Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 30.03.2011]

Главная / Статьи / Педагогическая техника /
Зачет наизнанку

Мария Ганькина

Помню, позвала я в свой шестой класс вести географию Вадима Федоровича — настоящего ученого, но вот в школе работающего недавно. Так что в его учительском арсенале не было ни способов организации урока, ни хорошо поставленного голоса, ни отметок, ни учебников с обязательным домашним заданием. Ну и мои детки, очень Вадима Федоровича любя, периодически садились ему на шею. Рассказывал он замечательно интересно, но что из его монолога слышали дети? Меня это стало беспокоить.

Прошел месяц. И я предлагаю Вадиму Федоровичу провести зачет. С настоящей отметкой в журнал. Но (как я дошла до мысли такой?) зачет будем сдавать мы — трое приглашенных учителей. Пусть дети нас научат, и какую отметку каждый из нас заработает у доски — такую и получит в журнал та группа, которая каждого из нас обучала.

Вадим Федорович опешил, но согласился. Он понял: эта работа позволит ему увидеть, что делается у каждого из его учеников в голове.

Вадим Федорович объявил детям, что на следующем уроке будет зачет по всему, что он им рассказывал. Никаких конкретных вопросов для подготовки. Только приблизительный круг тем: галактика — Солнечная система, звезда — планета — спутники.

Солнечная система

Вадим Федорович разделил моих шестиклассников на группы по пять-шесть человек случайным образом, по считалочке. Потом назначил каждой группе по одному из взрослых, не компетентных в данной конкретной области знаний. Этими некомпетентными были мы, учителя нашей школы: Сергей Евгеньевич — учитель музыки, я — Мария Ганькина, словесник, в прошлом учитель начальной школы (кстати, у этих самых шестиклассников), и Ольга Петровна, учитель английского (все у тех же детей).

Вадим Федорович еще раз обозначил круг вопросов, которые надо было до нас донести, разрешил пользоваться чем кому угодно, и группы разбежались по углам.

Моя группа обосновалась у двери. Те, у кого были тетради, наперебой меня обучали. Остальные были на побегушках: что-то посмотреть, сбегать за энциклопедией.

Помню, что очень бойко отбарабанили, на каком расстоянии от Солнца что находится. А я гнула свою линию. Они: «Вот Солнце…» А я сразу: «А Солнце — это что? Планета или звезда?» И в таком духе.

Ольга Петровна:

– А мне развернули какую-то интересную штуку, что будто бы галактика — это тарелка. В форме лепешки. Где-то с краю — солнечная система. Если на нее посмотреть так, то будет так. А если эдак… Рисовали что-то…

Ладно. Теперь — как мы отвечали. А отвечали мы на хилую троечу. В результате моя группа схлопотала каждый по тройке в дневничок и журнал. Мои «учителя» досадовали на мою нерадивость. Когда прозвучали правильные ответы, они мне пеняли: «Мы ж вам все так и объясняли! А вы-ы?!.»

Тянем жребий

Идея зачета наизнанку оказалась заразительной. Теперь уже опытный физик, Владимир Александрович, решил апробировать зачет-перевертыш. Удивительно, как это он пошел на такое. Вроде бы поводов особых не было. Годами отработанный стиль, образцовые ученические конспекты, дисциплина… Хотя все же была и у него своя нужда.

Дело в том, что Владимир Александрович — очень хороший, мощный учитель физики, до этого работавший только в старших классах. Зная (помня!), какие мучения предстоят моим детям с физикой, когда она у них начнется, я зазвала Владимира Александровича в свой класс (когда он был еще пятым), с тем чтобы он заложил в моих ребят основы всех главных разделов физики, этого труднейшего для понимания школьного предмета. Чтобы сформировать правильно фундаментальные понятия. Получилось что-то вроде пропедевтического курса раз в неделю.

Владимир Александрович долго отмахивался от моего предложения: мол, не умею с малышней. Но потом вошел во вкус. И даже потом хвастался, что в нашем пятом и своих десятых классах объясняет один и тот же материал. Не раз говорил, что в пятом идет легче: не приходится бороться со штампами, да и соображают они подчас лучше. А пройдя с ними оптику и электричество, и вовсе стал утверждать, что мозг пятиклассника принципиально способен воспринимать даже самые сложные физические понятия.

И вот шестой класс. Конечно, Владимиру Александровичу интересно, что остается у них в головах. Не иллюзии ли он питает? Ну и, конечно, ему хотелось, чтобы и мы оценили по достоинству его работу.

Владимир Александрович заранее (за две недели до зачета) огласил список сакраментальных тем. Тетрадями пользоваться на зачете поэтому было нельзя.

