Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 05.03.2004]

Главная / Статьи / Теория образования /
Креативный супермаркет

(Интервью мастера ТРИЗ Виктора Тимохова для Фонда Интернет-образования: о новых тенденциях в образовании и о проекте www.trizland.com)

— Дело касается тебя, — сказал старику Компьютер. — Ты скорее достигнешь цели, если скажешь, что ты хочешь. Дай твою задачу, и я решу ее.
— Меня влечет к себе новое: наверняка существует способ добиться перемены, чтобы появилось то, чего никогда не было.
— Чушь, — сказал Компьютер. — Что может быть более творческого, чем решение сложных задач, которые никогда до этого не ставились? Я уже говорил тебе: только сформулируй мне свою задачу — и я решу ее.
Старик опять покачал головой.
— Нет, ты не понимаешь. Творчество заключается в том, чтобы увидеть задачу, где ее не увидели другие...
Герберт Франке. «Последний программист».

Представьтесь, пожалуйста. Как называется Ваша должность?

Тимохов Виктор Иванович. Бизнес-консультант. Мастер ТРИЗ (расшифрую: ТРИЗ — теория решения изобретательских задач). Шеф проекта www.trizland.com Вице-президент Международной Ассоциации ТРИЗ.

Чем Ваш подход отличается от традиционных подходов системы образования?

Низкая эффективность образования — проблема, решение которой волнует весь мир. Основным капиталом развитых стран становятся уже не материальные активы, а интеллектуальная собственность. Наибольшую прибыль сейчас приносят изобретения, инновации, «ноу-хау». Причем важны и абсолютно новые бизнес-идеи, и технологические разработки, и организация бизнес-процессов. По самым скромным оценкам, ежегодно в мире только в технологии дистанционного образования вкладывается не менее $ 25 млрд., а более значительные суммы — в новые подходы к массовому обучению (edutainment ).

Образование не успевает за жизнью. Технологические и научные парадигмы меняются в течение одного поколения или — еще быстрее. Сегодня количество возникающих проблем и объем знаний увеличиваются в прогрессии, а время, отведенное на образование, осталось неизменным. Кроме того: научить детей жить в стремительно меняющемся мире должны люди, которые сами не готовы к этому «миру будущего».

Решение современных задач требует системного подхода и умения видеть отдаленные последствия. В настоящее время ни вузовское, ни школьное образование таким требованиям не удовлетворяют.

Где выход? Некоторые говорят о необходимости прагматизма в образовании, но «прагматичное» западное образование — в кризисе. Кто-то подчеркивает: наоборот, необходимо фундаментальное образование, как во времена СССР. Но и этот тип образования — тоже в кризисе. Еще мнение: нужно изменить содержание образования, акцент сделать не на поглощение информации, а на способность «понимать изменившиеся условия и в этих условиях действовать». На создание подобных методик в российском массовом школьном образовании работает школа развивающего обучения. Этот подход в определенной мере близок к нашим подходам. Правда, есть серьезное отличие — мы в качестве методической базы используем теорию решения изобретательских задач. И говорим о творчестве, как о технологии. В ТРИЗ уже давно разработаны и применяются методики решения нестандартных проблем.

В двух словах, отличия выглядят так.

  1. Иная цель обучения. Обучать другим базовым навыкам, чтобы обучаемый мог эффективно «функционировать» в быстро меняющихся условиях.

    Вот, что говорит Роберт Кийосаки: «Проблема в том, что школа не учит базовым навыкам в финансовой области, а при отсутствии таких навыков многие дети выходят из школы, не имея формулы финансовой победы. Более того, многие фактически выносят из стен учебных заведений формулу финансового поражения».

    Конечно, финансы — лишь частный случай. А более общий — навык решения творческих задач в различных областях человеческого знания. Понятно, что этот навык «распадается» на ряд других. Например: навык видения и постановки задач, то есть превращения расплывчатой проблемы в задачу; навык целенаправленного сужения или расширения поля поиска решений; умение выстраивать причинно-следственные связи; умение анализировать, отбирать решения и видеть последствия решения… И вообще, умение быстро входить в новую предметную область и быстро учиться. В результате такого обучения, человек становится подготовленным к встрече с различными ситуациями.

