Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 22.09.2010]

Главная / Статьи / Теория образования /
Портфолио как оценка творческого потенциала абитуриента

Черкасов Александр Владимирович

Методика формальной оценки творческого потенциала и социальной активности выпускников средних общеобразовательных школ

Только умное государство может быть богатым, только в богатой стране востребован интеллект.

Введение

Новации имеют место во всех сферах жизнедеятельности человека: политике, экономике, спорте, образовании и т. д., но только научно-технический и промышленный уровень развития государства определяет его мощь и статус в мировом сообществе.

Одним из ключевых направлений государственной инновационной политики должно стать вложение средств в будущих новаторов, изобретателей — талантливых, технически одаренных детей как эволюционный путь генерации нового поколения высоко профессиональных инженеров, ученых, руководителей всех уровней, способных мыслить государственно, создавать и воплощать в жизнь разработки мировой новизны.

В стране на федеральном уровне для развития детского технического творчества пока ничего не делается. Это направление находится в ведении региональных МОиН, в сегменте дополнительного образования и воспитания детей и, в лучшем случае, финансируется по остаточному принципу, на уровне косметического ремонта, центров детского технического творчества, то есть для отчетности. Такое состояние дел легко объясняется. Во-первых, много ли найдется чиновников, понимающих роль изобретателей в научно-техническом прогрессе и смысл слова «инновация», во-вторых, мало кого из них интересует то, что будет со страной через два-три поколения, и, наконец, указа «сверху» не было, а схемы «расходования» бюджетных средств и так отработаны.

При надлежащем отношении государства к вопросу детского технического творчества с акцентом на талантливых, технически одаренных детей профессиональное становление многих новаторов-изобретателей будет происходить не к сорокалетнему возрасту, а к окончанию школы или вуза [1]. Только умное государство может быть богатым, и только в богатой стране востребован интеллект.

Первым и, возможно, самым ответственным этапом на пути будущего инженера является поступление выпускника школы в высшее учебное заведение. Если вопрос формальной оценки школьного объема знаний абитуриента в формате единого государственного экзамена можно считать отработанным, хотя и вызывающим недоверие, то общепринятой методики оценки индивидуальных творческих способностей молодого человека, методики зачета достижений выпускника при поступлении в вуз пока не существует. Отсутствие дифференциации в процедуре вступительных экзаменов снижает мотивацию и вероятность зачисления в вуз тех выпускников школ, которые с позиции государственной необходимости должны пользоваться привилегиями.

Для развития стране необходимы лидеры, способные мыслить не шаблонно, способные генерировать идеи, принимать решения и брать на себя ответственность. Руководящие посты во всем государственном секторе должны занимать лучшие из дипломированных специалистов, а не сомнительного качества дипломообладатели.

«Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования» [2].

«Единые госэкзамены в будущем могут дополниться еще одной формой оценки знаний выпускников — портфолио» [3].

Портфолио

По мере того, как будут формироваться приемная стратегия вузов и кадровая политика предприятий и организаций, нацеленные на привлечение, соответственно, лучших абитуриентов и лучших молодых специалистов, будет возрастать и значение портфолио выпускников школ.

В условиях, когда престижность вуза станет определяться успехами и достижениями его выпускников, значение портфолио абитуриента окажется доминирующим, поскольку только талантливый, творческий, социально активный молодой человек может вырасти в инновационно-ориентированного руководителя.

При поступлении в вуз сложно привести к общему знаменателю формальную экзаменационную оценку и уровень творческого потенциала вчерашнего школьника. Отличные оценки, включая ЕГЭ, медали и даже красный диплом вуза говорят о высокой работоспособности, добросовестном отношении к труду, исполнительности ученика, чаще ученицы. Но для креативного работодателя в научно-техническом, производственном секторе первоочередной интерес будет представлять молодой специалист-изобретатель с любыми оценками в дипломе.

В настоящее время учет портфолио выпускника при поступлении в вуз носит рекомендательный характер и рассматривается в редких случаях, возможно, по причине отсутствия утвержденной структуры и приемлемой методики оценки «веса» портфолио.

Рядом авторов предлагается, например, оценивать участие школьника во всероссийской олимпиаде: победитель — 10 баллов, призер — 7 баллов, участник — 5 баллов; в школьной: победитель — 3 балла, призер — 2 балла, участник — 1 балл [4]. Если победитель школьной олимпиады набирает 3 балла, а победитель всероссийской олимпиады — 10 баллов, то возникает вопрос о количестве действующих в России школ. Или же предлагается во всех мероприятиях примерно в таких же весовых соотношениях оценивать только призеров и не принимать в зачет участие [5].

Очевидно, что первое место, занятое учеником в школьном конкурсе, имеет значительно меньший «вес», чем пятидесятое в областном или региональном, если в области или регионе, например пятьсот школ.

Портфолио должно состоять из ряда самостоятельных, независимых разделов, каждый из которых может иметь свою оценку. Приемная комиссия, с учетом профиля вуза, легко может решить вопрос о том, какой абитуриент для них представляет больший интерес — мастер художественного свиста, толкатель ядра, историк, математик или изобретатель.

