Интервью (записано в 1998 году)
- Что вы пытаетесь достигнуть, работая с детьми?
В идеале, подчеркиваю, в идеале в результате серьезного обучения ТРИЗ мы хотим воспитать людей, способных к самостоятельной творческой работе высокого уровня. И для этого мало того, что мы называем «сильным мышлением», Необходимо также, как минимум, «длинное дыхание», умение не сходить с дистанции на половине пути.
- Как педагоги-тризовцы контролируют результаты своей деятельности?
Смотря что считать результатом. Мы не проверяли детей по хитроумным тестам, в конце концов, на сдачу любого экзамена или теста можно просто «натаскать». Хотя были попытки тестирования ребят из кружка коллеги учеными из Академии Педнаук. Удивил их не столько очень высокий уровень гибкости мышления детей, сколько то, что ребята по своей инициативе предложили пути совершенствования теста. Результат для нас добротно выполненная творческая работа. Не важно, в какой области знаний это выберет сам ученик. Некоторые ребята имеют в школьном возрасте публикации в серьезных изданиях, некоторые авторские свидетельства и патентоспособные решения. Но главный результат удовольствие от творческой работы и уверенность перед задачей, проблемой: «Я могу!».
- Почему ТРИЗ можно преподавать детям разных возрастов?
Изобретать можно учить в любом возрасте. Важно лишь подобрать соответствующие возрасту объекты изобретений и способы обучения. Так,
малыши-детсадовцы могут изобретать подвижные игры по методике С. Сычева и М. Гафитулина, младшеклассники загадки по методике А. Нестеренко. - Какова оптимальная среда для обучения ТРИЗ школа, клуб?
Говорить об оптимальной среде можно, ясно обозначив цели. Если цель первичное ознакомление с ТРИЗ, она вполне достижима в рамках школьного факультатива. Отдельные элементы ТРИЗ могут быть гармонично вплетены в традиционные предметы физику, химию, биологию, и даже литературу. А вот серьезное освоение ТРИЗ дело не простое. Самый большой и, пожалуй, самый удачный опыт преподавания ТРИЗ детям наработан сегодня в клубном преподавании. Уже появились спецпредметы по ТРИЗ в элитарных школах и в ряде вузов.
- Как вы заинтересовываете детей ТРИЗ?
Лично мой первый опыт прост до банальности: сделал объявление по классам школы, кто пришел тот и пришел. Трое из пятнадцати пришедших отсеялись в течение месяца. С остальными занимался два года, пока не перешел на работу, связанную с постоянными командировками. Но со многими ребятами связь не потерял. Некоторые из них занялись самостоятельной работой, время от времени подходят на консультации.
- Повышается ли эффективность изучения ТРИЗ, если дети дополнительно изучают другие дисциплины: математику, физику и пр. И помогает ли ТРИЗ в изучении других предметов?
Конечно да! Ведь решение творческих задач всегда требует конкретных предметных знаний. Я опрашивал бывших школьников-кружковцев, а ныне студентов: как занятия ТРИЗ повлияли на ваше институтское бытие? Ответы, в целом, таковы: очень помогает привычка к системному анализу, выделению главного, движущих противоречий в любом знании. Но это же и... мешает. Особенно трудно, если в проблемной ситуации преподаватель добивается единственного известного ему ответа, тогда как мы привыкли находить ряд возможных решений.
- Какие учебные пособия по ТРИЗ можно предложить школам и/или родителям?
Большинство книг, выпущенных по тематике ТРИЗ, адресовано инженерам. Издания, предназначенные детям и подросткам, быстро стали дефицитом. Это и переведенная на много языков книга Г. Альтова «И тут появился изобретатель», и «Лестница идей» И. Л. Викентьева и И. К. Кайкова, и методичка «Страна Загадок» А. А. Нестеренко, написанная для воспитателей д/с и учителей начальных классов, и сборник изобретательских задач на основе сказочных сюжетов «Винни-Пух решает вслух» Е. Черниховича. Впрочем, перечислять здесь все книги не будем. Важно другое: книги для детей и педагогов продолжают разрабатываться и издаваться.
- Существуют ли компьютерные программы обучения ТРИЗ?
Специалистами разработан ряд программ, использующих ТРИЗ в качестве поддержки изобретателя при решении сложных нестандартных задач. Пакет таких программ, например, был разработан в Минске в Лаборатории изобретающих машин... Однако это программы достаточно дорогие. Для школ же была сделана простая версия компьютерного задачника «Дебют». В настоящее время И. Л. Викентьевым разрабатывается программа под рабочим названием «Приемы журналистики».
- ТРИЗ и системы альтернативной педагогики есть ли противоречия? Или иначе: возможен ли симбиоз?
Собственно говоря, ТРИЗ это не педагогика. ТРИЗ этот метод создания и совершенствования творческих методик, в том числе, и в области педагогики. И нам, специалистам по ТРИЗ, одинаково интересно как создавать собственные методики, так и совместно с представителями любого альтернативного педтечения, будь то сторонники КСО или педагогической системы М. Монтессори, поработать над увеличением эффективности обучения в рамках соответствующих систем. Лишь бы в конце концов пошло на пользу главным нашим потребителям детям.
- Объединены ли как-нибудь усилия разработчиков методик на базе ТРИЗ или каждый работает в отрыве от других?
Существует Международная Ассоциация ТРИЗ, которая определенным образом координирует работу. Есть и другие формальные и неформальные объединения.
- Как можно пройти обучение по методикам ТРИЗ?
Ознакомление с ТРИЗ и ее различными приложениями можно получить по литературе. Некоторые приложения, в том числе педагогические, разработаны достаточно подробно, чтобы по ним можно было работать. Но серьезное обучение теории возможно только на семинарах.