  2. Другое содержание учебного процесса: добавляется открытая задача (изобретательская и исследовательская). Отмечу, что при решении таких задач знанием
    какого-либо одного школьного предмета — физики, химии, математики… — не обойтись. На то она и творческая задача — придется при ее решении выходить за рамки «одного предмета». Ну, и отдельная ипостась — обучение методам постановки и решения таких задач, в том числе, и использованию законов развития технических и социальных систем.
  3. И, конечно, переосмысления требует подготовка самих преподавателей. Необходимо научить учителей использовать изобретательский процесс как средство обучения.

Расскажите, пожалуйста, о предыстории появления Вашего проекта. Кто был его идейным вдохновителем? Как набиралась команда?

Предыстория проста. Вдохновитель, шеф, финансист проекта — я. Команда подбиралась из сотрудников консалтинговой фирмы и учеников. Так что все идеи, финансы и команда были «под рукой», тем более, что я «по совместительству» — директор консалтинговой фирмы.

Сегодня же сайт — мое хобби, в общем, можно его считать моей собственной страничкой в Интернете, и — в некотором смысле — эта работа, так как команда Проекта активно занимается проведением семинаров по решению бизнес-задач и консультированием в области инноваций, создания стратегий предприятий и решения различных бизнес-проблем.

Закономерно ли появление этого проекта?

Закономерно. Одна из областей моих интересов — «творческая задача». Точнее, процесс поиска и решения таких задач. По сути, поиск и решение креативной задачи похожи на поиск клада. Скажите, кто в детстве с замиранием сердца не пробовал отыскать клад или найти карту пиратских сокровищ? А сам процесс? Это — куча эмоций и радостного ощущения необычного приключения. Многие творцы — изобретатели, ученые, писатели — испытают примерно такие же эмоции в процессе творчества, а вместо клада — находят новые нетривиальные идеи.

Но если говорить о приземленных материях, — навык поиска и постановки задачи очень важен. Нахождение задачи — а многие их не видят или не хотят видеть (чего не сделаешь ради спокойствия себя любимого) — позволяет увидеть будущую проблему и заранее предупредить или решить. Это в некотором смысле предсказание, или, если хотите, прогнозирование будущего.

Несколько слов о концепции Вашего сайта…

Жизнь — это вообще изобретательство. Жизнь постоянно подбрасывает нам новые задачки! Кто-то их решает мимоходом, кто-то не замечает, кто-то замечает, но не ввязывается, а
кому-то они — поперек горла. Эти творческие задачи, или, иными словами, «открытые задачи» отличаются от тех, которые решают в школе. И отличаются они, во-первых, «размытостью» условия; во-вторых, непонятностью — как ее решать и,
в-третьих, наличием не только одного правильного ответа. А те знания и умения, что дает школа, не сильно помогают в решении таких проблем. Здесь требуется что-то другое…

Это другое — изобретательское мышление. Изобретательству есть место везде — в быту, в воспитании детей, в семейной жизни, в любой профессиональной деятельности. Изобретательские задачи для разных возрастов — простые и посложнее, бытовые, технические, детективные, естественнонаучные, предпринимательские, рекламные, фантастические…— этому посвящен сайт www.trizland.com.

Сайт — лишь развлекательно-обучающая среда, позволяющая обучаться с удовольствием (или, развлекаясь, обучаться) и развивать свои творческие способности. За счет чего? А попробуйте прорешать сотню или две таких задач, или тысячу, наконец! И не из своей области знаний, а за пределами своей профессии. Какое богатство аналогий получите! И, кроме того, запомните некоторые принципы решения творческих задач на основе ТРИЗ.