Методика

Наивысшим достижением школьника и наиболее ценными документами в портфолио следует признать охранные документы на интеллектуальную собственность: патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и рационализаторское предложение. Документы, подтверждающие наличие интеллектуальной собственности, целесообразно выделить в самостоятельный раздел портфолио — «Творческий потенциал». В этот же раздел отнести документы, подтверждающие научные и аналитические публикации школьника.

Для формальной оценки изобретательского творческого потенциала школьников (абитуриентов) предлагается принять балльную накопительную систему.

Например:

Патент на изобретение, способ

10 баллов

Патент на изобретение, устройство

7 баллов

Патент на полезную модель или промышленный образец

5 баллов

Удостоверение на рационализаторское предложение

1 балл

Внедренное изобретение или полезная модель (одно или более устройств, введенных в эксплуатацию)

20 баллов

Внедренное рационализаторское предложение (налажено мелкосерийное производство и сбыт)

10 баллов

Например, ученик, за время обучения в школе получил:

Один патент на изобретение, устройство

7 баллов

Один патент на полезную модель

5 баллов

Пять удостоверений на рационализаторские предложения

5 баллов

Одно из рационализаторских предложений было внедрено

10 баллов

Оценка творческого потенциала выпускника — 27 баллов.

Научно-аналитические статьи и доклады школьника на научных конференциях и семинарах, участие в выставках предлагается формально оценивать в зависимости от статуса публикации или мероприятия.

Например:

Международный

10 баллов

Российский

7 баллов

Региональный

5 баллов

Если у того же школьника имелась одна публикация, например — 7 баллов, то в его портфолио суммарная оценка «Творческого потенциала» составит 27+7=34 балла.

Выделить в самостоятельный раздел портфолио накопительную оценку ученика — «Социальная активность», определяющуюся по результатам документально подтвержденного участия школьника в конкурсах, выставках, олимпиадах, научных конференциях, семинарах.

Предлагаемая методика формальной оценки социальной активности школьника заключается в том, что каждое из слагаемых суммарной оценки является частным от деления условного статуса конкурса (выставки, олимпиады) на занятое место.

Предположим, принят следующий статус:

Международный

1000 баллов

Российский

200 баллов

Окружной, региональный

100 баллов

Республиканский, областной

30 баллов

Городской

10 баллов

Районный

5 баллов

Школьный

1 балл

Каждое участие после деления статуса на занятое место дает свои результаты, складывающиеся в общую оценку социальной активности.

Например, ученик, за время обучения в школе принимал участие в пяти мероприятиях:

Первое — защита собственного проекта, возможно, по патенту или рационализаторскому предложению, где он поэтапно достиг следующих результатов:

Школа

1 место

1 балл

Район

2 место

2,5 балла

Город

3 место

3,33 балла

Область

12 место

2,5 балла

Округ

137 место

0,73 балла

Общая оценка по проекту составляет — 10,06 балла.

Второе — например, региональная олимпиада — 20 место — 5 баллов.

Третье — выступление на межвузовской (региональной) конференции молодых ученых — 5 баллов.

И так далее. Итоговая оценка «Социальной активности» выпускника определяется суммированием баллов по результатам всех пяти мероприятий.

В приложении 1 более подробно рассмотрен ряд вопросов применения методики при наполнения портфолио ученика в разделах «Творческий потенциал» и «Социальная активность». В приложении 2 — практический пример вывода оценки «Социальная активность» и динамика набора оценки.

Так же в самостоятельные разделы портфолио целесообразно выделить все возможные направления деятельности ученика: «Спорт», «Художественная самодеятельность», «Музыка» и т.д. Формальную оценку по каждому из этих разделов рассчитывать по методике, предложенной в разделе «Социальная активность».

Например, школьник-спортсмен занял первое место на районных соревнованиях (5 баллов), после этого первое место в городских (10 баллов), а через год его пригласили на всероссийские соревнования, где он оказался на двадцатом месте (10 баллов). Итоговая оценка портфолио в разделе «Спорт» составляет 25 баллов.

Предлагаемая структура портфолио и методика формальной оценки достижений учащегося позволит приемной комиссии, в зависимости от профиля высшего учебного заведения, достаточно легко сравнить между собой достижения абитуриентов и принять адекватное решение по каждому из кандидатов в студенты.

Мотивация

Значение и формирование портфолио выходит далеко за рамки школьного образования детей. Социальная значимость вопроса заключается в том, что, если необходимость учебы в школе не обсуждается на семейном совете, то целесообразность любых внешкольных мероприятий и занятий ребенка является прерогативой родителей. При этом следует отметить, что во многих случаях внешкольные успехи и достижения ребенка не являются результатом дополнительного образования, но получены благодаря личным данным ребенка и усилиям родителей. Любые занятия и увлечения ребенка требуют со стороны родителей определенных материальных затрат и времени. И естественно то, что в увлечении ребенка родители желают видеть реальные перспективы.

