«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие способа, при котором учителя учили бы меньше. А учащиеся учились бы больше».
Ян Амос Каменский
Случай из практики
Это было в 80-х годах прошлого века. Я размышлял, как проведу урок на тему «Электростатическая индукция». Живо представлял себе класс. Вот сидят 30 подростков разного пола. Петя думает о Маше. Маша думает о Саше. Сергей наверняка хочет только одного — чтобы его не спросили. А кто из них думает об электростатической индукции? Никто! А кто меня о ней спрашивал? Никто! Вот войду я в класс и напишу тему на доске. Кого она вдохновит? Никого…
И стало мне грустно, и стал я думать, есть ли выход из этого положения. Как зажечь ребят интересом? И что я сам знаю интересного про эту самую индукцию? И кое-что придумал…
«Ребята! — начал я урок. — Я расскажу вам историю из жизни. Этот случай был описан в газете и произошёл недалеко от нашего города. Представьте себе довольно высокий холм, на котором пасётся корова. Погода дождливая, над холмом тучи, гром и молния. И вдруг после очередного удара молнии корова упала замертво. Попробуйте найти причину смерти коровы — что случилось?»
Посовещавшись, дети генерируют гипотезы:
– молния попала в корову;
– молния попала в лужу рядом с коровой, и электрический ток убил её;
– корова умерла от страха;
– корова поскользнулась и упала;
– умерла от старости, а молния — просто совпадение;
– молния ударила в дерево, дерево упало и придавило корову…
Первые 7-8 гипотез родились быстро, ещё 2-3 ученики выдали с трудом.
Перебиваю их: «Должен вам сообщить, что никто не назвал правильную причину смерти животного». На лицах удивление — а что же произошло на самом деле? Теперь Петя, Маша и Саша, а также все остальные думают об одном: как смерть коровы связана с молнией?
Объявляю тему урока: «Электростатическая индукция». «Сейчас я за 10 минут объясню вам суть этого явления. Тот из вас, кто первый догадается, как оно связано с нашей задачей, будет большой молодец! Начали…»
Теперь внимание класса приковано ко мне…
Противоречие
Каждый ребёнок, ученик, приходящий в класс, думает о чём-то своём. У каждого на данный момент времени есть свой интерес, свой вопрос. Но мы, педагоги, в традиционной манере классно-урочного обучения с этим не очень-то считаемся. Да, мы по-разному пытаемся «настроить» учеников в начале урока, используя устный опрос, или анализ домашнего задания, или что-либо подобное из арсенала педагогических приёмов. Но этого явно мало для активного участия учеников в уроке. Для этого есть только один верный путь — пробудить интерес.
На уроке про электростатическую индукцию я использовал задачу, которую сконструировал на основе газетной заметки. Подобные задачи с исследовательским или изобретательским содержанием мы называем открытыми задачами. Открытые задачи — то самое средство, с помощью которого пробуждается интерес. Сегодня мы1 проверили это на практике в самой разнообразной аудитории — от начальных классов до взрослых специалистов, учителей и инженеров.
Открытая задача, становясь элементом обучающего процесса, служит инструментом разрешения фундаментального противоречия: с одной стороны, каждый ученик приходит на урок со своим интересом; с другой стороны, для эффективного усвоения знаний весь ученический коллектив должен иметь общий интерес по конкретной тематике учебного занятия.
Открытые задачи
Закономерен вопрос: чем открытые задачи отличаются от широко известных «проблемных ситуаций», которые используются в проблемном обучении. Отличие в том, что учебные проблемные ситуации конструируются искусственно по заданной учебной теме. Открытые задачи же обычно связаны с жизнью. В нашем исполнении открытая задача — это ещё и маленькое литературное произведение, то есть она должна быть написана хорошим языком.
Мы провели небольшой эксперимент2: предлагали педагогам разных специализаций и в разных странах набор из 25 открытых задач. Учителя должны были составить список характерных свойств этих задач. Можно отметить, что с высокой степенью точностью списки, составленные разными группами педагогов, совпадали.
Приводим обобщённый список:
- Нет чёткого алгоритма решения открытых задач, то есть нет последовательности действий, гарантированно (при безошибочном исполнении) приводящей к правильному результату.
- В задачах, как правило, описываются реальные жизненные ситуации.
- Главная цель решения открытых задач — не получение точного ответа, а развитие мышления.
- Нет точного условия задачи. В условии задачи содержится дополнительная информация, которая может быть и не востребована при решении. В условии задачи может быть скрытая информация, этакая подсказка в неявном виде. В условии может отсутствовать необходимая информация, которую нужно найти в доступном информационном пространстве.
- Одна задача может иметь множество вероятных ответов.
- Вопрос в открытой задаче тоже может быть нечетким, скрытым.
