Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 14.03.2008]

Главная / Статьи / Теория образования /
Псевдокреативность

1998 г., Рязань

Проблема

«Неподтвержденная креативность». Дети, показавшие высокую креативность по тестам, не справляются с заданиями по творческому воображению.

Анализ

Есть категория людей, которые показывают хорошие результаты по тестам на нестандартность мышления, при этом у них возникают трудности с воображением образов и ситуаций по некоторым заданным условиям или ограничениям.

Было выдвинуто предположение, что у таких людей имеется «пвсевдокреативность». Это когда их ответы, рисунки или выполненные задания отличаются от стандартных вариантов, но очень похожи между собой.

Например, если даются три задания на креативность — №1, №2, №3, то есть заранее определенные области стандартных ответов для этих заданий. По тому, на сколько ответы тестируемого далеки от стандартных, делается заключение о его креативности. Графически это можно представить так:

где ОСО  — области стандартных ответов по заданиям №1, №2, №3.
ОИ — ответы индивидуума по тем же заданиям.

Из рисунка видно, что человек может показать высокий результат относительно стандартных ответов, но быть очень стандартным в области своих представлений, образов и решений.

Задача
Разработать тест на выявление «пвсевдокреативности».

Решение

Тест «Фантастические яйца».

1. Описание

Космическое путешествие на 5 неизвестных планет. С этих неизвестных планет нужно привезти 5 разных яиц, по одной с каждой, чтобы все узнали об этих новых планетах и о том, что там есть.

2. Задания

  • Выбрать профессию, кем человек хотел бы быть на космическом корабле: командиром (капитаном), ученым, военным (генералом), разведчиком, инженером, врачом, поваром или кем-то другим.
  • Дать, как первооткрывателю, названия этим неизвестным планетам.
  • Нарисовать на пяти маленьких листах (четверть
    формата А4) неизвестные яйца. Они должны быть все разные.
Время рисования 10 — 20 мин.
  • Рассказать о привезенных яйцах слушателям, которые не могут видеть ваших рисунков. О каждом яйце сказать, с какой оно планеты, как выглядит, что из него получается и при каких условиях.
Описание делать по своему рисунку. Время рассказа
10 — 15 мин.

3. Анализ

  • Результаты первого задания характеризуют сферу интересов и мотивации.
  • Результаты второго задания показывают способности создания новых звуковых комбинаций («звуковое творчество»).
  • Результаты третьего задания показывают способности отхода от стереотипа «ЯЙЦА» по различным визуальным признакам (цвет, размер, форма, состав), а также изменение этих признаков на каждом из рисунков.
  • Результаты четвертого задания показывают:
      — способности словесного описания визуальных признаков своих рисунков,
      — способности воображения без визуального стереотипа (что получается из яйца).
Результаты всего теста можно использовать для составления психологической характеристики человека.

Выводы

1. Тест можно использовать для определения креативности и выявления «пвсевдокреативности».

    Для точной характеристики креативных способностей необходимо разработать количественные и качественные шкалы по каждому виду заданий.
    Необходимо иметь результаты тестирования от большого количества людей.
    Желающих использовать и доработать этот тест автор приглашает к сотрудничеству.

2. Задания теста можно использовать как упражнения для развития творческого воображения.