Спросите: «Ну и что? А что это дает читателям?» Отвечу: «Помогает в работе и в жизни». Вообще-то «…в жизни всегда есть место творчеству».

А что такое ТРИЗ?

Это — отечественная теория, позволяющая формулировать и решать сложные проблемы. Автор и основоположник ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер. Теория решения изобретательских задач позволяет перейти от непонятной и расплывчатой проблемы к конкретно сформулированным задачам. А правильно и своевременно поставленная задача — уже наполовину решенная задача. ТРИЗ позволяет находить новые и эффективные решения, а также прогнозировать развитие рассматриваемых систем. Методология ТРИЗ основывается на знании закономерностей развития различных систем: технических и социальных, а также на использовании приемов и методик, выявленных при анализе эффективных решений.

ТРИЗ получила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах. В Финляндии, США, Голландии, Швеции, Англии, Чехии, Южной Корее существуют фирмы, занимающиеся
ТРИЗ-консалтингом. О том, как ТРИЗ-технологии завоевывают мир, можно судить по сети Интернет: за последние годы число статей о ТРИЗ резко выросло, появились десятки сайтов. Известные корпорации мира ищут специалистов по ТРИЗ для своих изобретательских и исследовательских служб.

Как и сама теория, методология преподавания ТРИЗ непрерывно развивается. Идеи и методы ТРИЗ переносятся на нетехнические области: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, реклама и Public Relations, решение коммерческих, социальных и социально-технических задач. Сегодня использование ТРИЗ доступно как взрослым, так и детям.

В нескольких словах сделайте рекламу Вашему сайту…

Приходилось ли вам измерять ядовитых змей сотнями? Нет?! А охотиться за ниндзя или улетать от крокодилов? А может, вам приходилось исполнять завещание богатого человека, помогать Рокфеллеру в борьбе за доступ к нефти или спасать от банкротства ресторан?

Понятно, что не многим доводилось бывать в столь нестандартных ситуациях. А многие и хотели бы попробовать свои силы... но где? Так вот, такое место существует. Это наш сайт — и он дает такую возможность. Креативный супермаркет www.trizland.ru — тренировка для ума. Попробуйте задачки «на вкус».

    Задача № 455

    ЖЕНСКИЙ РЕФОРМАТОР

    Пехлеви — шах Ирана — захотел придать современный вид своей стране и... открыть лица иранских женщин. По закону ислама снять паранджу с мусульманской женщины — значит обесчестить ее. А тут недалеко и до самоубийства.
    Как же убедить иранок открывать лица?

    Задача № 349

    СЕН ЛОРАН ОБЛОМАЛСЯ

    У Сен Лорана вышел конфуз с новыми духами «Шампань». Производители французского шампанского заявили, что только они имеют право на это название, и суд признал их правоту. Теперь духи «Шампань» можно продавать только за пределами Европейского Союза. А с флаконов для Европы название рекомендовано стереть и рекламу уничтожить. А в рекламу этого названия духов вложено уже немало денег.
    Как теперь Сен Лорану рекламировать новые духи?

    Задача № 411

    ШЛЯПУ СНИМИ

    Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляпы, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра: повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми — результат нулевой.
    Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?

    Задача № 179

    ИНДЕЙЦЫ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ

    Индейцы Америки, воюя с бледнолицыми, ночью часто передвигались в лесу гуськом — след в след. Для того, чтобы идти гуськом, желательно дать видимый ориентир, например, свет, идущему сзади. Но свет может заметить неприятель.
    Как быть?

    Задача № 222

    В ПЛЕНУ У КРОКОДИЛОВ

    Во время Второй мировой войны советские летчики перегоняли гидросамолеты. Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, совершил посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут летчики заметили, что озеро кишит крокодилами. «Взлетаем!» — решили летчики, но прямо по курсу — крокодил... А кто гарантирует, что рядом не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков гидроплана задеть животное — и аварии не избежать. Подстрелить крокодила? Но тогда «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет еще хуже...
    Что делать летчикам?

