Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 18.07.2005]

Главная / Статьи / Теория образования /
Решать задачи — не только удовольствие, но и необходимость

Интервью с Анатолием Гином.

Приятно рассказывать о хороших учителях. Каждый новый человек — новая тема, похожая на предыдущую только с
по-разному сформулированным восклицанием: «Как повезло детям, что они столкнулись со столь яркой индивидуальностью! Как жалко, что не все учительские индивидуальности — столь же яркие!»

В интервью с Анатолием Александровичем Гином подобных восклицаний не предполагается. Хотя ученикам его — а работал Анатолий Александрович и с вундеркиндами с
физико-математическим «уклоном», и со студентами, и с педагогами — повезло не меньше. Есть среди них и участники олимпиад самых высоких уровней, и ребята, имеющие публикации в солидных научных изданиях, и серьезные «взрослые» ученые и инженеры, нашедшие себе применение как на просторах бывшего Союза, так и далеко на Западе. И на яркую индивидуальность учителя, при желании, все это можно было бы списать, и завершить статью привычными сетованиями. Но — не нужно. Анатолий Александрович считает себя человеком вполне обычным, а свои педагогические успехи относит не на свой личный счет, а на счет действенной «методики создания методик» — теории решения изобретательских задач. Освоение ее дает возможность, по его мнению, любому нормальному педагогу добиваться весомых успехов. Знакомство с педагогическими технологиями ТРИЗ — так А. А. Гин называет область своей деятельности — происходит в основном на семинарах, проводимых для учителей. Пересказывать содержание семинаров в газете, конечно, не имеет смысла. Зато имеет смысл задать гомельскому
педагогу-изобретателю вопросы, которые подготовят желающих к освоению новых методик.

— Анатолий Александрович, то, как Вы называете свою специальность, подсказывает: Вы владеете неким уникальным знанием в области педагогики. Чем отличается Ваша система от прочих?

— Признаюсь: говорить о полностью разработанной педагогической системе пока рано. Важно то, что ТРИЗ позволяет ее создать. Давайте сначала ответим на вопрос: зачем вообще нужна педагогика? Во-первых, для передачи культуры своей культурной группы (своего народа, страны...) — системы ценностей, основных понятий и технологий. С этой функцией и традиционная, и альтернативные педагогики более или менее справляются. А вот вторая функция — изменение культуры — только начинает осознаваться. Сейчас нужно воспитывать людей, которые смогут решить задачи, нам непосильные. В прежней истории человечества принципиально новых задач возникало сравнительно мало, всегда находилось несколько гениев, которые их решали. Теперь, когда на протяжении одного поколения меняются общественные традиции, когда ритм жизни совершенно иной, чем даже всего 20-30 лет назад, этому нужно учить практически всех. Ведь задачи для нас — не только глобальные проблемы, встающие перед человечеством, но и дела вполне житейские. Вот, скажем, проблема, о которой на днях мне рассказали коллеги из Новосибирска. Автобусы там часто сходят с маршрута и зарабатывают «левые» деньги, а люди в это время мерзнут на остановках. Проконтролировать водителей пытались с помощью системы вроде авиадиспетчерской. С точки зрения радиоэлектроники задача бала решена безупречно, но решение не работает: ночью приемники на столбах просто разбивают. Задача эта — из числа многофакторных, ее нельзя решать средствами только одной науки. А специалистов по решению многофакторных задач у нас нет, их нужно готовить. Некоторый опыт обучения решению таких задач был накоплен в кружках ТРИЗ. Теперь предстоит приспособить его к возможностям школы. Мы не обещаем «коммунизм на завтра», но уверены, что работаем не зря.

— Ваш опыт, наверное, придает Вам уверенность в этом. Но, может быть, дело просто в талантливых педагогах, а ТРИЗ тут вовсе ни при чем? Уйдете из педагогики Вы — уйдет и методика...

— Самое плохое, что мы могли бы сделать — придумать систему, которая работает в одних руках. Мы пытаемся создать технологию, которую можно передать любому учителю, если он этого хочет. Последние три года я занимался курсом педтехники, где систематизированы приемы самых разных учителей-мастеров, легко передаваемые обычному человеку. Туда вошли дидактические приемы, способы управления учебной группой, приемы эффективной организации труда учителя. И не вошел ни один прием, требующий от учителя каких-то особых талантов или умений... Что касается влияния именно ТРИЗ, то тут действует простая закономерность: при прочих равных условиях введение обучения ТРИЗ сразу же делает учеников лучшими решателями.

— По-вашему, это очень большое удовольствие — непрерывно решать задачи?

