Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 26.05.2004]

Главная / Практикум /

Отчет о семинаре «Решение исследовательских задач в преподавании биологии»


Участники: учителя биологии г. Винница (Украина).
Организатор: Фонд Народного депутата П. А. Порошенко.
Ведущие: А. Л. Камин, Дмитрий Камин, стажер Лаборатории образовательных технологий, практический психолог Луганской городской школы-гимназии №52.

Цели ведущих

  1. Предложить деление задач на закрытые и открытые, привести примеры открытых (исследовательских и изобретательских) задач в области биологии.
  2. Предложить простейшие алгоритмы, облегчающие работу с открытыми задачами.
  3. Научить слушателей составлять открытые задачи из «подручного материала» и вести картотеку открытых задач.
  4. Проанализировать вместе с учителями, на каком этапе развития творческого коллектива находятся образовательные структуры, в которые слушатели включены. Выяснить, насколько эти структуры на сегодняшний день способствуют становлению учеников как творческих личностей. Выработать вместе с учителями возможные стратегии личного взаимодействия с этими структурами.

Результаты

Участники семинара решили более 50 задач, примерно треть из них — самостоятельно. Простейшие из самостоятельно решенных задач решались с помощью 3-ходового алгоритма, остальные — с помощью 7-ходового, образец разбора слушателями задачи по алгоритму см. в приложении.

В последний день работы учителя составили «народный задачник»: каждый участник предложил несколько задач, выполняя требование ведущих: задачи не должны быть опубликованы в сборниках вопросов и задач.

Слушатели семинара были очень активны.

Оба ведущих и некоторые слушатели дали интервью двум телекомпаниям. Статья, написанная ведущими, опубликована в двух местных газетах.

Приложение

Алгоритм решения открытых задач

«Требуются все ресурсы мысли: абсолютная свобода, полная отрешенность от шаблонов, какое только можно разнообразие точек зрения и способов действия».
И. П. Павлов, лауреат Нобелевской премии по физиологии.

0. Подготовка к работе.

Выберите задачу, решение которой Вам неизвестно. Запишите ее условие. Если, прочтя условие, вы поняли, что знаете решение (или сразу догадались до его сути), подумайте, единственно ли оно? Откуда Вы знаете, что оно верно? Как можно было бы проверить его правильность? Нет ли лучшего решения?

Говорят, что раньше йог мог…

Как бы Вы объяснили способность некоторых людей ходить по раскаленным углям? Естественная это способность или сверхъестественная?

1. Системность.

Что входит в исследуемую систему? Из каких элементов она состоит? Что в ней происходит (или должно происходить)? Что именно нужно объяснить?

В исследуемую систему входит человек-исполнитель и угли. Нужно объяснить, почему человек не обжигается, наступая на раскаленные угли.

2. Прием обращения.

Вместо вопросов «Как?», «Почему?», «Возможно ли?» задается вопрос «Как сделать, чтобы?..» (произошло интересующее нас явление).

Как сделать, чтобы человек шел по раскаленным углям и не обжигался?
1. Идти на ходулях или протезах.
2. Поливать ноги водой (как смачивают палец, пробуя горячий утюг).
3. Не чувствовать ожога.

3. Идеальный конечный результат.

Как интересующее нас явление могло бы произойти само собой, без целенаправленного вмешательства?

2.Вода сама собой смачивает ноги.
3. Исполнитель сам не чувствует ожога.

4. Перечисление ресурсов.

Какими ресурсами располагает система? Где в ней или вблизи нее могут находиться интересующие нас вещества?

2. В теле человека много воды (человек более чем наполовину состоит из воды).

5. Перечисление процессов (явлений, взаимодействий).

Какие процессы (явления, взаимодействия) могут происходить в системе? Какие из них могут способствовать интересующему нас явлению?

2. Человек при перегреве может потеть.
3. а) Исполнитель может долго тренироваться до опыта и настраиваться (самовнушение) перед ним.
б) Исполнитель соприкасается с углем на очень короткое время.

6. Формулировка гипотез.

Какие предположения (предложения, гипотезы, версии) можно выдвинуть, отвечая на вопрос задачи, приняв во внимание все предыдущее?