    Задача № 217

    ПАВИАНЫ И МАНДАРИНЫ

    Фермеры южноафриканской провинции Трансваль совсем исхудали. Каждый год стада павианов уничтожают почти весь урожай мандаринов. Не помогают ни сторожи, ни собаки, ни ружья.
    Как фермерам защитить плоды?

    Задача № 340

    НУЖНЫ ЛИ ДЕНЬГИ ПОКОЙНИКУ

    Один французский банкир был жаден. Даже после смерти. Умирая, он оставил наследнику большую сумму денег, но в завещании потребовал вложить ему в гроб
    20 тысяч фунтов стерлингов. Деньги нужно положить — ведь это записано в завещании, но этого не хочется делать наследнику. Тем более, что из-за такой суммы любители легкой наживы могут и вскрыть могилу.
    Как быть?

    Задача № 344

    КАК ОБУТЬ И ФИРМУ, И СТРАНУ?

    Кроссовки «Рибок» пользуются большой популярностью во всем мире. Особенно у воров. Фабрики американской фирмы в Тайване и Таиланде несли от этого значительные убытки. Мало того, что воровали обувь на фабриках, ее вдобавок выбрасывали на рынок США по бросовым ценам. Конкурентоспособность фирмы снижалась.
    Как быть корпорации «Рибок»?

    Задача № 470

    ЗОЛОТО СКРУДЖА

    Банда братьев Габбс хочет украсть из банка Скруджа Мак-Дака все его золото. У них есть прибор, который действует так: на предмет брызгаешь специальной жидкостью, направляешь прибор и задумываешь, куда нужно перенести этот предмет. Нажимаешь на кнопку, и предмет мгновенно оказывается в задуманном месте.
    Но как побрызгать золото, если в хранилище Скруджа братьям не пробраться? Как братья Габбс решили эту задачу?

Решайте, изобретайте, развлекайтесь и учитесь! — www.trizland.ru.

Как Вы представляете свою целевую аудиторию?

Двояко. Во-первых, те, кто хочет поразвлечься. Серьезно поразвлечься. Так, например, Гордон свою телепередачу настойчиво считает не научно-популярной, как считают многие, а развлекательной. Гордона развлекает, когда при нем «два гостя начинают размышлять». А кого-то развлекает процесс решения креативной задачи. И вообще-то правильно. Развлечения ведь бывают разные. Иван Петрович Павлов среди безусловных рефлексов особо выделил рефлекс «исследовательский», рефлекс «на новое». Через игру ребенок познает мир. В детстве этот рефлекс позволяет малышу совершать потрясающие открытия. Мы же работаем и со взрослыми людьми, давая возможность тоже стать решателями, исследователями.

Во-вторых, те, кто хочет повысить свою привлекательность на рынке труда. От творческих умений человека зачастую зависит и заработная плата, и возможность сделать карьеру, и, наконец, возможность раскрутить свой личный бизнес.

Говорят: «Не дай бог жить в эпоху перемен». Так считают многие — те, кого пугают перемены своей неопределенностью и отсутствием стабильности в жизни. И наоборот, есть те, кто испытывает кайф от перемен. Для таких «героев-завоевателей» — рейнджеров — жизнь сплошная импровизация. И что главное — их всегда отличает неуемная тяга к приключениям, умение быстро принимать правильное решение и умение справляться с «ожогами», добиваясь места под солнцем. И потому им — заслуженная слава. Однако сейчас, когда мир меняется с фантастической быстротой, рейнджеры нужны иные — интеллектуальные. Мы помогаем стать такими креативными рейнджерами: на сайте, на наших семинарах и консультациях.

Какие новые акции, конкурсы в ближайшее время будут проводиться на Вашем сайте?

