Ведущий научный сотрудник Лаборатории «Образование для Новой Эры» Александр Кавтрев разработал программу занятий с посещением музеев науки и техники для школьников 2-10 классов и их родителей.
На занятиях мастерской дети:
- узнают о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- участвуют в командной игре «Мозговой штурм»;
- учатся решать исследовательские и изобретательские задачи;
- осматривают экспозиции музея;
- принимают участие в занимательных экспериментах и исследованиях;
- узнают, как физические эффекты «работают» в различных устройствах;
- сражаются в командном интеллектуальном соревновании «Креатив-бой».
В рамках данного проекта проведены три 2-х дневные программы с посещением следующих музеев:
- Музей «Физическая кунсткамера» г. Троицк (сентябрь)
- Музей «Экспериментаниум», г. Москва (ноябрь)
- Политехнический музей, г. Москва (ВДНХ) (декабрь)
Типовая2-х дневная программа:
Дата | Место проведения | Мероприятие | Время |
1 день | Москва Занятия проводятся на одной из площадок математического центра «маткласс» | Занятия проводит А. Кавтрев:
| 10.00- 15.00 |
2 день | Занятия проводятся в музее Для занятий в музее необходима аудитория, в которой группами по 5-6 человек можно разместить 20-25 школьников. |
Занятия проводит А. Кавтрев:
| 10.00-11.00 11.00-16.00 |
Примечания к программе:
- Темы занятий первого дня рассчитаны на новичков, то есть тех, кто только начинает знакомиться с ТРИЗ. Одна из основных целей первого дня – это наладить групповую работу и подготовить детей к креатив-бою, который проводится во второй день.
- На второй день приглашаются также школьники, которые уже были на занятиях мастерской. Практика показала, что многие дети приходят повторно, чтобы побывать в очередном музее и принять участие в креатив-бое.
Фрагменты отзывов школьников:
- Все очень понравилось. Все было интересно. Мне понравилось решать открытые задачи. Придумывать очень увлекательно.
- Задачи, которые мы решали, были не простые, и приходилось много думать
- Похожие задачи могут встретиться в повседневной жизни. Теперь я понимаю, что может быть несколько путей решения таких задач.
- Я научился нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации.
- Особенно интересно было работать в группе. Мне было интересно слушать мнение других ребят, развивать их мысли.
- Я научилась подходить к решению задач с разных сторон и думаю, что это пригодится мне в жизни.
- Мы научились более креативно мыслить, сплотились в команде и научились не сдаваться и идти до конца.
- Мы услышали много новых очень интересных идей.
- Благодаря вам, мы развиваем свои творческие способности, учимся работать в команде, формулировать наши мысли и правильно их излагать.
- «Креатив-бой» был увлекателен и познавателен. Постоянно царил дух доброжелательного соперничества. Наша команда хотела бы еще поучаствовать в соревнованиях такого типа.
Фрагменты отзывов родителей:
- Безусловно, от подобных занятий большая польза. Очень понравились групповые формы работы. Обязательно будем применять полученные знания дома и для организации занятий с детьми друзей.
- Очень понравилась живая творческая обстановка на занятиях. Мы уже пробовали решать открытые задачи дома, но здесь в группах ребятам гораздо интереснее и они придумывают больше вариантов решений. Очень важен позитивный настрой и отсутствие угрозы наказания плохими отметками за неправильный ответ. На этих занятиях очень хорошо раскрылось нестандартное творческое мышление моего ребенка.
- Наш ребенок обычно дома предлагает много разнообразных идей. На занятиях мастерской он попал в очень благоприятную атмосферу для выдвижения и обсуждения своих идей. Нам очень понравилось.
- Очень вам благодарен за такую интересную программу. Наконец удалось поговорить с сыном на интеллектуальные темы и даже посоревноваться в рамках креатив-боя.
- Программа развития нестандартного мышления на основе ТРИЗ, разработанная лабораторией «Образование для Новой Эры», с посещением музеев науки и техники, очень полезна и интересна детям. Ребята попадают в обстановку решения изобретательских задач в командном соперничестве. При этом они получают опыт мыслить нестандартно. Приводя примеры своих решений, они не боятся ответить неправильно это очень важно, так как детей в школе не приучают рассуждать и предлагать необычные версии. Занятия мастерской помогают детям развить логику и быть более уверенными.Нам очень понравилась эта программа, дети хорошо провели время, а главное, с пользой для себя. Они узнали много нового, обрели новых друзей. Родители тоже были включены в мыслительный процесс, и были рады принять участиев командной игре под названием «Креатив-бой». Очень важно, когда родители живут интересами ребенка.На этой программе есть возможность увидеть своего ребенка со стороны, посмотреть, как он рассуждает и мыслит и даже посоревноваться с ним. Юлия Абрамкина.
Фоторепортаж
Знакомимся и начинаем работу в группах
Мозговой штурм в разгаре
Экскурсия в кунсткамере г. Троицка
Хождение по электрическим лампочкам
Креатив-бой: в командах дети и их родители
Доклад спикера