- Нет чёткого соответствия возрасту решающего, открытые задачи интересны как детям, так и взрослым. Многие задачи можно решать как в начальной школе, так и во взрослой аудитории — просто ответы будут разными.
- Решение задачи зачастую — толчок к дальнейшему исследованию, поиску информации по теме.
- При коллективном решении открытая задача позволяет многим ученикам быть успешными в решении, а не одному.
- Открытые задачи чаще всего не лежат в рамках одного учебного предмета, они мета предметны.
- Даже неправильный ответ может быть интересным. Решение открытой задачи чем-то похоже на участие в КВНе.
- Можно продолжать решать открытую задачу, несмотря на то, что контрольный ответ уже найден.
- С помощью открытых задач можно легко создать атмосферу соперничества и атмосферу сотрудничества (при работе в группах).
- Решение открытых задач приучает детей внимательно слушать рассуждения и ответы других детей.
- Решение открытых задач развивает воображение и интуицию.
- Можно подобрать открытые задачи для каждого учебного предмета.
- Обсуждение и критика решений открытых задач развивают критическое мышление, стимулируют проводить эксперименты, решать не только на словах.
- Решение открытых задач учит очень внимательно относиться к условию задачи, ведь ответ/подсказка может содержаться в самой задаче в скрытом виде.
- Открытые задачи стимулируют обсуждение решений за пределами школы, вовлечение родителей, друзей.
- Некоторые задачи носят ещё и воспитательный характер.
От себя добавим, что мы научились строить образовательный процесс преимущественно на открытых задачах, то есть конкретные знания и умения ученики получают через решение специально подобранных открытых задач. Строить образовательный процесс таким образом можно практически в любой предметной сфере.
Открытые задачи по своему содержанию могут быть изобретательскими и исследовательскими.
Изобретательские задачи требуют найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно.
Приведем примеры изобретательских задач:
Электричество для геологов
Геологи ставят свои временные палаточные лагеря далеко от дорог и жилья. Для питания приборов и бытовых нужд им нужно электричество. Предложите разные варианты, как можно обеспечивать электричеством геологов в палаточных городках.
Эта задача относится к таким предметным областям, как геология, физика, техника практически в равной степени. При её решении проводится анализ различных условий (горы, равнина, юг или север…) в которых могут находиться геологи, возможные особенности ландшафта, применяются различные физические эффекты для получения электрической энергии.
Яркая картина
Освещенность залитой солнцем белой стены в 1000 раз выше освещённости тёмного подъезда. Между тем самые лучшие белила всего в 60 раз ярче чёрной краски. Многие пейзажи выглядят так, словно мы видим их через солнцезащитные очки или пыльное окно. Как быть художнику, который хочет передать на картине природную яркость и контраст?
Эту задачу можно отнести к искусству или истории искусства, к физике, к физиологии зрения.
Исследовательской мы называем задачу, в которой необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как это происходит? Почему это происходит? Обычно при решении исследовательской задачи возникает набор ответов-гипотез.
Примеры исследовательских задач:
Техасская лихорадка
Клещи на юге распространены везде. Они являются переносчиками свирепой болезни — лихорадки коров, которую на севере фермеры называют техасской лихорадкой. У всех южных коров в крови имеются смертоносные микробы лихорадки, но для южных коров это не имеет значения — они не болеют.
Почему же южный скот никогда не гибнет от ужасной техасской лихорадки, которая смертельна для северных коров?
Эта задача может быть полезна в курсе медицины, сельского хозяйства, биологии.
Два языка одного племени
У карибов в некоторых племенах существовало 2 языка, мужской и женский. То есть женщины говорили на другом наречии.
Как вы думаете, как могло произойти такое разделение?
Предметные области этой задачи: география, лингвистика, психология.
Мы полагаем, что переход к образовательному процессу, широко использующему в дидактических целях открытые задачи — один из основных трендов развития современной образовательной системы. В качестве доказательства этому тезису предлагаем следующий факт. Анализируя специфику задач, используемых в исследовании PISA, А.Г. Каспржак, Г.К. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др., выделяют следующие признаки данных задач3:
-условия представлены в «зашумленном» виде, есть условия, которые не требуются для ответа на вопрос;
-много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например, в вопросе;
-необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания);
- необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету, а к конкретной жизненной ситуации;
- форма ответа не задана (или задана в зашумленной форме).Приведенные признаки задач международного исследования PISA свидетельствуют, что речь идет об открытых задачах.
Картотека открытых задач
Остаётся одна проблема: где учителю взять открытые задачи по своему предмету, да ещё и по каждой отдельной теме? В идеале учитель должен уметь вычленять, придумывать, составлять подобные задачи сам. Этой важной компетенции мы учим на своих семинарах.
