Есть два разных аспекта, раскрывающих применение ТРИЗ в педагогике и системе образования вообще. Аспект первый: ТРИЗ может применяться для решения педагогических задач. Учебный процесс и учебное заведение — тоже системы, и они могут быть усовершенствованы с помощью инструментов ТРИЗ.
Расскажу один случай решения простой педагогической задачи. Однажды меня пригласили в один из самых известных российских лагерей отдыха для детей. Пригласили позаниматься с детьми — победителями олимпиад из нескольких регионов России. Лагерь стоит на берегу Чёрного моря. Когда я уже собирался уезжать, директор лагеря мне рассказал свою проблему. Хочется, чтобы дети не просто занимались развитием своих способностей в лагере — а ещё и делали что-то полезное. Нужно найти такое дело, чтобы оно было посильно детям и воспринималось ими как полезное. А результат был бы такой, чтобы его можно было «пощупать руками». И еще было бы хорошо, если бы это дело было связано с природой Черноморья, с его экологией. Под такое дело я бы легко нашёл финансирование — сказал директор. Но вот беда — дети приезжают всего на три недели, а в такой срок что-то существенное сделать нереально.
Противоречие понятно: для получения серьёзного результата нужно обучение детей и продолжительная творческая работа, но дети приезжают ненадолго, одни сменяют других. Как быть?
Решение тоже понятно: нужно найти виды творческой работы, которым можно быстро научить. Каждый ученик может сделать что-то небольшое, что при объединении с другими даст интересный творческий результат. В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Обучить детей этим методикам можно за несколько часов. После этого каждый из них может сочинить одно или несколько произведений. Содержанием для них может стать черноморская природа. Лучшие произведения отбираются для издания сборников загадок или рассказов… Кстати, иллюстрировать их также смогут дети.
Таких задач, связанным с обучением или воспитанием детей, было решено множество. Но теория решения изобретательских задач дала еще одну подсказку. Первые инструменты ТРИЗ — приёмы — появились в результате анализа массива изобретений. А что если собрать массив педагогических находок и выделить из них лучшие педагогические приёмы? Через шесть лет работы я собрал картотеку педагогических приёмов. Часть из них была почерпнута из практики сильнейших учителей, часть была просто изобретена с помощью ТРИЗ. В результате появился набор приёмов по управлению учебным процессом, по дидактике, по организации труда учителя. Все они проверялись на практике. Работать в школе стало намного легче, а эффективность учительского труда резко повысилась. Через несколько лет была написана книги «Приёмы педагогической техники», которую ждал успех — на русском и украинском языках вышло 15 изданий книги, общий тираж около 80 000 экземпляров. Это абсолютный рекорд для методической литературы на постсоветском пространстве.
Но если ТРИЗ оказалась столь эффективна, почему бы ей не обучать учеников? Разве методы мышления, методы нахождения новых идей будут лишними в образовании современного человека? Ведь современный мир полон сложных задач, противоречий, которые встречаются не только в профессиональной деятельности, но и в быту.
Обучение элементам адаптированной ТРИЗ детей — второй аспект применения ТРИЗ в педагогике. Ребёнок, с детства приученный воспринимать мир как поток задач, привыкший не бояться противоречий, будет более подготовлен к жизни и более успешен.
Конечно, речь не идёт о преподавании сложной инженерной ТРИЗ детям. Речь идёт о том, что для любого возраста можно подобрать или сочинить адекватные этому возрасту творческие задачи и решать их с детьми, постепенно вводя приёмы и алгоритмы мышления.
Экспериментировать я начал с собственными малышами, решая с ними каждый день по одной сказочной по форме, но изобретательской по сути задачке. Дети решали их с огромным удовольствием, тем более что в каждой задаче нужно было найти не одно, а несколько разных решений. Сейчас эти дети — взрослые и успешные люди. А те задачки вошли в книгу, которая издана в России, Чехии, Польше, Южной Корее, Китае и США.
Для старших детей в этом году мы начали издавать серию сборников творческих (изобретательских и исследовательских) задач. Мы убеждены, что наука становится значительно интереснее, когда знания приходят как результат решения творческих задач. Первые сборники включают в себя задачи и факты из физики, техники и биологии. В дальнейшем мы планируем выпуск сборников задач по широкой тематике: экология, история науки, искусство, бизнес…
В последние годы получил распространение термин «ТРИЗ-педагогика». Целью ТРИЗ-педагогики является развитие творческого мышления и творческого характера. В рамках ТРИЗ-педагогики мы используем не только ТРИЗ, но и другие методы мышления. Например, мозговой штурм или методы критического анализа. Они хорошо дополняют ТРИЗ.
ТРИЗ-педагогика сегодня намного шире, чем просто обучение детей решению творческих задач. Она включает в себя обучение методам проектирования и прогнозирования, сознательного управления своим временем и своей жизнью. Она формирует широкое мировоззрение, восприятие мира в разных моделях и толерантность. Многолетняя практика, моя и коллег, показала, что и мотивация большинства детей на занятиях, построенных по принципам ТРИЗ-педагогики, значительно выше, чем на традиционных уроках.
Педагогика сегодняшней школы построена на образовательных традициях, сформировавшихся на заре индустриального мира. Она безнадёжно устарела. ТРИЗ-педагогика — шаг в будущее.