Черкасов Александр Владимирович
Методика формальной оценки творческого потенциала и социальной активности выпускников средних общеобразовательных школ
Введение
Новации имеют место во всех сферах жизнедеятельности человека: политике, экономике, спорте, образовании и т. д., но только научно-технический и промышленный уровень развития государства определяет его мощь и статус в мировом сообществе.
Одним из ключевых направлений государственной инновационной политики должно стать вложение средств в будущих новаторов, изобретателей — талантливых, технически одаренных детей как эволюционный путь генерации нового поколения высоко профессиональных инженеров, ученых, руководителей всех уровней, способных мыслить государственно, создавать и воплощать в жизнь разработки мировой новизны.
В стране на федеральном уровне для развития детского технического творчества пока ничего не делается. Это направление находится в ведении региональных МОиН, в сегменте дополнительного образования и воспитания детей и, в лучшем случае, финансируется по остаточному принципу, на уровне косметического ремонта, центров детского технического творчества, то есть для отчетности. Такое состояние дел легко объясняется. Во-первых, много ли найдется чиновников, понимающих роль изобретателей в научно-техническом прогрессе и смысл слова «инновация», во-вторых, мало кого из них интересует то, что будет со страной через два-три поколения, и, наконец, указа «сверху» не было, а схемы «расходования» бюджетных средств и так отработаны.
При надлежащем отношении государства к вопросу детского технического творчества с акцентом на талантливых, технически одаренных детей профессиональное становление многих новаторов-изобретателей будет происходить не к сорокалетнему возрасту, а к окончанию школы или вуза [1]. Только умное государство может быть богатым, и только в богатой стране востребован интеллект.
Первым и, возможно, самым ответственным этапом на пути будущего инженера является поступление выпускника школы в высшее учебное заведение. Если вопрос формальной оценки школьного объема знаний абитуриента в формате единого государственного экзамена можно считать отработанным, хотя и вызывающим недоверие, то общепринятой методики оценки индивидуальных творческих способностей молодого человека, методики зачета достижений выпускника при поступлении в вуз пока не существует. Отсутствие дифференциации в процедуре вступительных экзаменов снижает мотивацию и вероятность зачисления в вуз тех выпускников школ, которые с позиции государственной необходимости должны пользоваться привилегиями.
Для развития стране необходимы лидеры, способные мыслить не шаблонно, способные генерировать идеи, принимать решения и брать на себя ответственность. Руководящие посты во всем государственном секторе должны занимать лучшие из дипломированных специалистов, а не сомнительного качества дипломообладатели.
«Единые госэкзамены в будущем могут дополниться еще одной формой оценки знаний выпускников портфолио» [3].
Портфолио
По мере того, как будут формироваться приемная стратегия вузов и кадровая политика предприятий и организаций, нацеленные на привлечение, соответственно, лучших абитуриентов и лучших молодых специалистов, будет возрастать и значение портфолио выпускников школ.
В условиях, когда престижность вуза станет определяться успехами и достижениями его выпускников, значение портфолио абитуриента окажется доминирующим, поскольку только талантливый, творческий, социально активный молодой человек может вырасти в инновационно-ориентированного руководителя.
При поступлении в вуз сложно привести к общему знаменателю формальную экзаменационную оценку и уровень творческого потенциала вчерашнего школьника. Отличные оценки, включая ЕГЭ, медали и даже красный диплом вуза говорят о высокой работоспособности, добросовестном отношении к труду, исполнительности ученика, чаще ученицы. Но для креативного работодателя в научно-техническом, производственном секторе первоочередной интерес будет представлять молодой специалист-изобретатель с любыми оценками в дипломе.
В настоящее время учет портфолио выпускника при поступлении в вуз носит рекомендательный характер и рассматривается в редких случаях, возможно, по причине отсутствия утвержденной структуры и приемлемой методики оценки «веса» портфолио.
Рядом авторов предлагается, например, оценивать участие школьника во всероссийской олимпиаде: победитель — 10 баллов, призер — 7 баллов, участник — 5 баллов; в школьной: победитель — 3 балла, призер — 2 балла, участник — 1 балл [4]. Если победитель школьной олимпиады набирает 3 балла, а победитель всероссийской олимпиады — 10 баллов, то возникает вопрос о количестве действующих в России школ. Или же предлагается во всех мероприятиях примерно в таких же весовых соотношениях оценивать только призеров и не принимать в зачет участие [5].
Очевидно, что первое место, занятое учеником в школьном конкурсе, имеет значительно меньший «вес», чем пятидесятое в областном или региональном, если в области или регионе, например пятьсот школ.
Портфолио должно состоять из ряда самостоятельных, независимых разделов, каждый из которых может иметь свою оценку. Приемная комиссия, с учетом профиля вуза, легко может решить вопрос о том, какой абитуриент для них представляет больший интерес — мастер художественного свиста, толкатель ядра, историк, математик или изобретатель.
