1998 г., Рязань
Проблема
«Неподтвержденная креативность». Дети, показавшие высокую креативность по тестам, не справляются с заданиями по творческому воображению.
Анализ
Есть категория людей, которые показывают хорошие результаты по тестам на нестандартность мышления, при этом у них возникают трудности с воображением образов и ситуаций по некоторым заданным условиям или ограничениям.
Было выдвинуто предположение, что у таких людей имеется «пвсевдокреативность». Это когда их ответы, рисунки или выполненные задания отличаются от стандартных вариантов, но очень похожи между собой.
Например, если даются три задания на креативность — №1, №2, №3, то есть заранее определенные области стандартных ответов для этих заданий. По тому, на сколько ответы тестируемого далеки от стандартных, делается заключение о его креативности. Графически это можно представить так:
где ОСО — области стандартных ответов по заданиям №1, №2, №3.
ОИ — ответы индивидуума по тем же заданиям.
Из рисунка видно, что человек может показать высокий результат относительно стандартных ответов, но быть очень стандартным в области своих представлений, образов и решений.
Задача
Разработать тест на выявление «пвсевдокреативности».
Решение
Тест «Фантастические яйца».
1. Описание
Космическое путешествие на 5 неизвестных планет. С этих неизвестных планет нужно привезти 5 разных яиц, по одной с каждой, чтобы все узнали об этих новых планетах и о том, что там есть.
2. Задания
- Выбрать профессию, кем человек хотел бы быть на космическом корабле: командиром (капитаном), ученым, военным (генералом), разведчиком, инженером, врачом, поваром или кем-то другим.
- Дать, как первооткрывателю, названия этим неизвестным планетам.
- Нарисовать на пяти маленьких листах (четверть
формата А4) неизвестные яйца. Они должны быть все разные.
- Рассказать о привезенных яйцах слушателям, которые не могут видеть ваших рисунков. О каждом яйце сказать, с какой оно планеты, как выглядит, что из него получается и при каких условиях.
10 — 15 мин.
3. Анализ
- Результаты первого задания характеризуют сферу интересов и мотивации.
- Результаты второго задания показывают способности создания новых звуковых комбинаций («звуковое творчество»).
- Результаты третьего задания показывают способности отхода от стереотипа «ЯЙЦА» по различным визуальным признакам (цвет, размер, форма, состав), а также изменение этих признаков на каждом из рисунков.
- Результаты четвертого задания показывают:
- — способности словесного описания визуальных признаков своих рисунков,
— способности воображения без визуального стереотипа (что получается из яйца).
Выводы
1. Тест можно использовать для определения креативности и выявления «пвсевдокреативности».
- Для точной характеристики креативных способностей необходимо разработать количественные и качественные шкалы по каждому виду заданий.
Необходимо иметь результаты тестирования от большого количества людей.
Желающих использовать и доработать этот тест автор приглашает к сотрудничеству.
2. Задания теста можно использовать как упражнения для развития творческого воображения.