Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 11.03.2014]

Главная / Практикум /
Отчет о проведении недели «Креатив-боёв» в школе №36 г. Пензы

В рамках работы пилотной площадки проекта «Школа креативного мышления» с 25 по 29 ноября в школе №36 г. Пензы прошла неделя «Креатив-боёв» по методике Анатолия Гина и Александра Кавтрева1.

«Креатив-бой»  — это интеллектуальное командное соревнование. В качестве заданий в «Креатив-бое» предлагаются открытые задачи. Участникам «боя» требуется не только и не столько эрудиция (знание фактов или событий), сколько умение объединять самые разные знания и творчески их применять. В одном бое они могут столкнуться с задачами, для решения которых необходимы знания из физики, биологии, химии, техники, а также разнообразные бытовые знания.

За неделю было проведено 10«креатив-боёв», в которых участвовали ученики 3-8 классов, креатив-театр для учеников 2 классов, а также конкурсы «Рисуем открытую задачу» и «Самое красивое решение открытой задачи».

Всю неделю в школе царила атмосфера творчества, любопытства, открытий. В первых играх «Креатив-бой» участвовало 8 (4+4) команд, в каждой по 5 участников из 3-4 классов и команда родителей. Затем эстафету приняли бойцы 5-6 и 7-8 классов и завершилась неделя финальной встречей детей с командой молодых педагогов.

Жюри «Боя» состояло из экспертов  — учеников 10 класса, которые оценивали качество предложенных ответов, полноту их обоснования, а также оригинальность решений.

При подборе задач для проведения Креатив-боёв были использованы пособие А.А. Гина «Приёмы педагогической техники», учебно-методическое пособие А. А. Гина и Ирины Андржеевской «150 творческих задач о том, что нас окружает», «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» А. А. Гина и задачи с сайтов. Задачи выбирались с учётом знаний, которыми владеют дети: для младших классов задачи о животных и растениях, а для ребят старшего возраста задачи, для решения которых можно блеснуть знаниями физики, химии, экологии.

Специфическим методом проведения «Креатив-боя» был «Креатив-театр». Задания были представлены в виде сценок  — открытых задач, которые разыгрывали сами ребята. Учащиеся 2-х классов решали задачи и представляли свои решения в виде сценок.

фотосборка креатив-театр

Примеры открытых задач для учащихся 2-х классов: «Фею обижать нельзя»

В прекрасном сказочном лесу жила добрая Фея. Она следила за тем, чтобы в их лесу всем обитателям было хорошо. Но вот однажды в лес пришёл мальчишка из соседней деревни и стал вести себя грубо: рвал и топтал цветы, пугал и дразнил животных, шумел и кричал. Тут неожиданно для себя он увидел Фею, которая была занята и не замечала мальчика. Он схватил Фею за руку и потребовал показать, где в лесу зарыт клад. (Ведь все знают, что Феи прячут сокровища в земле). Фее совсем не хотелось помогать грубияну, но он не отпускал бедняжку. Ей пришлось показать цветок, под которым был зарыт клад. Мальчишка отпустил Фею и начал рыть землю руками. Почва оказалась слишком плотная и твёрдая. Он принял решение принести лопату из дома. Но, чтобы не забыть, где копать, перевязал цветок на этом месте ленточкой и убежал в деревню, взяв с Феи обещание, не трогать ленточку.

Фея обращается к зрителям с просьбой помочь ей. Как сделать так, чтобы, не трогая ленточку, запутать мальчика и не отдать ему сокровище.

Варианты ответов детей.
Привязать такие же ленточки на другие цветы.
Вырыть клад самой.
Перевязать ленточку на другой цветок с помощью волшебной палочки.
Переместить клад в другое место.
Наколдовать ветер, который унесёт ленточку в другое место.
Позвать на помощь птиц. Они перенесут ленточку.