У нас регулярно проводятся конкурсы на лучшее решение учебных творческих задач, а их в базе данных сайта около пятисот в различных областях: техника, менеджмент, маркетинг, физика, биология, PR, фантастика и пр. А если приплюсовать задачи, описанные в статьях, книгах, разборах, их до тысячи наберется. Есть, где развернуться. Кроме этого, есть конкурс на создание задач. Кстати, зачастую создать творческую учебную задачу потруднее, чем найти ее решение. Условия конкурсов можно посмотреть здесь: http://www.trizland.ru/contests.php.

Еще о конкурсах. Международная Ассоциация ТРИЗ ежегодно проводит творческий конкурс: http://www.trizland.ru/news.php. В нем принимают участие сотни людей, как школьники, так и взрослые. Недавно подведены итоги третьего конкурса 2003 года, тема которого была посвящена воде. Сейчас МА ТРИЗ готовит конкурс 2004 года.

Что Вы считаете самой большой удачей Вашего сайта?

Круг общения, который складывается между заинтересованными людьми. Да, конечно, приходится иногда поработать «барышней-телефонисткой», соединяя людей по их совместным интересам. Но это интересно и полезно для участников такого общения. У меня же за последние пару лет круг контактов очень вырос. Появились новые предложения, проекты.

Еще одна удача — сформированная и растущая команда авторов — более 50-ти, и это очень здорово, так как появляются новые авторские статьи, книги, задачи, разборы решений, рассылки. Да. Вот, например, недавно у нас появились еще две интересные рассылки: Нелли Козыревой «Изобретаем неваляшку» и Валентины Березиной «Что такое интеллектуальная собственность?». Рассылки не рекламного, а скорее обучающего типа. Их архивы можно посмотреть здесь: http://www.trizland.ru/trizba.php?id=159.

Проблемы, с которыми Вам пришлось столкнуться на стадии подготовки проекта и сейчас?

Позиционирование сайта. Сложно определить: а зачем тебе это нужно? А чем ты будешь удивлять посетителей? И какие они, посетители? Не ошибся ли ты? Эти и другие подобные вопросы задаю себе постоянно.

Проект вырастает из «коротких штанишек». Значит, нужно более активно развиваться. Единственное, что сдерживает — некоммерческий характер сайта. Средств на развитие маловато. Поэтому в следующем году будем изменять позиционирование и бизнес-модель проекта и искать партнеров.

Несколько слов о Ваших партнерах.

Коллеги ТРИЗ-консультанты и преподаватели, работающие и живущие в различных странах мира: США, Франция, Канада, Германия, Южная Корея и, естественно, на территории бывшего Союза. Наиболее тесные контакты — с Лабораторией образовательных технологий «Универсальный решатель» (руководитель Анатолий Гин, http://trizway.com), которая занимается разработкой новых педагогических технологий. Сотрудничаем также и с другими ТРИЗ-сайтами. И, конечно же, активные контакты с коллегами и организациями, входящими в Международную Ассоциацию ТРИЗ.

Кого Вы считаете своими конкурентами?

Напрямую? Никого. В этой нише: развлечение и обучение технологиям творчества — никого нет. А вот «рядом»? Конечно, есть.

А вообще-то я стараюсь найти взаимопонимание с «конкурентами». Все-таки одно дело делаем. Совместная работа приводит зачастую к обмену материалами, продвижению друг друга.

Что Вы думаете об образовательном сегменте Рунета?

Хорошо уже то, что он есть. Кроме того, образовательный сегмент постепенно развивается. И это дает возможность оперативно получить информацию, новые идеи, новые контакты. Вот только большинство образовательных российских ресурсов продолжают действовать во все той же существующей сегодня и действующей уже почти триста лет, начиная с Я. Коменского, образовательной парадигме.

Каким, с Вашей точки зрения, должен быть в идеале образовательный портал?

С моей «кочки зрения»? Это — смотря какие цели ставят инициаторы проекта. Давайте посмотрим. Какую выбрать Цель? Для начала — пара фактов.

