Известен способ организации учебного текста в виде полилога. В качестве примера приведем полилог из книги В. П. Шелеста «Осколки» (с. 48):
ДЖ. МАКСВЕЛЛ: ...Я начну описывать этот мир, как его представляли в наше время, а вы спрашивайте меня, если то, что я буду говорить, непонятно для знающих людей прошлых веков, или поправляйте, если я говорю неверно с точки зрения ученых будущего... Мне известно, прежде всего, что в мире есть два главных вида вещей: частицы и поля...
ГРЕКИ (в один голос): Непонятно!
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК: Неверно!
МАКСВЕЛЛ: Но подождите, я постараюсь объяснить. Разве непонятно, что в мире существуют мельчайшие частицы комочки материи?.. Идея об этом возникла еще в те времена, когда мыслили наши греческие коллеги, не так ли?
ДЕМОКРИТ: Не все из моих коллег были согласны с этим... Но что же такое «поля», о которых говорил ты как о сущности, которая имеется в мире наряду с частицами и, как можно судить из твоих слов, не менее важна, чем частицы?
МАКСВЕЛЛ: Да, поле так же важно, как частицы. Но оно намного сложнее! ... Оно пронизывает собой все пространство! И чтобы описать его, надо указать, насколько сильно оно в каждой точке этого пространства. А точек-то бесконечное множество!..
АНАКСИМАНДР: Вот оно что! Так вот как вы теперь понимаете апейрон придуманную нами непрерывную сущность, кроме которой нет ничего в природе!..
МАКСВЕЛЛ: Вот видите, и поле-то не очень непривычно для вас.
ДЕМОКРИТ: И указанное тобой различие между частицами и как ты его называешь, полем, единственное?
МАКСВЕЛЛ: Нет, совсем нет. Это различие я, пожалуй, назову главным, но оно не единственное. Вот, например, частицы никогда не рождаются и не исчезают, а волны поля, скажем, электромагнитного, могут излучаться и поглощаться... Волны поля могут, если наложатся друг на друга, усиливаться или ослабляться, или даже совсем гасить друг друга. С частицами разве может произойти нечто подобное? Нет, частицы и поле, хотя они и переплетены сложной сетью взаимодействий между собой, все же принципиально разные вещи!
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК: И снова я скажу, сэр Джеймс, это неверно...
Такой полилог моделирует живой разговор некоторых Личностей. Он позволяет представить различные мнения, исторические и теоретические нюансы по поводу предмета обсуждения. Основной его недостаток КАК УЧЕБНОГО ТЕКСТА заключается в том, что напряженность внимания и мыслительной деятельности читателя снимается, разряжается заранее известным историческим (или теоретическим) неравенством Собеседников.
В этой статье предлагается способ организации учебного текста в виде «ПОЛИЛОГА РАВНЫХ». К примеру, рассмотрим полилог «Закон Архимеда», предназначенный для повторения соответствующей темы в старших классах школы (данный текст рассчитан на сильный класс, но он легко упрощается удалением нескольких реплик).
ПОЛИЛОГ «ЗАКОН АРХИМЕДА»
(автор Гин А. А.)- 1. Сила Архимеда, действующая на погруженное тело, возникает благодаря разности давления жидкости на верхнюю и нижнюю грани (см. рис. 1):
Рис. 1.
- Но давайте поместим в жидкость такое тело, у которого площадь верхней грани гораздо больше площади нижней. Тогда и сила, действующая сверху, будет значительно больше, и тело начнет тонуть, даже если его плотность меньше плотности жидкости (см. рис. 2):
Рис. 2.
- 2. Но ведь давление снизу больше!
3. Ну и что! Пусть, например, P2 = 2P1, но мы можем взять тело такой формы, что S1=10S2. Тогда сверху будет действовать сила F1 = P1S1, а снизу F2 = P2S2 = 0,1S12P1 = 0,2P1S1 = 0,2F1. Таким образом, очевидно, что F2 < F1, и тело должно тонуть!
4. Здорово! Значит, движением тела можно управлять, только поворачивая его!
5. Интересно, как вообще можно управлять величиной выталкивающей силы?
6. Из формулы Fa = рgV очевидно, что это можно делать, изменяя объем тела, или плотность жидкости, или ускорение свободного падения, то есть силу тяжести.
7. Интересно, используют ли изменение архимедовой силы в своих нуждах рыбы или, скажем, киты?
8. А если используют, то как?
9. Этот вопрос не сложен: силу тяжести и плотность воды рыбы менять не могут, остается собственный объем...