«Невеста по жребию»

Жил-был царь. Были у него красавицы дочки. Однажды к царю с докладом явился звездочёт. Он сказал, что звёзды ему показали, что царь потеряет своё царство-государство, если выдаст замуж хоть одну из своих дочерей. В это время во дворец приезжают свататься несколько принцев. Царь со звездочётом решают предложить им испытание. Нужно достать из золотого сосуда один из двух камней (белый или красный). Если царевич вынет красный  — быть ему изгнанным с позором, а если белый камень  — будет свадьба. Только придумали они одну хитрость: в сосуд положить два красных камня. Первый принц вынул красный камень, но понял всю хитрость. Он предупредил другого принца о ловушке. Второй принц задумался, как обхитрить царя и взять в жёны понравившуюся принцессу.

Принц обращается к зрителям за помощью.

Варианты ответов детей.
Взять заранее с собой белый камень. А в сосуде незаметно поменять камни и вынуть нужный.
Намазать одну руку белой краской и побелить один камень.
Вынуть из сосуда один камень, но, не показывая его, сразу выкинуть в окно. В сосуде останется красный камень, значит, выброшен был белый.

Для Креатив-боёв командам 5 и 6 классов были предложены в каждом туре две задачи (одна о растениях, вторая связана с животными). Оживлённее и с большим количеством разнообразных идей шло обсуждение задач о животных. Ребята из 7-8 классов объясняли непонятное поведение животных, изобретали технологии уничтожения токсических отходов производства и технологии изготовления конфет, наполненных шоколадно-ягодным сиропом.

Примеры открытых задач для учащихся 5-6-х классов:

Ёж в яблоках

Многим с детства знакома картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несёт? Ведь на зиму ежам запасы не требуются. Всю зиму они, как и медведи, спят. Более того, зоологи утверждают, что яблоки ежи вообще не едят  — они насекомоядные! Интересно, что из множества яблок ежи выбирают самые кислые или дички. Зачем ежам яблоки?

Варианты ответов детей.
Дверь в норке для сохранения тепла.
Дополнительная защита, а может он прячется.
Яблоко будет гнить, появятся мушки, а ежи их едят.
В кислых яблоках много витаминов, несёт витамины своим детям.
Нравится добывать яблоки  — это его игра.
Сок из яблок течет на кожу и помогает вылечить его от всех кожных болезней. Чем кислее, тем лучше.

Контрольный ответ:

Ежи натыкают на иглы кислые продукты, чтобы продезинфицировать иглы. По мнению жюри, лучший ответ — последний.

Откуда рыба в пруду?

В большом городе в центре жилого микрорайона был котлован, где брали песок для строительства. После окончания застройки котлован заполнили водой  — решили, пусть будет искусственный водоём, место отдыха горожан. К изумлению жителей, на следующий год у водоёма появились рыбаки  — мальчишки и взрослые приносили домой плотву карасей, ёршиков. Многие решили, что это рыболовы-любители выпустили в водоём мальков или рыбью икру. Но оказывается, в глухих изолированных водоёмах, возле которых не бывает людей, тоже водится рыба.

Откуда берётся рыба в закрытых прудах и водоёмах?

Варианты ответов детей.
Торнадо принес.
Рыба из икры берётся, а икра может быть в песке (песок с икрой). Не было воды, не было условий для появления из икры рыбы.
Мужчина нёс из зоомагазина рыбу в пакете, пакет порвался.
Чайка летела и выронила рыбу.

Контрольный ответ:

Рыбы достаточно быстро заселяют все подходящие водоёмы. Они откладывают икру на траву и другую растительность на мелководье. Плавающие и ныряющие птицы задевают лапками или другими частями тела за траву, икринки прилипают к ним. Птицы летят на другие водоёмы. И там происходит всё наоборот  — икра, смоченная водой, снимается при касании за растительность или другие твёрдые предметы.

Какие деревья любят молнии?

«Бой» между командами — победителями «Умники» (5в класс) и «Высшая лига» (6а класс).

