Слагаемые творческого мышления
Вначале сделаю одно важное замечание общего плана. Открытые задачи на уроках ТРИЗ — это не самоцель, а часть целостной системы развития творческого потенциала ученика. В эту систему входят следующие элементы триз-педагогики: открытая задача; развитие творческого воображения; преодоление психологической инерции; развитие ассоциативного мышления; развитие системного мышления; теория развития творческой личности; алгоритм решения изобретательских задач. Эти элементы описаны в книгах: «Творчество как точная наука», «Найти идею» (автор — Г.Альтшуллер); «Интеллектуальное айкидо», А.Камин, Д.Камин, В.Ильченко; «Технология творческого мышления», М.Меерович, Л.Шрагина, М.Альпина; «Творческое воображение», Ю.Эрлих. Вступив на путь триз-педагогики, вам предстоит обучать детей решению открытых задач, опираясь на все эти элементы, так как все они важны для развития творческой личности.
Выбор курса…
Итак, вы решили попробовать использовать методы триз-педагогики в своей педагогической практике. С чего начать? Все зависит от того, каким объемом учебных часов вы располагаете и какую цель перед собой ставите. Рассмотрим два варианта.
Вариант 1. Предположим, вы ориентируетесь на короткий пробный курс, 8–10 часов. Цель курса может состоять в том, чтобы посмотреть, как дети включаются в творческий процесс, почувствовать свои силы как учителя. Такой вариант подходит, если багаж знаний и опыт невелики. В этом случае сложно говорить о каких-либо серьезных изменениях в творческом мышлении детей, в их мировоззрении.
Вариант 2. Учебный курс на год — 34–36 часов. В качестве целей можно взять: развитие творческого воображения, развитие креативности, развитие дивергентного мышления. Эти параметры могут быть улучшены за учебный год.
В любом случае важно понимать, что учитель, который ведет новый предмет, по сути, проводит педагогический эксперимент. А значит, вам предстоит вести педагогический мониторинг. В мониторинге участвуют дети, обучающиеся по новым методикам — экспериментальная группа, и дети контрольной группы, где такое обучение не ведется. Контроль достигаемых целей проводится посредством специальных методик перед обучением и по завершении учебного процесса. Сравнение результатов по каждой группе позволит вам понять, влияют ли ваши уроки на достижение ваших целей.
Как все сделать легче и лучше?
А теперь перейдем к оргмоментам. Сразу отметим, что на стадии освоения методов триз-педагогики не следует брать классы из разных параллелей, допустим, 5–6-е классы. Это очень трудно для «начинающего» учителя. Желательно разделить класс на две группы: по 10–15 учеников. В этом случае работать будет не просто легче, в подгруппах работа идет более эффективно. Дело в том, что урок творчества строится на доверительном, личном, тесном общении. Выслушать нужно каждого. Правда, в первый год мне пришлось работать с полным составом классов. И даже такой режим работы при должной организации обучения дает обнадеживающие результаты. На предстоящий период обучения вам необходимо подготовить учебную программу или как минимум календарно-тематический план. Он нужен не для отчета?– прежде всего для вас. Начав его разрабатывать, вы оцените кругозор ваших знаний по предмету, почувствуете, каких знаний вам не хватает, и будете восполнять их. Лично я за основу взяла программу по развитию творческого воображения (какую смогла найти) и дополнила ее открытыми задачами и развивающими заданиями. Материалы для основы курса развития творческого воображения (РТВ) можно найти в интернете, набрав в Яндексе названия текстов: «РТВ — это очень просто!», П.Амнуэль (курс лекций); «Программы школ научно-технического творчества молодежи. Ленинградский политехнический институт имени М.И.Калинина»; «Технология развития творческого мышления», Т.Таратенко; «Задачи из курса РТВ, а также в сборнике программ по ТРИЗ-РТВ Санкт-Петербургской школы ТРИЗ», С.Фаер.
Где брать открытые задачи?
Учителю нужно иметь большой набор задач, чтобы было из чего выбирать с учетом возраста детей, их особенностей, учебного профиля класса, уровня знаний тех или иных учебных предметов. На начальной стадии вам понадобятся блоки задач: сказочные, исторические, социальные, физические, из жизни животных и растений и другие. Я пользуюсь следующими источниками: «И тут появился изобретатель», Г.Альтов; «Лестница идей», И.Викентьев, И.Кайков; «Задачки — сказки от кота Потряскина», А.Гин; «150 творческих задач для сельской школы», А.Гин, И.Андржеевская; «Интеллектуальное айкидо», А.Камин, Д.Камин, В.Ильченко. А также — материалами интернет-сайтов: www.trizland.ru; http://www.mozgun.ru; http://www.smekalka.pp.ru.