  • В научных журналах мира ежегодно публикуется более
    4 млн. статей.
  • «Образование станет скоропортящимся продуктом. Сейчас половина знаний инженера устаревает через 5 лет, а врача — через 7. К 2000 году инженер и врач депрофессионализируются соответственно уже через 2 и 4 года после того, как покинут студенческую скамью» (Марвин Ситрон и Оуэн Дэвис).

То есть, вал информации растет, а школа продолжает пытаться втиснуть все, что может, в голову учащегося.

И еще примеры.

  • В США реализуется «Проект Эдисона» — попытка создать по всей Америке сеть частных школ, которые могут стать лабораторией реформы системы образования в США. Проект предусматривает создание системы из тысячи коммерческих учебных заведений, в которых, как планируется, к 2010 году должно учиться два миллиона человек. Школы в рамках проекта Эдисона будут работать по 8 часов в день почти круглый год и давать полное среднее образование.
  • В последние годы особенно активно и результативно ведущие японские корпорации ищут таланты среди подрастающего поколения. Они знают: любые расходы на селекцию талантов окупятся сторицей. «Тойота», «Тошиба» и другие корпорации посылают своих агентов в школы и вузы страны, чтобы отбирать талантливых юношей и девушек для будущей работы в бизнесе.
  • В недавнем отчете McKinsey утверждается, что компании вступили в новую эру «войны за таланты». Это подтверждается Corporate University Xchange, показывающим четырехкратный рост Корпоративных университетов с 1980 по 1997 годы. По прогнозу специалистов этой компании, численность корпоративных университетов превысит количество высших учебных университетов.

Тенденция, однако. Нужны миру творческие личности, хотя мир этому пока сопротивляется.

Итак, с моей точки зрения, цель «идеального образовательного портала» — массовое обучение творчеству. Правда, возникает вопрос — а как обучать? Какие применять технологии обучения? Ответ для меня понятен — обучать технике решения творческих задач, в новой «учебной среде».

Однако, тут есть проблема: обучать на учебных творческих задачах — можно. Но насколько это будет эффективно? Вот бы обучать на реальных задачах! Но технологий массового обучения творчеству на реальных задачах я пока не знаю. Правда, есть некоторые опыты, попытки. Один из них — подпроект в рамках нашего сайта. И название у подпроекта рабочее — «Шизостан». Суть проста: командное обсуждение какой-нибудь темы по электронной переписке. Нет, это не форум — в формате форума невозможно обстоятельно и продуктивно что-нибудь обсуждать. Это командная работа: с ведущим темы; с отдельными правилами — подбором темы, команды и техники коллективной работы. Например, в одну из последних сессий команда из семи человек обсуждала в течение полугода тему: «Распознавание речи/звука». Реальная тема, реальная команда, кстати, многие из них новички в данной теме. И главное, обучение исследовательским, аналитическим и другим навыкам — в процессе реального обсуждения очень сложной проблемы. Не могу сказать, что у нас прорыв в технике такой работы, но кое-что мы нащупали. Вообще, это отдельная и большая тема.

И напоследок, — уверен, что не в одном портале дело, даже и в образовательном. Здесь нужны не только новые подходы, новый обучающий интерфейс, но и соответствующая новая инфраструктура, да и бизнес-модель для образовательных учреждений (и порталов) тоже требует проверки временем и, конечно же, замены.

Что вы думаете о перспективах и тенденциях развития Интернет-образования в мире и в России?

Прирастать будет массовостью. Количество дистантных площадок будет расти и расти. О качестве не говорю. Все понятно. И будет повторять Запад. Увы, но будет так. В России нет тех денег и нет того внимания к проблемам обучения.

Так, американский Массачусетский технологический университет (MIT) предоставляет через Интернет бесплатный доступ к своим разработкам и учебным курсам. Их образовательный портал создан, чтобы «произвести революцию в сфере распространения знаний университетами» и вырваться за рамки общепринятых методик. Число опубликованных сегодня курсов — 500. И потрачено на это
11 млн. долларов. Посетило ресурс MIT Open Course Ware десятки миллионов человек. В ближайшие четыре года будет потрачено еще 20-25 млн. долларов — и в результате все 1800 курсов, преподаваемых в MIT, будут выложены в Интернет.