10. Ну не скажи. Может какая-то рыбешка выделяет вокруг себя какое-нибудь хитрое вещество в воду и меняет ее плотность.
11. А как менять силу тяжести?
12. Можно сосуд с жидкостью опустить поглубже в шахту или, наоборот, вынести в космос.
13. Перенести на другую планету, наконец.
14. А в искусственном спутнике Земли сила Архимеда действует?
15. Вряд ли: ведь там невесомость...
16. Но Луна тоже спутник Земли, значит и там силе Архимеда делать нечего.
17. А как менять плотность жидкости?
18. Наверное, таких способов нет.
19. Почему?
20. Вспомни, вода практически несжимаема!
21. Тем не менее, на глубине океана ее плотность немного больше. К тому же могут существовать и легко сжимаемые жидкости.
22. Представьте себе легко сжимаемую жидкость, которая к тому же обладает магнитными свойствами. Тогда можно управлять ее плотностью магнитом!
23. Здорово: включил электромагнит и тело всплывает, выключил тонет.
24. Кстати, а на дне океана сила Архимеда больше?
25. Конечно, раз жидкость плотнее.
26. А я думаю, что меньше. Там колоссальное давление, и оно сожмет любое тело так, что его объем уменьшится...
27. Вот каверзный вопрос: в сосуде плавает погруженное тело (Рт = Рж). И вот сосуд начинают поднимать с ускорением. Будет тело всплывать или тонуть?
28. Потонет, наверное, ведь вес тела при этом должен увеличиться…
29. А вот действительно хитрая ситуация: на поверхности жидкости плавает тело. А сверху наливают другую, менее плотную и не смешивающуюся с первой жидкость. Опустится тело или поднимется?
30. Так как вторая жидкость давит только на верхнюю грань, то опустится.
31. Не скажи, ведь вторая жидкость давит на поверхность первой, а та по закону Паскаля передает давление на нижнюю грань тела.
32. Значит, выталкивающая сила или увеличится, или хотя бы не изменится.
33. Увеличится! Вот только не пойму, зависит ли она от толщины слоя верхней жидкости!
34. А если давить на жидкость поршнем? Изменится ли выталкивающая сила на погруженное в нее тело
(см. рис. 3)?
Рис. 3.
- 35. Да, так как ситуация аналогична той, когда на первую жидкость давила сверху вторая.
36. Нет, так как тело погружено полностью, и прибавка давления из-за действия поршня будет одинакова на верхнюю и нижнюю грани тела.
37. Да, так как вода сожмется и станет плотнее.
38. Ну вот, теперь я совсем перестала понимать закон Архимеда! Давайте вернемся к началу...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Как видим, этот полилог обезличен. Подразумевающиеся авторы реплик имеют одинаковый статус. Модель создания текста такова: за «круглым столом» сидят несколько учеников, обсуждающих явление Архимеда. Разговор их записан на магнитофон и распечатан. Реплики можно пронумеровать для удобства учебной работы с текстом.
Основная функция полилога способствовать организации напряженного мышления на заданную тему.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Возможны различные способы включения полилога в учебную деятельность. Например, такое: учащиеся разбиваются на малые группы, каждая из которых выделяет из полилога реплики, разделяя их на три группы:
- истинные;
- ложные;
- вызывающие сомнение.
Если мнения групп совпали, обсуждаются «сомнительные» высказывания. Если нет возникает ситуация спора. Дополнительная дидактическая функция полилога это подводка к самостоятельному свободному обсуждению сложных тем в будущем.
Полилог достаточно прост в литературном отношении, что упрощает переход к составлению учебных полилогов самими учащимися.
В феврале 1993 года на Петрозаводском семинаре для преподавателей физики слушатели получили домашнее задание: написать учебный полилог. Большинство с заданием справились. Вот полилог учительницы физики Е. А. Драган, предназначенный для 7-го класса средней школы.
ПОЛИЛОГ «ЯВЛЕНИЕ ДИФФУЗИИ»
(автор Драган Е. А.)- 1. Я знаю, диффузия всегда будет происходить при условии соприкосновения двух тел!
2. А вот и нет! Если в стакан с водой налить ртуть или масло, то эти жидкости смешиваться не будут!
3. Ну ведь молекулы ртути и воды будут двигаться...
4. Значит, обязательно перемешаются.
5. Если и будут перемешиваться, то совсем по другой причине: молекулы ртути тяжелее, они будут опускаться ниже и проникать в молекулы воды.
