Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 20.04.2015]

Главная / Практикум /
Мастерская «Изобретатель» в музеях науки и техники России и мира

Ведущий научный сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев разработал программу занятий с посещением музеев науки и техники для школьников 2-10 классов и их родителей.

На занятиях мастерской дети:

  • узнают о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • участвуют в командной игре «Мозговой штурм»;
  • учатся решать исследовательские и изобретательские задачи;
  • осматривают экспозиции музея;
  • принимают участие в занимательных экспериментах и исследованиях;
  • узнают, как физические эффекты «работают» в различных устройствах;
  • сражаются в командном интеллектуальном соревновании «Креатив-бой».

В рамках данного проекта проведены три 2-х дневные программы с посещением следующих музеев:

  1. Музей «Физическая кунсткамера» г. Троицк (сентябрь)
  2. Музей «Экспериментаниум», г. Москва (ноябрь)
  3. Политехнический музей, г. Москва (ВДНХ) (декабрь)

Типовая2-х дневная программа:

Дата

Место проведения

Мероприятие

Время

1 день

Москва

Занятия проводятся на одной из площадок математического центра «маткласс»

http://www.matclass.ru/

Занятия проводит А. Кавтрев:

  • Беседа: «Что такое ТРИЗ»
  • Игра «Диалог с компьютером»
  • Командная игра «Мозговой штурм»
  • Учимся решать изобретательские задачи  — делаем изобретения
  • Психологическая инерция и как она мешает придумывать новое и нестандартное
10.00- 15.00

2 день

Занятия проводятся в музее

Для занятий в музее необходима аудитория, в которой группами по 5-6 человек можно разместить 20-25 школьников.

  • Экскурсия по музею  — проводит сотрудник музея

Занятия проводит А. Кавтрев:

  • Обсуждение экспозиции  — что видели и что увидели.
  • Подведение итогов самостоятельной работы школьников на основе выданных листов с вопросами.
  • Интеллектуальная игра-конкурс «Креатив-бой». В игре принимают участие команды школьников и родителей.
  • Беседа с родителями о проекте и ответы на их вопросы.

10.00-11.00

11.00-16.00

Примечания к программе:

  1. Темы занятий первого дня рассчитаны на новичков, то есть тех, кто только начинает знакомиться с ТРИЗ. Одна из основных целей первого дня – это наладить групповую работу и подготовить детей к креатив-бою, который проводится во второй день.
  2. На второй день приглашаются также школьники, которые уже были на занятиях мастерской. Практика показала, что многие дети приходят повторно, чтобы побывать в очередном музее и принять участие в креатив-бое.

Фрагменты отзывов школьников:

  • Все очень понравилось. Все было интересно. Мне понравилось решать открытые задачи. Придумывать очень увлекательно.
  • Задачи, которые мы решали, были не простые, и приходилось много думать
  • Похожие задачи могут встретиться в повседневной жизни. Теперь я понимаю, что может быть несколько путей решения таких задач.
  • Я научился нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации.
  • Особенно интересно было работать в группе. Мне было интересно слушать мнение других ребят, развивать их мысли.
  • Я научилась подходить к решению задач с разных сторон и думаю, что это пригодится мне в жизни.
  • Мы научились более креативно мыслить, сплотились в команде и научились не сдаваться и идти до конца.
  • Мы услышали много новых очень интересных идей.
  • Благодаря вам, мы развиваем свои творческие способности, учимся работать в команде, формулировать наши мысли и правильно их излагать.
  • «Креатив-бой» был увлекателен и познавателен. Постоянно царил дух доброжелательного соперничества. Наша команда хотела бы еще поучаствовать в соревнованиях такого типа.

Фрагменты отзывов родителей:

  • Безусловно, от подобных занятий большая польза. Очень понравились групповые формы работы. Обязательно будем применять полученные знания дома и для организации занятий с детьми друзей.
  • Очень понравилась живая творческая обстановка на занятиях. Мы уже пробовали решать открытые задачи дома, но здесь в группах ребятам гораздо интереснее и они придумывают больше вариантов решений. Очень важен позитивный настрой и отсутствие угрозы наказания плохими отметками за неправильный ответ. На этих занятиях очень хорошо раскрылось нестандартное творческое мышление моего ребенка.
  • Наш ребенок обычно дома предлагает много разнообразных идей. На занятиях мастерской он попал в очень благоприятную атмосферу для выдвижения и обсуждения своих идей. Нам очень понравилось.
  • Очень вам благодарен за такую интересную программу. Наконец удалось поговорить с сыном на интеллектуальные темы и даже посоревноваться в рамках креатив-боя.
  • Программа развития нестандартного мышления на основе ТРИЗ, разработанная лабораторией «Образование для Новой Эры», с посещением музеев науки и техники, очень полезна и интересна детям. Ребята попадают в обстановку решения изобретательских задач в командном соперничестве. При этом они получают опыт мыслить нестандартно. Приводя примеры своих решений, они не боятся ответить неправильно — это очень важно, так как детей в школе не приучают рассуждать и предлагать необычные версии. Занятия мастерской помогают детям развить логику и быть более уверенными.Нам очень понравилась эта программа, дети хорошо провели время, а главное, с пользой для себя. Они узнали много нового, обрели новых друзей. Родители тоже были включены в мыслительный процесс, и были рады принять участиев командной игре под названием «Креатив-бой». Очень важно, когда родители живут интересами ребенка.На этой программе есть возможность увидеть своего ребенка со стороны, посмотреть, как он рассуждает и мыслит и даже посоревноваться с ним. Юлия Абрамкина.

Фоторепортаж

Знакомимся и начинаем работу в группах

Мозговой штурм в разгаре

Экскурсия в кунсткамере г. Троицка

Хождение по электрическим лампочкам

Креатив-бой: в командах дети и их родители

Доклад спикера