С 17 по 19 марта 2008 г. ведущий сотрудник ЛОТ Александр Кавтрев провел 12-часовой семинар-тренинг по решению открытых задач для учащихся 8 классов гимназии 1587 (г. Москва).
В рамках семинара учащиеся занимались решением открытых задач по биологии и экологии, физике, химии и технике.
При решении задач учащиеся работали в малых группах, что позволяло им поделиться мнениями и обсудить возможные варианты решений.
Из отзывов учащихся:
Очень понравилась работа в группе, ведь можно посоветоваться, выбрать наиболее правдоподобный ответ, возможно, подискутировать.
В ходе семинара учащимся был предложен алгоритм, позволяющий:
- подойти к задаче системно,
- выдвинуть ряд гипотез,
- с большей вероятностью выйти на решение.
Из отзывов учащихся:
Работа с алгоритмом очень помогла организовать мышление, направить мысли в одну (чаще правильную) сторону.
Алгоритм мне очень помог. Сразу в голове возникает много гипотез, идей.
Работа с алгоритмом мне не понравилась — это скучно, но полезно и я, конечно, взяла эту работу на заметку.
Отзывы учащихся о семинаре-тренинге
В будущем хотелось бы попасть на семинар еще раз, но пройти уже на уровень выше в решении задач.
Из семинаров я взяла многое: я научилась работать системно и искать в задачах и жизненных ситуациях нестандартные варианты решения.
Занятия очень помогли мне для решения нестандартных задач, теперь мне ясно, что задачи можно решать другими способами чаще всего, отталкиваясь от знаний по физике и биологии.
Семинар очень интересный, масса эмоций, много тем для размышления. Много новой информации. Часто понимаешь, но не можешь сформулировать мысль, но с каждым разом получается все лучше и лучше. По некоторым темам возникает желание узнать больше, приходя домой часто лезешь в Интернет или энциклопедию.
Мне очень понравилось! А главное, что это помогает. И есть реальные результаты!
Примеры решенных на семинаре открытых задач:
Биология и экология
- Стайные рыбы иногда образуют огромные косяки толщиной до 10 метров и площадью 15–20 квадратных километров — это десятки миллионов рыб. При этом косяк может вести себя как единое целое. Каким образом рыбы в косяке координируют свои движения?
- Известный английский фотограф Дэвид Бейсон выпустил серию плакатов в защиту животных, чьи кожи используются для изготовления одежды. Плакаты были снабжены оригинальными надписями, после прочтения которых у многих модниц пропало желание носить кожаные пальто. Предложите варианты таких надписей.
Задачи из книги Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач: для сельской школы. М.: Народное образование, 2007.
Физика, химия и техника
- Известный физик Вольта, работая над созданием источника тока, ставил следующий опыт: он прикладывал в одном месте своего языка железную пластинку, а в другом — золотую или серебряную монету. Затем он соединял оба металлических тела проволочкой. При этом Вольта чувствовал кислый вкус. Из экспериментов с электрофорной машиной Вольта знал, что такой кислый вкус вызывается электричеством. Почему электричество вызывает во рту кислый вкус?
- Почтовый голубь по кличке Билли сбился с курса и по ошибке совершил… трансатлантический перелет. Голубь стартовал в северной Франции и должен был приземлиться в Англии. Но где-то над Ла-Маншем Билли сбился с курса, пролетел 5,5 тысяч километров совсем не в ту сторону и приземлился в Нью-Йорке. По мнению орнитологов, это уникальный случай, хотя они отмечают и другие случаи потери ориентации у птиц. В Англию голубь вернулся на борту самолета. Каким образом птицы ориентируются при дальних перелетах? Какие причины могли заставить голубя сбиться с курса?
- В 1931 году покой новозеландской глубинки нарушили странные и пугающие события: хлопчатобумажные брюки фермеров, в которых они работали на полях, стали взрываться. После первых достаточно редких случаев, о которых газеты сообщали как о непонятном курьезе, страна вскоре оказалась охваченной «эпидемией» взрывов фермерских штанов. Некоторые штаны взрывались на бельевой веревке при сушке после стирки, другие — когда их сушили после дождя, повесив перед камином. Бывали даже случаи, когда штаны начинали дымиться прямо на своем владельце. Необъяснимые взрывы штанов приводили фермеров в ужас. Допустим, вам предложили выяснить причину взрывов. Какие вопросы вы бы задали фермерам? Какие бы провели исследования?
Задачи из рукописи готовящейся к изданию книги: Гин А.А., Кавтрев А.Ф. Творческие задачи по физике и технике.
См. также:
Семинар-тренинг в московской школе № 1037
Отчет о семинаре в лицее «Подмосковный»