Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 07.02.2008]

Главная / Статьи / Педагогическая техника /
Можно ли учить успешно без текущих домашних заданий?

Когда мы рассказываем своим будущим ученикам лицея и их родителям о том, что их ожидает обучение без домашних заданий, то сначала они в это не верят. Как когда-то не верили в успех такого подхода и коллеги вновь созданного в 1989 году лицея. Верить не верили, но доверились — так уж судьба распорядилась. Для учителей это было довольно соблазнительно, а для учеников — тем более. Не будем забывать, что большинство давно так живут, хотя им каждый день задаются четкие и немаленькие ежедневные задания. Не зря существуют анекдоты о родителях, которые просят друг у друга списать домашнее задание для своих детей.

Ответственность и самостоятельность старшеклассника в профильной школе

Сейчас становится уже совсем реальной государственная деятельность по формированию настоящего профильного образования старшеклассников. Все больше возникает заведений, в которых школьники различных школьных ступеней «живут» на «собственной территории», что позволяет легко учитывать как возрастные особенности, так и специфику образовательных целей. Они не могут быть одинаковыми в начальной, основной и старшей школе. Поэтому старшая школа, если она хочет быть эффективной, должна организовать свою работу совсем по-другому, чем обычная унифицированная школа. Начиная с расписания звонков на уроки. В особенности — сформировать более «взрослую», читай — более ответственную, организацию учебной работы учеников и их «профильных учителей». Да еще сделать это без применения методов прямого принуждения. Именно в этом контексте можно увидеть ценность реализации принципа ответственного отношения учеников к изучению программного материала в условиях отсутствия текущих домашних заданий. То есть без настойчивой опеки учителей. Причем организации учебной работы без домашних заданий не как какой-то любопытный индивидуальный подход, а как опыт всего коллектива, опыт — системного порядка.

Давайте посмотрим на копию физического диктанта по теме «Молекулярная физика» одного из учеников ФТЛ — Андрея О. Написал он материал по теории очень хорошо, но еще не так все гладко выходит на заданиях по применению теории. Что вполне естественно, однако, совсем не означает, что все так можно и оставить.

    «Что же ты, ученик, будешь применять, если имеются пробелы в знаниях основ дисциплины? Какую готовишь себе будущую компетентность? Ведь главное в образовании, как части реальной жизни, не знания, как таковые, а умения их применять».

В течение месяца было проведено пять лекций по теме и еще одно специальное семинарское занятие на понимание сущности выученных физических величин. Собственно ученики на этом занятии готовились к предметному диктанту, используя свой конспект, книги из библиотеки, а главное, у них был учитель как консультант. Последнее значительно более производительно, чем длинный самостоятельный поиск необходимого ответа в учебнике. А также было проведено шесть практических занятий по теме по группам, то есть с каждой половиной класса. Классы у нас, к сожалению, достаточно большие — по 42–46 учеников в каждом. Весь этот период ученикам домой ничего конкретного не задавалось. Ни единого параграфа, ни одной задачи. Достаточно того, что было в лицее, ведь у каждого ученика еще, кроме физики, три профильных предмета: алгебра, геометрия и информатика.

Физический диктант вместо устного домашнего опроса

Физический диктант ученики пишут на практическом занятии, когда «моя половина» класса сидит по схеме: каждому ученику — отдельный стол. То есть, списать не получится, а это главное. Вторая половина класса на практическом занятии по математике. Теперь давайте посмотрим, что пришлось выполнять нашему герою — Андрею О. Из текста, написанного учеником, специалисту легко сделать выводы и о характере работы (жирный текст диктовал учитель, а затем делал паузу, чтобы ученики закончили фразу), и об объеме охваченного программного материала. От ученика принимается любой правильный вариант написания, а не только так, как хотелось бы учителю. Итак...

  1. Атом — это... наименьшая частица химического элемента.
  2. Молекула — это… наименьшая частица вещества, которая отображает его физико-химические свойства.
  3. Согласно МКТ, атомы (молекулы) всегда находятся в постоянном... хаотическом, беспорядочном движении.
  4. Между атомами тела действуют... силы отталкивания и притяжения в зависимости от расстояния между ними.
  5. Действие этих сил такое, что... при увеличении расстояния между ними преобладают силы притяжения, а при уменьшении — силы отталкивания.
  6. Если Т(К), то... .
  7. Средняя кинетическая энергия молекулы… .
  8. По основному уравнению МКТ идеального газа…
  9. Масса одной молекулы… .
  10. 1 моль — это... такое кол-во вещества, которое содержит 6,02*1023 тех структурных единиц, из которых состоит данное тело. Это такое кол-во вещества, которое содержится в 12 г углерода.
  11. Концентрация молекул…
  12. Число Авогадро — это... кол-во структурных единиц, которое содержит 1 моль, NA=6?02*1023.
  13. Молярная масса — это ... масса одного моля вещества.
  14. Если m — масса одной молекулы, то...
  15. Общее кол-во молекул...
  16. По уравнению Менделеева-Клапейрона имеем…
  17. Идеальный газ — это... газ, структурные единицы которого взаимодействуют только посредством столкновений, между которыми отсутствуют (или ничтожно малы) силы взаимодействия и потенциальная энергия частиц которого равна нулю.
  18. Внутренняя энергия идеального газа…
  19. Работа идеального газа…
  20. Парциальное давление — это... давление одной составляющей смеси, как если бы этой одной принадлежал бы весь предоставленный объем.
  21. По закону Дальтона… общее давление смеси равно сумме парциальных давлений газов, ее составляющих .
  22. При изотермическом процессе... температура постоянна. .