— Спросите еще: зачем вы делаете из детей компьютеры? Мы не делаем компьютеров, «тризовские» дети обладают теми же человеческими эмоциями, что и остальные. Но когда человек сталкивается с «компьютерными» задачами, он должен справляться и с ними. Вопрос не в том, решать или не решать, а в том, решать хорошо или плохо. Вообще «не решает» только спящий...

— Ну, как же: говорят ведь об интуитивном творчестве, когда результат заранее не предвидится и план не продумывается...

— Если есть люди, которые хотят и умеют работать так — на здоровье. Но очень многим удобнее было бы освоить технологию, а у них нет этой возможности. Кстати, когда я говорю «технология», не надо представлять себе что-то похожее на конвейер. Хорошая педагогическая технология позволяет человеку развиваться в разных направлениях, это некое хорошо организованное пространство, где человек может реализоваться. В простом кружке — минимально работоспособной модели нашей педагогики — дети пишут очень разноплановые работы. Один мой ученик — восьмиклассник — составил авторский сборник задач по физике, теперь учителя переписывают его у меня от руки. Другая ученица озаглавила свой труд «Способы, которыми учителя борются с учениками, а ученики — с учителями». Не надо думать, что творчество — это только музыка и живопись, придумывать новое можно и в «диваностроении».

— А я так и не думала. Даже наоборот: считала, что и педагогика — творческий процесс, во многом зависящий от личности учителя...

— Скажите, когда вы приходите к зубному врачу, вам очень хочется, чтобы результат лечения зависел от его личности, творческого потенциала или настроения? Так же и родители, отдавая ребенка в школу, заинтересованы, чтобы он закончил ее с нормальными интеллектом и психикой, независимо от того, кто его будет учить.

— Теория решения изобретательских задач возникла из анализа развития техники, а теперь применяется к педагогике.
По-вашему, трактор и ребенок развиваются по одним и тем же законам?

— Можно было бы сделать умное лицо и доказать даже это... Содержание методик, которые строятся на основе ТРИЗ в тракторостроении и педагогике, конечно, различно. Оно различно даже в отдельных частях педагогики: преподавать школьникам и студентам — не одно и то же, детей нельзя обучать на чисто технических задачах, им неинтересно, они «голосуют ногами». Мы хотим добиться, чтобы ребенок с пяти лет вырастал с понятиями системного анализа, противоречия, с умением выделять главное — с тем, что мы называем сильным мышлением.

— Имея привычку к мыслительной работе, вряд ли захочешь, фигурально выражаясь, землю копать. Кто будет заниматься этим в подготовленном вами «обществе решателей»?

— Все наоборот: пока мало хороших решателей, будет очень много людей, копающих землю и таскающих на себе мешки. Сделать машину, которая заменит их — задача для решателя, сделать машину, которая будет проектировать такие машины — еще более творческий труд, и так далее. Надо стараться, чтобы люди жили лучше — это единственный надежный способ поднять качество и собственной жизни.

— Наверное, нет педагога, который хотел бы, чтобы его ученики были несчастны. Но одни связывают понятие «лучшей жизни» с осязаемыми достижениями, другие же хотят растить людей, счастливых независимо от достигнутого. Вторая позиция для Вас, вероятно, совершенно неприемлема?

— Мне кажется, это искусственное противоречие. Есть люди, которые счастливы только потому, что травка зеленая и небо голубое — и слава богу, пусть они украшают человечество. Но если бы все человечество состояло из таких людей, оно бы очень скоро вымерло. В массе своей люди страдают, если оказываются несостоятельными, неуспешными как профессионалы. И, кстати, страдают не только сами неудачники: если самый добрый человек на работе гонит брак, то, в конце концов, это ударит и по другим. Можно быть профессионалом и при этом радоваться небу и травке — одно другому не мешает.

— Ваши идеи, наверное, покажутся интересными не только тризовцам. Рассчитываете ли Вы на какую-то помощь извне во внедрении своей технологии?

— Помощи мы и хотим, и боимся: наша технология сложная и должна внедряться постепенно. Когда в политехнических институтах Украины однажды волевым решением «внедрили» ТРИЗ, там вместо ТРИЗ преподавалось неизвестно что. Нам уже приходилось отказываться от помощи государственных структур, поскольку они ждали немедленных результатов. А когда мы предлагали чиновникам самим пройти обучение, чтобы разобраться, с чем имеют дело, — их интерес резко падал. Так что надеемся скорее не на помощь, а на сотрудничество. И готовы сотрудничать с кем угодно, если от нас не будут требовать массовости за счет халтуры.


Интервью взяла Марина Куновская.