Меняя стереотипы
Создать творческую атмосферу на наших уроках ТРИЗ помогают принципы и правила, которые с самого начала совместной работы проговариваются в классе: учитель и ученик равны между собой; учитель уважает личность каждого ученика; ученик имеет право на ошибку; каждый урок — это совместное восхождение к знаниям и творчеству; учитель воспитывает учеников в первую очередь личным примером. Эти правила необходимо выполнять реально. Стереотип отношений «учитель–ученик» очень живуч. Ваша главная задача?– изменить этот стереотип, предложить другой вариант общения и отношений, в которых комфортно и вам, и детям. Конечно, это не делается в одночасье. На первых занятиях ученики боятся отвечать. Как правило, отвечают одни и те же дети. Средние и слабые молчат. В целом ребята ведут себя так же, как на основных уроках… Не торопите события. Со временем все начнет меняться. Есть ученики, которые плохо говорят, не умеют выражать свои мысли. В таких случаях кардинально изменить ситуацию сложно, но к концу второго года обучения и они меняются в лучшую сторону. Надо быть готовым к тому, что дети будут «въезжать» в ваш предмет несколько месяцев. На этом пути они будут делать важные, порой шокирующие открытия, как это случилось у меня в первый год обучения: наступил момент, когда по моим словам и действиям на уроке дети поняли, что я решаю задачу вместе с ними. Один ученик спросил в лоб: «А вы сами ответ знаете?» Я сказала честно: «Нет». У него округлились глаза, с чувством возмущения он произнес: «Вы же учитель, а с нас тогда что спрашиваете?..» И вам, как и мне, придется раз за разом говорить ребятам, что все знать невозможно; что не знать чего-то не стыдно; что стыдно не учиться; что есть задачи, ответы на которые не знает никто. Но придет время, когда дети начнут спрашивать у вас: «А что у нас сегодня будет на уроке? А где вы берете задачи? Вы придумали задачу сами? Можно я расскажу другое решение?» Это означает, что ребят заинтересовало то, с чем вы и они приходят в класс.
«Встряска» мозгов
Мы стараемся разнообразить занятия, вводя необычные этапы работы. Скажем, мы придумали с детьми этап «Встряска мозгов». Всегда в начале урока (5–7 минут) проходит решение быстрых, «летучих» творческих задач. Выбирать их учителю надо тщательно, цель этапа — включить всех в работу, расшевелить. Содержание задачи или задания должно быть предельно простым и понятным. Пример № 1. Три черепахи ползут друг за другом. Первая говорит: я ползу, и за мной ползут две. Вторая говорит: я ползу, передо мной одна, позади меня одна. Третья говорит: я ползу, и за мной две. Как такое может быть? Пример № 2. Корова–2, Собака–3, Кукушка–4, Петух–8, Овца–2, Ослик–? Когда решение зайдет в тупик, сообщите, что эта задача дается детям 6–7 лет, поступающим в школу. Интересные задачи, над которыми ломает голову вся группа и активно вслух их обсуждает, тут же становятся «хитами». Но вы-то понимаете, что другой группе эту задачу давать уже нельзя. Теперь эта задача — отработанный материал. Ее можно применить на другой параллели и через некоторое время.
Задание для всей семьи
Домашнее задание даю всегда, причем такое, чтобы оно выполнялось письменно, в тетради. Замечу, что собирать тетради, проверять их и досконально комментировать — это отдельная большая работа. Нередко бывает, что все хотят прочесть свой вариант домашнего задания. В такой ситуации времени не жалейте и детей не останавливайте. Предлагайте выполнять домашнее задание вместе с родителями. Иногда задачу, с трудом решенную в классе, предлагаю дать родителям порешать. А кто-то начинает приносить задачки из дома: давайте в классе решим. Так мы и делаем. Я-то понимаю, что мы не просто ход урока меняем, а самих себя, причем в лучшую сторону.
«Экстренный» случай
На уроках творчества контакт настолько тесен, что истинные эмоции учителя и настрой скрыть невозможно. Вам придется быть таким, какой вы есть. Иногда в процессе решения ученик кричит: «Стоп! У меня идея! Дайте выйти к доске!» Бывает и так, что задача долго не поддается решению, сидит в голове — и решить невозможно. Однажды утром по дороге в школу мне пришло в голову решение. Радостно сообщаю на уроке: «Ура! Я решила наконец задачу, которую мы не смогли решить месяц назад». Вот эта задача (первоисточник мне не известен). Когда очень много грузовиков стало останавливаться у одного кафе вдоль шоссе, то блюстители дороги написали: «Остановка только в экстренном случае». Хозяин кафе несет большие убытки. Как ему быть? Решение: немедленно убрать прежнее название кафе и назвать его «Экстренный случай». Выражение детских лиц описать невозможно — ребята умеют радоваться и ценить красивое решение.
Жизнь не исчерпывается…
Когда я решилась вести уроки ТРИЗ, то не представляла себе объема и глубины предстоящей работы. Работы даже не столько с детьми, сколько прежде всего работы над собой, и работа эта захватывает! Постепенно, так же как и ваши ученики, вы становитесь другим человеком. Атмосфера творчества становится вашим образом жизни. И вы, и ваши ученики начнете по-новому относиться к проблемам, к себе, к другим людям. У вас появится физически ощутимая уверенность в собственных силах и способностях. И вы точно знаете: «…жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае». Ради этого стоит жить и работать. Вы согласны?
Елена ПАКЛИНА, учитель информатики, лицей-интернат № 7 г. Бердск, Новосибирская область
Статья напечатана в газете «Первое сентября», № 13 (1564), 13 августа 2011, с. 10.