Версия 1. Исполнитель показывает фокус — идет по углям на специальных приспособлениях, незаметных для зрителя.
Версия 2. Исполнитель с помощью тренировки или настройки обеспечивает выделение пота на ноге, контактирующей с углем. Из-за того, что контакт кратковременный, пот в зоне контакта не успевает испариться полностью.

7. Проверка гипотез.

Как можно было бы проверить каждую гипотезу?

Проверка версии 1. Осмотреть ноги исполнителя перед действием.
Проверка версии 2.
а) Прекратив действие, осмотреть ноги исполнителя перед моментом контакта.
б) Установить на месте контакта датчики температуры и влажности кожи.

Как оживить науку о жизни?

«Пациент скорее мертв, чем жив!..»
А. Н. Толстой, «Приключения Буратино».
«Информацией можно считать лишь то, что можно понять»
К. фон Вайцзеккер, немецкий физик.

Дорогой читатель, обратите внимание на парадокс. Дети живо интересуются живой природой, наблюдают за растениями и животными, задают вопросы, делают предположения — но все это до тех пор, пока не начнут изучать биологию в школе.

Почему-то с этого момента у большинства детей интерес быстро пропадает. В чем причина? Как выразился знакомый школьник, дело в том, что школьная биология — это мертвая наука о живой природе. Создатели программ и учебников как будто специально позаботились, чтобы текст воспринимался как полная абракадабра. Чтобы ученик мог получить хорошую оценку, он вынужден зубрить материал, не понимая его смысла.

С нашей точки зрения, причина в том, что учебный материал подается в закрытой форме: вопросы и задачи предполагают единственный возможный ответ.

Можно ли изменить положение? Выход есть; с нашей точки зрения, он состоит в том, чтобы предлагать ученикам не только закрытые, но и открытые задания — допускающие различные подходы к решению и различные варианты ответов.

Если Вы — учитель, сравните два построения урока:

  1. Вы перечисляете способы борьбы с паразитами у млекопитающих, а потом проверяете, как усвоен этот материал.
  2. Вы в начале урока, не объявляя заранее тему, даете исследовательскую задачу:

Задача 1

Натуралистам нередко приходилось наблюдать такую картину: лиса подходит к реке, вырывает из хвоста клочок шерсти, берет клочок в зубы и заходит в реку хвостом вперед. Когда из воды высовывается только кончик лисьего носа и клочок шерсти, лиса отпускает клочок в плавание и выходит из воды. Зачем она все это проделывает?

Затем ученики предлагают версии объяснения странного поведения лисы, эти версии обсуждаются, а затем вы предлагаете ответ, который сами считаете правильным (лиса избавляется от блох). После этого можно поставить перед учениками изобретательскую задачу.

Задача 2

Придумайте как можно большее число способов, которыми животные могут избавляться от паразитов.

Опять же, собираете версии, предложенные учениками, обсуждаете их и только потом, как итог общей работы, даете им базовый материал: способы борьбы млекопитающих с паразитами.

Как вы думаете, какое построение урока интереснее для учеников? В каком случае полученные знания усвоены лучше?

Как всегда на таких семинарах, каждая решенная учительская проблема вызвала к жизни несколько новых. Но учителя, мы надеемся, уже умеют преподавательские проблемы рассматривать как творческие задачи и успешно их решать. Может быть, группа наших слушателей сложится в творческую лабораторию: слушатели будут регулярно собираться, обсуждать возникшие проблемы и находить действенные решения.

Впереди новые семинары, возникла также идея нового проекта «Творческая межпредметная олимпиада».

Из отзывов слушателей

Открытые задачи очень нужны для развития познавательных интересов, для мотивации учебной деятельности, для удовлетворения личностных амбиций школьников. Эти задачи стимулируют самообразование и развивают аналитические и синтетические способности мозга. Семинар для меня полезен тем, что я узнала алгоритм решения творческих открытых задач, накопила подборку задач по биологии. Мы получили толчок для дальнейшей работы по накоплению и созданию творческих задач.
Очень важным было психологическое оформления семинара: мы получили удовольствие от взаимного общения и от общения с ведущими.
Л. В. Друзь, школа № 10, г. Винница.