Известно, что молнии чаще ударяют в высокие деревья, особенно отдельно стоящие. В грозу нельзя прятаться под дубом, тополем, елью, сосной. Реже молния ударяет в берёзу и клен, почти невероятно, чтобы она ударила в кустарник.Почему молнии «выбирают» одни виды деревьев чаще, чем другие?

Варианты ответов детей.

«Умники»

Потому что молнии выбирают деревья, где много влаги.

Потому что они высокие и объёмные.

«Пяточки» (вне «боя», очень хотели продолжить игру)

Деревья с глубокими корнями.

Деревья, которые электролизуются

«Высшая лига»

Молнии достают до высоких деревьев.

При грозе большая часть воды падает на высокие деревья. Молнии притягиваются к мокрому.

Энергия одних деревьев больше, чем у других.

Контрольный ответ:

Молнии чаще попадают в деревья, электрическое сопротивление которых меньше. Деревья, наиболее вероятно поражаемые молнией, имеют большие, глубоко проникающие в почвукорни. Толстые корни являются лучшими проводниками, чем мелкие, — в них больше влаги, они имеют большую площадь соприкосновения с землёй.

Животные на шоссе.

«Бой» между командами — победителями «Умники» (5в класс) и «Высшая лига» (6а класс).

Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе. Исключить такое перебегание, построив забор на протяжении всего шоссе — нереально. Как предупредить животных о приближающейся автомашине?

Варианты ответов детей.

«Умники»

Поставить фонарь с ультрозвуком и светом. Машина освещает фонарь и он начинает работать, они (животные) пугаются.

«Пяточки»

(вне «боя», очень хотели продолжить игру)

Животные бояться резких громких звуков. Можно было бы поставить столбы с мегафонами. Из этих мегафонов будут издаваться громкие звуки.

«Высшая лига»

Поставить фонари.

Автомобили должны быть с включенными фарами.

Посигналить животным.

В конце игры ребята выразили желание поработать в разновозрастной команде и сделать эту игру регулярной.

Фрагменты отзывов ребят о решении открытых задач:

Что было интересного?

  • Сами задачи были интересными.
  • Замечательные креативные задачи.
  • Занимательные задачи, которые помимо мышления, развивают фантазию.
  • Задачи были продуманными и логическими, их интересно было решать, особенно в команде.
  • Всё было интересно, но больше всего мне понравились версии ответов на открытые задачи.
  • Искать ответы на вопросы задач.
  • Сравнивать свои решения с другими.
  • Понравилось, что все могли высказывать свои версии, рассуждать над задачей, искать креативные и научные ответы.
  • Были очень интересные задачи, скорее хотелось узнать правильный ответ, также было соперничество. Кто же победит?
  • Командная работа, само обсуждение и ответы, которые получались.
  • Работа в коллективе, соревнование с учениками разных возрастов и даже с учителями, обсуждение с ведущим.

Что было трудно?

  • Не сказать, что трудно, но иногда нелегко было привести команду к тишине и действовать сообща, но мы работали над этим. Иногда, было нелегко найти верный ответ, больше было оригинальных.
  • Думать какой ответ правильный.
  • Выбрать самые интересные идеи.
  • Выбирать подходящие версии ответа.
  • Трудно было сработаться, т.к. в нашей команде было много креативных идей у каждого человека.
  • Самым трудным было найти из множества вариантов один (или несколько) правильный.
  • Отвечать на задачи по предметам, т.к. мы не могли так быстро их решать.
  • Трудно было находить ответы на сложные задачи.
  • Обыграть более старших людей, уложиться во времени, придумывать решения некоторых задач.
  • За небольшой промежуток времени давать ответы, слаженность.
  • Выбрать, какие идеи рассказывать, т.к. было очень много интересных идей, которыми хотелось поделиться с ребятами.

Что нового узнали?

  • Много нового из текста самих задач.
  • Я раньше вообще не знала о таком типе задач.
  • Есть задачи, у которых существует не одно решение, даже у самой простой.
  • Что любую задачу можно решить несколькими способами и что задачи и решения могут быть такими интересными.

Чему захотели научиться?