Методика
Наивысшим достижением школьника и наиболее ценными документами в портфолио следует признать охранные документы на интеллектуальную собственность: патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и рационализаторское предложение. Документы, подтверждающие наличие интеллектуальной собственности, целесообразно выделить в самостоятельный раздел портфолио — «Творческий потенциал». В этот же раздел отнести документы, подтверждающие научные и аналитические публикации школьника.
Для формальной оценки изобретательского творческого потенциала школьников (абитуриентов) предлагается принять балльную накопительную систему.
Например:
Патент на изобретение, способ | 10 баллов |
Патент на изобретение, устройство | 7 баллов |
Патент на полезную модель или промышленный образец | 5 баллов |
Удостоверение на рационализаторское предложение | 1 балл |
Внедренное изобретение или полезная модель (одно или более устройств, введенных в эксплуатацию) | 20 баллов |
Внедренное рационализаторское предложение (налажено мелкосерийное производство и сбыт) | 10 баллов |
Например, ученик, за время обучения в школе получил:
Один патент на изобретение, устройство | 7 баллов |
Один патент на полезную модель | 5 баллов |
Пять удостоверений на рационализаторские предложения | 5 баллов |
Одно из рационализаторских предложений было внедрено | 10 баллов |
Оценка творческого потенциала выпускника — 27 баллов.
Научно-аналитические статьи и доклады школьника на научных конференциях и семинарах, участие в выставках предлагается формально оценивать в зависимости от статуса публикации или мероприятия.
Например:
Международный | 10 баллов |
Российский | 7 баллов |
Региональный | 5 баллов |
Если у того же школьника имелась одна публикация, например — 7 баллов, то в его портфолио суммарная оценка «Творческого потенциала» составит 27+7=34 балла.
Выделить в самостоятельный раздел портфолио накопительную оценку ученика — «Социальная активность», определяющуюся по результатам документально подтвержденного участия школьника в конкурсах, выставках, олимпиадах, научных конференциях, семинарах.
Предлагаемая методика формальной оценки социальной активности школьника заключается в том, что каждое из слагаемых суммарной оценки является частным от деления условного статуса конкурса (выставки, олимпиады) на занятое место.
Предположим, принят следующий статус:
Международный | 1000 баллов |
Российский | 200 баллов |
Окружной, региональный | 100 баллов |
Республиканский, областной | 30 баллов |
Городской | 10 баллов |
Районный | 5 баллов |
Школьный | 1 балл |
Каждое участие после деления статуса на занятое место дает свои результаты, складывающиеся в общую оценку социальной активности.
Например, ученик, за время обучения в школе принимал участие в пяти мероприятиях:
Первое — защита собственного проекта, возможно, по патенту или рационализаторскому предложению, где он поэтапно достиг следующих результатов:
Школа | 1 место | 1 балл |
Район | 2 место | 2,5 балла |
Город | 3 место | 3,33 балла |
Область | 12 место | 2,5 балла |
Округ | 137 место | 0,73 балла |
Общая оценка по проекту составляет — 10,06 балла.
Второе — например, региональная олимпиада — 20 место — 5 баллов.
Третье — выступление на межвузовской (региональной) конференции молодых ученых — 5 баллов.
И так далее. Итоговая оценка «Социальной активности» выпускника определяется суммированием баллов по результатам всех пяти мероприятий.
В приложении 1 более подробно рассмотрен ряд вопросов применения методики при наполнения портфолио ученика в разделах «Творческий потенциал» и «Социальная активность». В приложении 2 — практический пример вывода оценки «Социальная активность» и динамика набора оценки.
Так же в самостоятельные разделы портфолио целесообразно выделить все возможные направления деятельности ученика: «Спорт», «Художественная самодеятельность», «Музыка» и т.д. Формальную оценку по каждому из этих разделов рассчитывать по методике, предложенной в разделе «Социальная активность».
Например, школьник-спортсмен занял первое место на районных соревнованиях (5 баллов), после этого первое место в городских (10 баллов), а через год его пригласили на всероссийские соревнования, где он оказался на двадцатом месте (10 баллов). Итоговая оценка портфолио в разделе «Спорт» составляет 25 баллов.
Предлагаемая структура портфолио и методика формальной оценки достижений учащегося позволит приемной комиссии, в зависимости от профиля высшего учебного заведения, достаточно легко сравнить между собой достижения абитуриентов и принять адекватное решение по каждому из кандидатов в студенты.
Мотивация
Значение и формирование портфолио выходит далеко за рамки школьного образования детей. Социальная значимость вопроса заключается в том, что, если необходимость учебы в школе не обсуждается на семейном совете, то целесообразность любых внешкольных мероприятий и занятий ребенка является прерогативой родителей. При этом следует отметить, что во многих случаях внешкольные успехи и достижения ребенка не являются результатом дополнительного образования, но получены благодаря личным данным ребенка и усилиям родителей. Любые занятия и увлечения ребенка требуют со стороны родителей определенных материальных затрат и времени. И естественно то, что в увлечении ребенка родители желают видеть реальные перспективы.