6. Ну ты и сказал! Молекулы в молекулы проникать не могут, только в промежутки.
7. Если молекула проникает в другую молекулу, то происходит химическая реакция и получается совсем другое вещество.
8. Интересно, а живые организмы используют диффузию?
9. Конечно! Вот ответ на вопрос: «Рыба дышит? А чем?»
10. Кислородом, наверное.
11. А откуда взяться кислороду в воде? Из воздуха! Вот тебе и диффузия.
12. Я на «Зарнице» летом делал дымовую завесу. Так это тоже диффузия?
13. А в твердых телах диффузия происходит?
14. Скорее всего, нет. Они ведь твердые. Значит, промежутки между молекулами совсем маленькие, и другое вещество туда не пройдет.
15. А мы промежутки увеличим. Возьмем вещество и нагреем. Молекулы станут двигаться быстрее, и другое вещество сможет проникнуть.
16. Тогда получается, что диффузия может происходить везде: в твердых телах, в жидкостях и газах…
17. И ею можно управлять с помощью температуры.
18. Ребята, значит, мы с вами получили «дрессированную диффузию»!
19. Интересно, а как еще можно управлять диффузией?
И еще один полилог преподавателя Петрозаводского университета Г. В. Заровняева, предназначенный для республиканской школы юных физиков.
ПОЛИЛОГ «ПОЧЕМУ РЕЗИНА ТЯНЕТСЯ?»
(автор Заровняев Г. В.)- 1. Если тело деформировать, например, растянуть, то в нем возникает сила упругости. Она стремится уменьшить это растяжение, и поэтому в законе Гука появляется знак «минус»: F = KX, где Х это величина растяжения, а К называют жесткостью тела.
2. Значит, если Х больше, то и сила упругости больше, только она направлена против растяжения, то есть сжимает тело.
3. А если тело сжимать, то все будет наоборот, и сила упругости будет не давать его сжимать.
4. Вот и нет! Когда я растягиваю резинку, то она пружинит, а когда сжимаю, то нет.
5. Чудак, резина просто изгибается, а ты попробуй ластик сжать он еще как пружинит!
6. Но почему тогда стальная линейка при изгибании пружинит, а резинка нет?
7. А у них молекулы разные: там стальные, а там резиновые.
8. Ты еще скажи деревянные молекулы... Молекулы состоят из атомов, и в резине, может быть, тоже атомы железа есть. А между атомами действует сила отталкивания и притяжения. Когда тело растягивают, то атомы друг от друга отходят, а силы притяжения мешают им расходиться. А когда тело сжимают все наоборот.
9. Ну да. И когда эти силы складываются, то и возникает сила упругости. И надо говорить не «пружинит», а действует сила упругости.
10. Верно. И когда атомов больше, то сила упругости больше.
11. Значит, длинную резинку труднее растянуть ведь в ней атомов больше.
12. И толстую тоже. Тот же ластик.
13. А вот закон Гука говорит, что одинаково. Х = 1 см одинаково, значит и силы одинаковы.
14. От чего вообще силы упругости зависят? Железку ведь не растянешь так просто, как резину.
15. А пластилин растягивать легко...
16. В пластилине и упругости-то нет. Это пластичное тело. Потому так оно и называется пластилин.
17. И воск, и глина...
18. И камень неупругий. Он вообще не растягивается.
19. Он растягивается, только очень мало.
20. Я знаю! У камня жесткость «К» очень большая, а у пластилина маленькая.
21. Если бы у пластилина была маленькая упругость, он после растяжения все равно бы сжался обратно. А он не сжимается. Нет у него упругости.
22. Правильно. И вовсе не у всех тел атомы притягиваются. В идеальном газе, например, не притягиваются…
23. И в жидкостях не притягиваются, они ведь тоже пластичны.
24. Ничего не понимаю: почему тогда воздух в мяче упругий?
25. Это не воздух упругий, а резиновая камера!
26. Но ведь без воздуха она совсем не упругая.
27. Ну вот, только начни в чем-то разбираться, сразу запутаешься... Я сам уже упругий стал от этих разговоров...
Учебный полилог можно применять на любых школьных предметах литературе, химии, истории…
Если Вы заинтересовались учебным полилогом как способом организации напряженного мышления учеников, если Вы попробовали такой способ в своей работе нам очень интересно узнать об этом. Пишите о своих удачах и трудностях по адресу lot@trizway.com.
Если Вы написали свой авторский полилог поделитесь им с коллегами через наш сайт.
Успехов!