стоять, удерживать…
«Что надо сделать, чтобы лист долетел, например, до соседней парты?»
- Скомкать в «шарик» и бросить….(Ребята дружно проделывают эту процедуру).
«Что надо сделать, чтобы лист долетел до классной доски?»
- Сделать самолетик…
Выдаю свежий лист и вместе с ребятами делаем простую модель самолета. При этом каждый на крыле своей модели рисует свой опознавательный знак.
Классная разминка — «У кого самолетик улетит дальше». Все «летчики» выстраиваются у классной доски и запускают свои модели. Проводим анализ и награждаем победителя.
«Почему одни модели летают дальше, а другие — ближе?»
- Кто-то сильнее, а кто-то слабее, тупой нос, широкое крыло….
Выдаю следующий лист и новый «раскрой» модели. Ребята значительно быстрее сделали и пометили новую модель.
И вновь устраиваем соревнования по дальности полета моделей. После чего проводим общий анализ.
И вновь выдаю очередной раскрой модели, показывая отличия от предыдущих вариантов.
Рассказываю ребятам о реализации ранее сформулированного нами противоречия в самолетостроении и показываю самолет-истребитель с изменяемой геометрии крыла.
Возвращаемся к нашему открытому листу.
«Что надо сделать, чтобы научить лист стоять?»
- Изогнуть пополам и поставить….
«Правильно! А теперь попробуем научить лист держать что-то, например, тетрадь, учебник, книги…Сколько тетрадей может удержать ваш стоячий лист?»
Ребята проделывают эксперименты и выясняют, что не так много тетрадей может удержать лист.
«Как научить лист держать стопку книг?»
- Поставить лист, сделав: два загиба (проверяем, какой вес удержит лист).
- Сделать три загиба (проверяем экспериментально).
- Лист сгофрировать и свернуть в цилиндр (и опять проверка на «стойкость»).
«Что необходимо сделать, чтобы научить лист держать вес?»
- Увеличивать площадь опоры у основания…
Делаем вывод: «В основании лист тонкий и узкий, а для удержания веса он должен быть широким». Противоречие: узкий — широкий. Как разрешить это противоречивое требование?
- Увеличить площадь основания за счет изменения конфигурации листа.
«Где это можно использовать?»
- ………….
Показываю примеры….
Теперь давайте научим лист что-то удерживать. Для этого положим лист на две опоры, например, на две стопки книг. Положим по центру сверху листа пенал. Что будет?
- Лист прогнется и слетит с опор вместе с пеналом.
«Что надо сделать, чтобы лист смог удержать пенал?»
- Сложить лист в гармошку (ребята складывают и проверяют экспериментально свое решение).
По анализу эксперимента делаем вывод: «Чтобы тонкий лист удерживал вес, он должен быть толстым». Противоречие: тонкий — толстый. Как его разрешить?
- Сложить лист в гармошку.
«Где это можно использовать в жизни?»
- В перекрытиях зданий….
Вывод: на подобных уроках ребята вовлекаются в процесс умения видеть и анализировать противоречивые свойства, формулируя противоречия, в навыки находить оригинальные решения в поиске идей и переносить полученные решения в жизненную практику.