Прозрачная, понятная каждому гражданину форма учета портфолио школьника при поступлении в вуз и перспективы будущего трудоустройства могут гарантировать инициативы родителей по раннему выявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка, его профессиональной ориентации.
- Проект комплексной программы модернизации системы дополнительного образования и воспитания детей. http://poisk77.ucoz.ru/index/annotacija/0-38, http://www.trizway.com/art/article/257.html
- Послание Федеральному собранию. Президент РФ, Дмитрий Медведев. 12.11.09 г. http://www.interfax-russia.ru/main.asp?id=54118
- Выступление министра образования и науки РФ, Андрея Фурсенко 12.11.09 г. http://www.mon.gov.ru/press/smi/6375
- Положение о портфолио учащихся. http://kohma6.iv-schools.ru/pages/6175-3341-3529
- Новая форма оценки личностных достижений школьников http://www.mmc26320.org/portfolio_main.html
Приложение 1
Рассмотрены некоторые вопросы наполнения портфолио ученика по разделам «Творческий потенциал (ТП)» и «Социальная активность (СА)».
- Ученик получил патент на полезную модель (5 баллов, ТП). Допустим, запатентовано наглядное учебное пособие для средних общеобразовательных школ (СОШ).
- По патенту было оформлено три рационализаторских предложения (3 балла, ТП), причем все отличительные признаки патента совокупно вошли в рационализаторские предложения.
- В одном экземпляре наглядное учебное пособие было изготовлено, что является обязательным требованием к рационализаторскому предложению, и успешно использовалось в школе учащегося. При этом, согласно предлагаемой методике, рационализаторские предложения не считаются внедренными, поскольку не налажено производство и сбыт учебного пособия. Но внедренным признается устройство по патенту на полезную модель (20 баллов, ТП), поскольку все признаки патента были реализованы в трех рационализаторских предложениях.
- Если же рационализаторские предложения внедрены, то есть изготовлено хотя бы еще одно аналогичное устройство, которое используется в другой школе, и имеется акт о внедрении, подписанный директором этой СОШ, то вес портфолио ученика, увеличивается в рассматриваемом случае на 30 баллов (ТП).
- Школьник-новатор опубликовал статью об эффективности использования разработанного им школьного наглядного учебного пособия в региональном издании методических пособий для СОШ (5 баллов, ТП). Занял второе место на республиканском конкурсе юных новаторов (15 баллов, СА).
- Выступил с докладом на областной конференции молодых ученых, где был отмечен дипломом третьей степени (10 баллов, СА). В том случае, если награждение не предусматривалось или не было занято призовое место, но имеется документ, подтверждающий участие в конференции, то 5 баллов (СА). По материалам конференции был издан сборник докладов, в который вошла его работа (5 баллов, ТП).
- Разработка ученика экспонировалась на ВВЦ (7 баллов, СА).
- Опубликовал научно-методическую статью на одном или нескольких российских образовательных интернет-порталах и имеет на руках соответствующие справки о публикациях (7 баллов, ТП, за каждую публикацию).
- Патент на полезную модель, рационализаторские предложения, публикации, доклады являются авторскими работами или были созданы в соавторстве. Каждый из соавторов наполняет свой портфолио расчетными баллами.
- Абитуриент, поступая, например, на физико-математический факультет, может, на свое усмотрение, из общей оценки «Социальная активность» выделить в подраздел свои достижения в области физики и математики.
Приложение 2
Практический пример оформления портфолио. Раздел «Социальная активность».
(Использованы материалы учащегося по состоянию на десятый год обучения.)
- 2008 г. Районная олимпиада по технологии. 2 место.
2009 г. Всероссийский конкурс «КИТ — компьютеры, информатика, технологии». 1 место в школе, 177 место в регионе.
2009 г. Районный конкурс «Я и мой компьютер», номинация — «Компьютерное искусство». 3 место.
2010 г. Районный конкурс «Я и мой компьютер», номинация — «Программные проекты». 1 место.
2010 г. I Межрегиональный конкурс инновационных научно-технических проектов учащихся «Перспектива», номинация «Изобретательство и рационализаторство. Метрология и стандартизация». 2 место.
(Копии документов прилагаются.)
Сводная таблица «Социальной активности» учащегося.
Год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Баллы | – | – | – | 2,50 | 1,00 | 5,00 | Х |
Сумма по годам | – | – | – | 2,50 | 3,23 | 55,00 | Х |
Итоговая оценка «Социальной активности» выпускника (в данном случае — по состоянию на десятый год обучения), составляет 60,73 балла.
Приложение 2.1
Портфолио Черкасова А.В., по состоянию на десятый год обучения.
Раздел «Социальная активность»