Скажите, у нас в России есть такие деньги? И они попадут в сферу образования? И они будут направлены на
интернет-образование? Или на ремонт покосившихся школ? Ответ однозначен.

Глобализация образования. «Учебный курс» — рыночный товар. Сложность в том, что его не очень просто «овеществить» и сделать более-менее типовым и массовым. Однако в последние столетия очевидна тенденция — создание обучающего конвейера не только в средней, но и в высшей школе. И успехи налицо.

Но и это еще не все. Появился новый канал доставки курсов обучения — теперь не обязательно вести «свое тело» в университет, а можно обучиться дома или на работе. Интернет дает новый мощный ресурс развития для массовых образовательных продуктов. Не за горами возникновение транснациональных корпораций (ТНК) и в сфере образования. Со всеми вытекающими последствиями.

Посмотрите: чем MIT — не ТНК? Смотрите, какая финансовая мощь у этой «образовательной корпорации»! Видите, какой новый подход — выложить все курсы бесплатно в Интернет! В таком случае идеальность процесса и результата обучения повышается для учащегося в любой точке Земли. Причем в ближайшее время закономерно произойдет смена и перераспределение функций у преподавательского состава, например, будет происходить вытеснение человека из преподавательского процесса, особенно для «стандартных курсов». Будут подготовлены качественные мультимедийные курсы, а это дешевле, чем повысить квалификацию армии преподавателей.

Выкладывание контента в свободный доступ — это хорошо и, кстати, совпадает с мнением ученых MIT, которые «не рассматривают процесс обучения просто как передачу информации от учителя к ученику». Поэтому все, что связано с передачей информации — в свободный доступ! А на чем тогда будут зарабатывать? Очень вероятно, что будут зарабатывать на «активном процессе, в ходе которого люди приходят к новому пониманию окружающего их мира, познавая новое, исследуя, обсуждая». Обратите внимание, что такой подход обязательно потребует изменения технологии обучения и смены бизнес-модели по продаже образовательных услуг MIT. И объективно такую модель сконструируют и внедрят. Что, в конечном счете, приведет к переделу мирового образовательного рынка и — с ростом рыночного спроса — к превращению данной отрасли в суперотрасль и появлению в ней новых крупных эффективных игроков и вымиранию неэффективных.

Создание корпоративных обучающих структур. В США 62% предприятий численностью свыше 1000 человек уже внедрили у себя системы электронного дистантного обучения. Так, IBM перевела примерно половину корпоративных курсов в электронный формат и снизила расходы на обучение за год примерно на $400 млн. В России такие системы используют пока очень мало компаний, в основном крупные («Сибнефть», «Вымпелком», «Юкос», «Вимм-Билль-Данн»), но со временем появятся новые корпоративные университеты. Многие из них — с использованием дистантного обучения.

Непрерывность обучения. В 2000 году в мире почти 50% студентов — старше 25 лет, в то время, как в 1970 году их было только 25%. Жизнь выдвигает требование — учиться в течение всей жизни. Поэтому большинство людей сами захотят учиться и в течение жизни смогут иметь «пожизненную приписку» к университету или нескольким университетам с обучением, стажировками, получением конкретных и методических советов и т. п. А это уже другая история…

Что вы знаете о Федерации Интернет-образования?

Многое. Федерация и проводимые ею мероприятия и проекты постоянно «на слуху» — надо отдать должное вашей эффективной работе и вашей PR-службе. Ну и конечно вызывает уважение команда, которая реализует Программу; придумывает новые проекты и реализует их на практике. Я же надеюсь, что мы совместно сможем организовать какой-нибудь проект в области образования.

Успехов нам!

Интервью брала Лидия Осико — редактор Проекта Тинэйджер.ру.