    (давление обратно пропорционально его объему).

  23. При изохорическом процессе... объем постоянный.

    (давление прямо пропорционально абсолютной температуре).

  24. При изобарическом процессе... давление постоянно.

    (объем прямо пропорционален абсолютной температуре).

Задание оценивается на зачет/незачет. Для зачета необходимо по 18-ти позициям дать правильный вариант ответа (75% от всего задания). Это отвечает 9-ти баллам из 12. К слову, 9 баллов у нас в Украине означают, что ученик свободно владеет тем материалом, что выставлен на аттестацию. В данном случае физический диктант тестирует всего лишь владение программным материалом в плане простого формального знания, как такого.

Из 45 учеников 10-Б класса этот свой первый физдиктант со мной восемнадцать не смогли написать, как Андрей. У них — незачет. Поэтому теперь каждый из них получает ксерокопию текста диктанта с незаконченными предложениями. Чтобы получить зачет, им нужно будет устно ответить на выбранные мной вопросы до или после уроков, или на большом перерыве. Последний у нас действительно большой — длится один час и десять минут. Если хоть на один из вопросов будет неправильный ответ — повторяешь попытку заново. Если «незачет» останется до конца семестра, то программа в электронном классном журнале не проставит семестровую оценку. Ученик получит статус неаттестованного по предмету, а потому будет рассматриваться на педсовете вопрос о его пребывании в лицее.

Таким образом, никого не надо принуждать к обучению, ведь ты сам сделал свой выбор — быть лицеистом. А последнее означает — не просто учиться, а обязательно чему-то научиться!

Кажется, что этот сюжет никак не для газеты «Завуч», а всего лишь к сведению отдельных учителей-предметников. Дело в том, что если такие подходы не осуществить в комплексном, системном порядке для всего коллектива, то позитивный эффект получить не удастся. Имеется в виду эффект по формированию характерной для заведения атмосферы самостоятельной ответственности старшеклассников. Естественно, речь идет об учебном заведении для старшеклассников, а не просто о структуре, цель которой всего лишь забрать детей микрорайона с улицы.

Кстати, об эффекте, но уже учебном. Все без исключения ученики моего класса смогли четко раскрыть понятие моля вещества. Но дети, которые приходят из общеобразовательных школ и просятся в лицей, не в состоянии это сделать. Несмотря на то, что по химии и другим естественным дисциплинам имеют от девяти и выше баллов. Для не специалиста отмечу, что без четкого осознания сущности понятия количества вещества, что выражается молями, все последующее изучение химии — это блуждание во тьме на ощупь. Невозможно анализировать процессы, если не знаешь, из каких стандартных базовых кирпичиков они состоят в многообразии своих проявлений.

А дальше только после такого погружения в основы программного материала через последовательные попытки первичного его практического применения мы переходим к более важному этапу. Это уже тестирование на определение уровня умений применить выученное в конкретных условиях отдельных задач или заданий. Но перед этим еще будет тематическое домашнее задание, что задается в пятницу после последней пары, а выполненную работу необходимо будет сдать в понедельник до первой пары. При этом, чтобы ученик не оставался один на один со сложным заданием прикладного характера, мы организовали особый учебный день — день субботних консультаций.

В субботу весь лицей отдается учителям физики для подробных индивидуальных консультаций. Подчеркиваю — день ИНДИВИДУАЛЬНЫХ консультаций — это не для того, чтобы учитель снова «распинался» у доски перед классом, объясняя решения заданий. Задача учителя помочь детям разобраться с заданием в индивидуальном контакте, ибо каждый ученик не понимает по-своему, у каждого свои специфические проблемы. Ученики также помогают друг другу — такова их юная натура с тягой к коллективизму, к утверждению собственной социальной значимости, и это надо поддержать. Но главное, что рядом с ними их главный консультант — учитель. Это к нему в первую очередь по одному-два бегут дети и, получив тот или другой толчок к персональному локальному успеху на конкретном препятствии, сияя от радости отходят, чтобы довершить дело уже самостоятельно. И это уже не только хорошо, а просто чудесно. Не стоит забывать наблюдения мудрых: «Образование начинается из самообразования». Но есть ли смысл сразу обо всем? Если тебе это интересно и ценно, то это еще не означает, что оно является таким и для других. Как говорил один из героев Пауло Коэльо: «А из чего ты взял, что тебя должны любить?» Или, как подсказывает Андрей Кураев о христианине, который узнал что-то похожее на Божью благодать и начинает бегать и хватать каждого за рукав, чтобы показать всем свое открытие. Для просветительской продуктивности необходимо обратное, чтобы в первую очередь сами школьники в массе своей бегали и искали умелых учителей. А это возможно только при такой организации общества взрослых, при которой ценится ОБРАЗОВАННОСТЬ, а не что-то другое, как остается и поныне. Не будем забывать, что мы живем в период постиндустриальный, на носу информационное общество, общество ЗНАНИЙ.

Сейчас мы свидетели, когда одни кричат: «Необходимо менять систему образования!», а другие с не меньшим запалом: «Необходимо сберечь отечественную систему образования!» Нам не прожить без системы образования, именно СИСТЕМЫ, как «существа», способного на саморегулирование и саморазвитие. Перспективным будет — изменить наше ОТНОШЕНИЕ к образованию, особенно со стороны самих школьников. Вокруг них, во взрослом мире, так много ценностей, которых можно достичь за счет образованности! Только досадно, что в нашем обществе до сих пор ОБРАЗОВАННОСТЬ не является ГЛАВНЫМ АРГУМЕНТОМ.