На этот раз зачет пришли сдавать только двое учителей — все тот же Сергей Евгеньевич Савельев и я (Ольга Петровна пришла позже и наблюдала всю эту картину уже со стороны). У Савельева, несмотря на музыку, за плечами технический вуз, у меня же — довесок к филфаку в виде полутора курсов МИФИ. Так что по части физики мы были не совсем чистыми листами.

Недостатки предыдущего зачета были учтены. Владимир Александрович разбил ребят на две группы случайным образом и предложил тянуть бумажки с заданиями… (Жребий — это принципиальный момент. Одно дело — учитель, другое — судьба. Так карта легла, и попробуй потом в случае неудачи пенять на учителя: мол, это он нам такой вопрос задал, что ответить было просто невозможно.)

Соединение проводников

Мне объясняли параллельное и последовательное соединение проводников. Я это когда-то хорошо знала, но напрочь забыла.

На зачете меня поразило, как много дети знают. «Карта легла» так, что мне достались одни слабаки, а Савельеву — сплошные гиганты мысли. Вот они там все передрались: кто будет просвещать Савельева? В конце концов Никита с Ксюшей, объединившись, остальным не дали и рта раскрыть.

А из моих безгласных принял огонь на себя маленький Саша. Обычно ничем себя не проявлял, а тут так уверенно и толково берется за дело. Помню, он меня совершенно поразил. Когда поведала о Саше Владимиру Александровичу, это было для него настоящим открытием.

Андрюшка очень суетился: тыкал пальцем в листочек, повторял за Сашкой концы предложений, понимающе кивал головой — в общем, делал вид, что что-то понимает. И то хорошо! Не вел партизанскую жизнь, как на остальных уроках физики, а был при деле — сохранял образ!

А я, в свою очередь, делала вид, что ничего не понимаю. Преследовала свои корыстные дидактические интересы: хотелось, чтоб еще разок они мне все объяснили. А потом сама рассказывала им это параллельное и последовательное соединение проводников: дескать, правильно поняла?

Помучились они со мной! «Ну не понимаю, — говорю, — какой такой ток? Что течет, куда? Электрон? Первый раз слышу. Атом? Это еще что за зверь?..» Я не знаю, почему они кидались мне все это на полном серьезе с азартом объяснять. Может, я очень правдоподобно притворялась? А может, это сидящая в ребенке страсть к учительству? А может быть, они подыгрывали мне? Даже не подыгрывали, а просто  — приняли правила игры.

Отвечаем у доски

В отличие от Вадима Федоровича, Владимир Александрович задавал нам у доски дополнительные вопросы. На глубину понимания, видишь ли. После моей теоретической части он нарисовал на доске электрическую цепь, а мне надо было переставить что-то местами, чтобы лампочка зажглась.

Я стою — ни в зуб ногой (со схемами у меня всегда были нелады). Стыдно, ведь подведу своих. Владимир Александрович спрашивает, не хочет ли кто-нибудь решить эту схему за меня. И вдруг кто-то из моей группы бежит к доске и хватает мел. Кто же? Тот же самый Сашок. И включает лампочку! Владимир Александрович не верит своим глазам. Во как! Савельев закончил технический вуз. Ему было сложнее изображать искреннее невежество.

– На зачете по географии, — рассказывал он потом, — я был непроходимо тупой. Не с Вадимом Федоровичем, конечно, а с детьми. «Твоя моя не понимай». Как слепому объяснить, что такое небо? Детям приходилось подыскивать слова, которые бы меня убедили. Если мне говорят, что Земля состоит из земной коры, то я не даю договорить, из чего она еще состоит, а сразу спрашиваю, что такое кора, и так далее. Но это было слишком, на меня обижались. На физике я оставил пародийный жанр. И поэтому простое невежество принималось на веру…

С отметками на зачете по физике было так. Когда нам с Сергеем Евгеньевичем поставили что-то хорошее, чуть ли не пятерки, Владимир Александрович вдруг и говорит:

– А у вас рука не дрогнет всем одинаковые пятерки в дневник поставить? Если не дрогнет, то сами и ставьте. А я против уравниловки.

Мы подумали-подумали: и правда, наши «учителя» разный вклад внесли в наше с Сергеем Евгеньевичем образование. Так что мы и отметки поставили разные: кому «пять», а кому и «три». Только вот пришлось чистоту образа нарушить. Что ж, на этот раз так.

ВНИМАНИЕ

Профессиональный учительский сайт
Открытый урок: www.openlesson.ru

Любой урок может стать ОТКРЫТЫМ для искренних удивлений, неожиданных озарений и удачных импровизаций всех на нем присутствующих: и учеников, и их учителя, и даже тех, кто пришел на урок в качестве гостя или проверяющего.

Сайт создан доктором пед. наук В.М. Букатовым, научным руководителем многочисленных экспериментальных площадок по социо-игровой педагогике.

Перепечатка из журнала «Педагогическая техника». Подробнее о журнале Вы можете узнать здесь.