  • Научиться решать такие задачи быстро и верно.
  • Решать задачи и работать в команде.
  • Составлять задачи.
  • Мыслить креативно.
  • Работать слаженно в команде, придумывать такие задачи самой.
  • Быстро и точно решать проблемы в жизни и развивать своё мышление.

Отзывы педагогов, участников финального креатив-боя.

1 Aндреева И. А., учитель русского языка и литературы

Больше всего мне понравилось то, что открытые задачи заставляют думать. Я — учитель литературы, и мне приходиться редко задумываться над тем, как сделать абсолютно круглое отверстие в резиновом шланге или как установить места микротрещин в газопроводе, а следовательно, многие знания покоятся мертвым грузом, т.е. они не работают, а таким знаниям грош цена. Креатив-бои заставили меня несколько иначе посмотреть не только на преподавание моего предмета, но и вообще на мир вокруг меня. Действительно, мир постоянно предлагает нам огромное число задач, но не всегда мы видим, как их решить с наименьшими затратами ресурсов, с большей выгодой для себя.

Особенно мне было интересно играть с учащимися, т.к. сама система проведения креатив-боя убирает это обычно ощущение дистанции между учителем и учеником. Креатив-бои сближают и сплачивают коллектив.

Поскольку открытые задачи и их решение в системе креатив-боев сближают, я хочу использовать их во внеклассной работе. Детям нужно показывать, как это здорово — что-то знать, что-то узнавать. Они должны понять, что сам процесс размышления — наслаждение, что мозг не должен ржаветь. И, конечно, на внеклассных мероприятиях дети не ограничены оценкой, а значит, более свободны в размышлениях.

Кроме того, в планах у меня искать открытые задачи, связанные с моим предметом (не только из жизни великих людей, которых много, но и связанных с самой литературой).

Надеюсь, у меня получится!

2 Тимаева Н.В., учитель математики.

Мне было интересно. В течение боя было всё — и легкая борьба, и сильное желание преодолеть стереотипность своего мышления и найти нетривиальное решение задачи, и огромное удовольствие от необычной формы общения с коллегами и учениками. Это было пространство, наполненное Творчеством.

На мой взгляд, креатив-бои — это шанс показать себя, свою «творческую жилку», нестандартность мышления. Это возможность понять ценность работы в команде, раскрыть «старых знакомых» с новых сторон.

Пока не могу сказать, что буду использовать открытые задачи на уроках математики, но время покажет.

3 Куницина Е.Н., учитель начальных классов.

О решении открытых задач я подробно узнала в ходе подготовки детей к креатив-боям. Оказалось, что этот вид работ мы с ребятами выполняли и раньше на уроках литературного чтения, просто не знали, что этот метод рассуждения носит такое название. После того как я узнала о ТРИЗ-педагогике, о методах и приёмах, которые можно использовать, наши занятия стали проходить намного интереснее, а дискуссии стали носить более продуктивных характер. Например, при изучении басни «Ворона и лисица» И.А. Крылова детям был предложено подумать «Если бы ворона была сообразительной, то …». Для поиска ответов мы использовали метод «системный оператор». Результаты превзошли мои ожидания.

В ходе таких занятий ребята начинают более тонко понимать литературное произведение, понимать, что они тоже могут творить и вмешиваться в ход событий, менять, не бояться мыслить и рассматривать проблемы с разных позиций. А это им очень пригодится в жизни….

Кроме решения открытых задач на «Креатив-боях» у всех ребят школы была возможность попробовать свои силы в индивидуальном творчестве. Для этого были проведены конкурсы «Самое красивое решение открытой задачи» и «Рисуем открытую задачу».

Авторы отчёта:

Афтаева Елена Константиновна (учитель химии и биологии),

Васильева Ольга Эдуардовна (учитель географии).


1 «Креатив-бой»: как его провести: методическое пособие для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования/ Анатолий Гин, Александр Кавтрев, -2-е изд, — М.: ВИТА_ПРЕСС, 2012

фотосборка

фотосборка

фотосборка

фотосборка финал