Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 24.08.2006]

Главная / Статьи / Теория образования /
Цели и предмет ТРИЗ-педагогики

Доклад1 на 9-й научно-практической конференции «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ», июнь 2006 г.

Здравствуйте, коллеги. Я нахожусь в своем офисе, в Москве, на Знаменке. Однако душой и мыслями я с вами. Теперь, по сути…

1. Что такое в моем понимании ТРИЗ-педагогика?

  • Можно ли назвать ТРИЗ-педагогикой преподавание ТРИЗ? Нет. В противном случае нам придется признать, что преподавание физики — это физическая педагогика, химии — химическая и т.д.
  • Может быть, ТРИЗ-педагогика это развитие системы образования методами ТРИЗ? Опять нет. Совершенствование любой системы — технической или социальной — методами ТРИЗ возможно, но это относится к сфере самой ТРИЗ. Система образования в данном случае играет роль объекта приложения соответствующих методов.
  • Может быть, это развитие мышления, воображения и пр.? И нет, и да. Нет, потому что существует и много других методов развития мышления и воображения. Да, потому что решению открытых (изобретательских, исследовательских, проектных) задач способствует особый стиль мышления, особый стиль воображения, который мы называем тризовским.
  • Чтобы приблизиться вплотную к пониманию, каков же именно предмет ТРИЗ-педагогики, мы, вероятно, должны найти отличия тризовского мышления и тризовского воображения от нетризовского. Не превращая поиск этого предмета в «отдельную диссертацию», скажу самое основное: это не только способность мыслить в условиях недостатка данных и по правилам, это еще и дисциплина мозга, рефлексия над любым решением с целью снять методический пласт этого решения.
  • Цель ТРИЗ — решение творческих задач. Тогда цель
    ТРИЗ-педагогики — подготовка мышления для решения творческих задач. Эта подготовка подразумевает и особую дидактику, и предметную сферу. Предмет вычислить очень просто — это сами творческие задачи и правила их решения. Дидактика же будет включать в себя и особые упражнения, подготавливающие к решению задач, и особую деятельность по решению этих задач. При этом ТРИЗ-педагогика может использовать в своих дидактических целях методы, никак не относящиеся к собственно ТРИЗ. Так, мозговой штурм или морфологический анализ имеют ряд своих дидактических преимуществ, которые целесообразно использовать — в свое время и в нужном месте.
  • Мы знаем, что решение хорошо настолько, насколько он вписывается в общий контекст развития соответствующей надсистемы. Насколько же ТРИЗ-педагогика, цели и предмет которой мы обозначили, вписывается в контекст новых требований быстро наступающего динамичного мира? На мой взгляд — на все 100%. Существующая система обучения ставила акцент на изучение и запоминание фактов. Однако в сегодняшнем мире факт быстро теряет свою ценность как вследствие легкодоступности, так и вследствие быстрого устаревания, что справедливо по крайней мере для большого, если не преобладающего количества фактов. Я привел сейчас только один, хотя и центральный, аргумент. Однако прогноз вероятного развития цивилизации и образования, который мы сделали совместно с Сергеем Фаером, позволил вычислить еще ряд важных аргументов, которые, к сожалению, остаются за границами этого короткого доклада. Важными качествами мышления даже просто для благополучного бытового существования в динамичном мире становятся системность и креативность. И этих качеств никакое самое совершенное техническое обеспечение процесса обучения само по себе не обеспечит — дайте хоть по 5 компьютеров каждому.
  • Те, кто водит автомобиль, прекрасно знает: научиться вождению по рассказам и наблюдая за другими невозможно. Это пример того, как важна личная практика. То же и в отношении решения творческих задач. Поэтому в рамках ЛОТ «Универсальный Решатель» мы сейчас много времени уделяем работе над теорией открытых задач. Но теория должна проверяться практикой, а для организации практической работы нам нужно иметь сборники творческих (открытых) задач в широком диапазоне. С этой целью мы готовим к печати рукопись — здесь 500 открытых задач по биологии. Задачи перекрывают весь учебный курс средней школы с факультативами. Каждый раздел сборника вычитан научными работниками, специалистами в соответствующих темах. Это было необходимо, так как в популярной литературе много ошибок. Подобные же сборники готовятся по физике и естествознанию. Кстати, наверняка в зале присутствуют коллеги, которые присылали задачи на сайт Лаборатории — я всем им очень благодарен.
  • Следует отметить еще один важный момент: ученик, нашпигованный всякими полезными знаниями, умениями, навыками, но потерявший мотивацию, похож на хорошо фаршированную щуку2  — чего только в ней нет, а только ни плавать, ни рыбку ловить не может. Этого мы должны обязательно учитывать, разрабатывая свою педагогическую систему.
  • Повторю: важными качествами мышления даже просто для благополучного бытового существования в динамичном мире становятся системность и креативность, а это именно те качества, развитием которых мы с вами занимаемся. Есть надежда, что у нас что-то получается. Я желаю всем присутствующим и отсутствующим на конференции педагогам красивых находок и настоящего удовольствия от своего труда. Удачи!


1. Доклад был предоставлен в видео-формате. Предоставляемый здесь текст прошел редактуру.
2. Когда-то подобный образ использовал, кажется, академик Моисеев.