Прозрачная, понятная каждому гражданину форма учета портфолио школьника при поступлении в вуз и перспективы будущего трудоустройства могут гарантировать инициативы родителей по раннему выявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка, его профессиональной ориентации.

  1. Проект комплексной программы модернизации системы дополнительного образования и воспитания детей. http://poisk77.ucoz.ru/index/annotacija/0-38, http://www.trizway.com/art/article/257.html
  2. Послание Федеральному собранию. Президент РФ, Дмитрий Медведев. 12.11.09 г. http://www.interfax-russia.ru/main.asp?id=54118
  3. Выступление министра образования и науки РФ, Андрея Фурсенко 12.11.09 г. http://www.mon.gov.ru/press/smi/6375
  4. Положение о портфолио учащихся. http://kohma6.iv-schools.ru/pages/6175-3341-3529
  5. Новая форма оценки личностных достижений школьников http://www.mmc26320.org/portfolio_main.html

Приложение 1

Рассмотрены некоторые вопросы наполнения портфолио ученика по разделам «Творческий потенциал (ТП)» и «Социальная активность (СА)».

  1. Ученик получил патент на полезную модель (5 баллов, ТП). Допустим, запатентовано наглядное учебное пособие для средних общеобразовательных школ (СОШ).
  2. По патенту было оформлено три рационализаторских предложения (3 балла, ТП), причем все отличительные признаки патента совокупно вошли в рационализаторские предложения.
  3. В одном экземпляре наглядное учебное пособие было изготовлено, что является обязательным требованием к рационализаторскому предложению, и успешно использовалось в школе учащегося. При этом, согласно предлагаемой методике, рационализаторские предложения не считаются внедренными, поскольку не налажено производство и сбыт учебного пособия. Но внедренным признается устройство по патенту на полезную модель (20 баллов, ТП), поскольку все признаки патента были реализованы в трех рационализаторских предложениях.
  4. Если же рационализаторские предложения внедрены, то есть изготовлено хотя бы еще одно аналогичное устройство, которое используется в другой школе, и имеется акт о внедрении, подписанный директором этой СОШ, то вес портфолио ученика, увеличивается в рассматриваемом случае на 30 баллов (ТП).
  5. Школьник-новатор опубликовал статью об эффективности использования разработанного им школьного наглядного учебного пособия в региональном издании методических пособий для СОШ (5 баллов, ТП). Занял второе место на республиканском конкурсе юных новаторов (15 баллов, СА).
  6. Выступил с докладом на областной конференции молодых ученых, где был отмечен дипломом третьей степени (10 баллов, СА). В том случае, если награждение не предусматривалось или не было занято призовое место, но имеется документ, подтверждающий участие в конференции, то 5 баллов (СА). По материалам конференции был издан сборник докладов, в который вошла его работа (5 баллов, ТП).
  7. Разработка ученика экспонировалась на ВВЦ (7 баллов, СА).
  8. Опубликовал научно-методическую статью на одном или нескольких российских образовательных интернет-порталах и имеет на руках соответствующие справки о публикациях (7 баллов, ТП, за каждую публикацию).
  9. Патент на полезную модель, рационализаторские предложения, публикации, доклады являются авторскими работами или были созданы в соавторстве. Каждый из соавторов наполняет свой портфолио расчетными баллами.
  10. Абитуриент, поступая, например, на физико-математический факультет, может, на свое усмотрение, из общей оценки «Социальная активность» выделить в подраздел свои достижения в области физики и математики.

Приложение 2

Практический пример оформления портфолио. Раздел «Социальная активность».
(Использованы материалы учащегося по состоянию на десятый год обучения.)

  1. 2008 г. Районная олимпиада по технологии. 2 место.
  2. 2009 г. Всероссийский конкурс «КИТ — компьютеры, информатика, технологии». 1 место в школе, 177 место в регионе.
  3. 2009 г. Районный конкурс «Я и мой компьютер», номинация — «Компьютерное искусство». 3 место.
  4. 2010 г. Районный конкурс «Я и мой компьютер», номинация — «Программные проекты». 1 место.
  5. 2010 г. I Межрегиональный конкурс инновационных научно-технических проектов учащихся «Перспектива», номинация «Изобретательство и рационализаторство. Метрология и стандартизация». 2 место.

(Копии документов прилагаются.)

Сводная таблица «Социальной активности» учащегося.

Год
Класс

2005
5

2006
6

2007
7

2008
8

2009
9

2010
10

2011
11

Баллы

2,50

1,00
0,56
1,67

5,00
50,00

Х

Сумма по годам

2,50

3,23

55,00

Х

Итоговая оценка «Социальной активности» выпускника (в данном случае — по состоянию на десятый год обучения), составляет 60,73 балла.

Приложение 2.1

Портфолио Черкасова А.В., по состоянию на десятый год обучения.
Раздел «Социальная активность»