Анализируя условие, вопрос и возможность решения изобретательских и исследовательских задач, мы выявили три основных требования к условию открытой учебной (изобретательской или исследовательской) задачи:
- достаточность условия;
- корректность вопроса;
- наличие скрытого или явного противоречия.
Встраивание названных условий в условие задачи рассмотрим на примере.
Предположим, учитель предлагает такое условие задачи:
В глубокой древности египтяне знали секрет получения золота из руды. Они обрабатывали руду расплавленным свинцом. А как получить при этом чистое золото?
Достаточно ли это условие? Очевидно нет. Технология получения золота не понятна. Не понятно, что кроется за словом "обрабатывали"? Не очевидно даже, что золото надо отделить от свинца...
Это условие не удовлетворяет и второму критерию: "корректность вопроса". Не ясно требуется сообразить, как всё же получали чистое золото египтяне, или как это можно сделать в современных условиях?
Переформулируем условие. Пусть теперь оно выглядит так:
Древние египтяне умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду свинцом в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Египтяне смогли найти способ разделения смеси попробуйте и Вы.
Такую задачу уже можно решать... Обычные варианты решения: разделить центрифугированием; подобрать вещество, адсорбирующее (впитывающее) свинец, но не золото...
Теперь проблема в том, что задача не интересна, ее условие не соответствует третьему требованию: не содержит противоречия.
Переформулируем условие ещё раз:
Древние египтяне жрецы умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует (впитывает) свинец и готово чистое золото. Конечно, жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое-либо вещество — но, тем не менее, они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?
Теперь в условии есть противоречие: вещество должно быть, так как золото получается; и вещества не должно быть, так как его никто и никогда не видел. Есть противоречие — а, значит, есть и тайна, и задача стала интересней...
Контрольный ответ: Из вещества, впитывающего свинец, (это была костяная зола) изготовляли сами сосуды в этом и заключался великий секрет египетских жрецов.
Источниками сюжетов для учебных открытых задач служат исторические факты, научные и научно-популярные книги, периодика, документальные фильмы, патентный фонд, а также случаи из инженерной практики, в том числе специалистов по ТРИЗ.
На сегодняшний день сотрудниками общественной лаборатории «Образование для Новой Эры» с помощью прошедших обучение педагогов составлено более полутора тысяч открытых задач по различной тематике. Нет никаких принципиальных проблем, мешающих сделать учебники и вспомогательную литературу по разным учебным предметам, опирающуюся на открытые задачи. А также создать электронные ресурсы, где педагоги смогут делиться открытыми задачами и опытом их применения на уроках, создавать общую предметную картотеку подобных задач.
Литература.
Книги:
1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1989. 142 с.
2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. Версия 1.0. С-П.: Издательство Буковского, 1995. 60 с.
3. Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. М.: ВИТА-ПРЕСС. 1-е изд., 1999; 5-е изд., 2003; 88 с.; 6-е изд., доп., 2005. – 112 с.; 7-е изд., 2006. – 112 с.; 9-е изд., 2009. – 112 с.; 11-е изд., 2012. – 112 с.
4. Гин А. А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина: для детей младшего школьного возраста. Изд. 2-е, перераб. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. 80 с.: ил.
5. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. Пособие. Изд. 2-е, перераб. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. Изд. 3-е, мягкая обложка, 2012. – 216 с.: ил.; изд. 4-е, 2014.
6. Гин А.А., Фаер С. А. Андржеевская И. Ю. Окружающий мир. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 144 с.: ил. Учебник для 1 класса, программа курса, пособие для учителя, классная тетрадь в 2 частях.
7. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звёздами фантазии. Школа развития творческого воображения. Кишинёв: Лумина, 1988. 272 с.
8. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришёл на урок. Кишинёв: Лумина, 1990. 256 с.
9. Иванов Г. И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1994. 208 с.
10. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 240 с.
Статьи:
1. Гин А. А. Зоопарк творческих задач. Журнал «Школьные технологии», 2000. № 5. С. 218 – 220.
2. Гин А. А. Требования к условию открытой учебной задачи. Журнал «Школьные технологии» № 6, 2000., с. 192 – 195.
3. Гин А. А. Картотека учителя. Журнал «Школьные технологии», 2001. № 2. С. 153 – 156.
4. Гин А. А. Встреча с Чудом (о мотивации к познанию). Ценности и смыслы. 2012, № 3(19). С. 10 – 13.
1 Специалисты общественной лаборатории «Образование для Новой Эры».2 Всего в эксперименте за 2 года приняли участие не менее 600 педагогов из России, Украины, Малайзии.3 Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA -2000 / А.Г. Каспржак, Г.К. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др. — М.: Университетская книга, 2005. – 128 с.