Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 11.05.2012]

Главная / Статьи / Теория образования /
Что значит «Уметь учиться»?

«Образование — это то, что остается у человека, когда все выученное уже забыто».

Человек, занимаясь самообразованием, ставит перед собой ряд вопросов и находит на них ответы. Эта статья — мой опыт постановки вопросов самообразования и попытка дать на них ответ. Буду рад, если эти вопросы Вас тоже заинтересуют.

  1. Что есть образование человека? Что значит учиться? Образование — формирование себя как Личности с позиций нравственности и самореализации при условии глубокой заинтересованности в этом. Образованием Человек занимается всю свою жизнь, систематически работая над собой и тем самым познавая себя. Учиться — значит учить себя быть Личностью.
  2. Зачем человеку образование? Чтобы быть Человеком, создающим добро и любовь в себе и отдающим свою душевную теплоту окружающему миру. Человек — духовное нравственное начало. От этого зависит его мировосприятие, мировоззрение и мироощущение.
  3. Что и кто препятствует учению? Сам человек, в первую очередь, препятствует этому. Помехи в учении:
    1. Потребительский подход («Дай мне»). Сделать человека Человеком за него никто не сможет. Передать умения, как авторучку, от одного человека к другому пока невозможно. Здесь важен ответ на вопрос: «Я живу, чтобы есть, или ем, чтобы жить?»
    2. Лень во всех ее проявлениях. Лень в своем пределе — стремление к вечному покою. Только воля Человека позволяет ему творить и созидать.
    3. Утверждение «я все знаю». Окружающий мир бесконечно разнообразен, гораздо сложнее нас устроен. Предел нашего познания определяют только возможности нашего мышления и взаимодействия с миром.
    4. Непонятые или неверно понятые слова. «Определяйте ваши слова — этим вы избавите людей от множества заблуждений» (Р. Декарт). Непонятое слово блокирует все попытки освоить что-либо, включающее это слово в своем контексте. Неверно понятое слово, в конечном счете, приводит к неверному толкованию всей сути вопроса.
    5. Отсутствие четкой цели (целей). Цель определяет результат — «образ» желаемого будущего (ближайшего и отдаленного). Учение без цели напоминает шаманство с бубном — прыгаешь, дергаешься во все стороны и не знаешь, какой результат получишь. Здесь очень важны ответы на вопросы: «Зачем я живу? Зачем я учусь?»
    6. Отсутствие ресурсов (времени, материальных, информационных и др.). Самый ценный, на мой взгляд, ресурс для Человека — время. С другой стороны немаловажно наличие материально-технической и информационной базы. Учиться кататься на коньках, не имея коньков, — занятие неэффективное и дорогостоящее.
    7. Нарушение принципа постепенности («от простого к сложному»). Это все равно, что пытаться управлять автомобилем, не изучив предварительно устройство автомобиля и правила дорожного движения.
    8. Психологическая инерция («должно быть так всегда и никак больше»). Наши привычки, автоматизмы, стереотипы мышления помогают выживать в стабильных условиях, с одной стороны, однако, с другой стороны, в быстро меняющемся мире они снижают эффективность выживания, мешают развитию креативности.
    9. Низкий энергетический потенциал («не хочу и не могу»). Способность делать — это когда человек хочет (заинтересован) это делать и может (проявляет Волю, свой характер) это делать.
    10. Сопротивление окружающей среды («делай как все и будь как все»). «Все так делают, и я так буду делать», — эта фраза «убивает» творчество наповал, разрушает креативность Человека.
    11. Незнание и нежелание познавать самого себя. Мудрецы говорят: «Познавая себя, познаешь Бога». Уверенность в себе и уважение к самому себе возможно развить, только познавая себя через действия.
    12. Отсутствие рефлексии (самоанализ и самооценка). Как узнать, достиг ли я цели (целей) учения, не сравнивая себя с желаемым «образом» в ближайшем будущем?
    13. Психосоматические нарушения (болезни). В здоровом теле — здоровый дух. Развивать интеллект без физической культуры довольно сложно. Все в человеке взаимосвязано: душа, тело и дух.
  4. Как преодолевать препятствия в учении?
    Алгоритм преодоления:
    1. Осознать и найти те препятствия, которые мешают стать Человеком.
    2. Подробно познакомиться с каждым препятствием.
    3. Ответить на вопрос: «Как я сейчас их преодолеваю?»
    4. Выработать для себя методики преодоления конкретных препятствий. При этом в первую очередь нужно решать те задачи, которые наносят максимальный ущерб или решение которых было ранее невозможным из-за отсутствия некоторых ресурсов.
    5. Действовать по методике, познавая себя.
    6. Провести рефлексию (найти и осознать новые проблемы).
    7. Самосовершенствоваться (повторять п.1-п.6)
  5. Чему учиться? Что развивать?
    Чтобы здание не упало и не покосилось, нужно укреплять его фундамент. На мой взгляд, в образовании Человека таким фундаментом являются навыки:
    1. системного творческого мышления;
    2. эффективного общения с людьми и окружающей природой;
    3. эффективного запоминания и забывания;
    4. эффективного самопознания и самоуправления.

    Остальные навыки строятся на базе перечисленных, среди которых в настоящее время (в информационном обществе) важным является быстрый поиск и анализ информации.
  6. Что такое качество образования? Образование есть мера достижения цели образования с учетом того, какой ценой (затраты, потери) она достигнута. Мера, в таком контексте, может быть определена как рационально (например, по различным критериям определяют ЗУН), так и иррационально (плохой/хороший поступок) при условии самопознания через действия.