Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.10.2008]
[Обновлено 18.11.2009]

Главная / Книги /
Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

КАК ВЫГЛЯДИТ СЛОН! СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Первыми сегодня в классе появились Таня, Миша, Дима, ставшие за эти дни неразлучными. Прошлись, как обычно, вдоль стен и замерли: рядом с плакатами — репродукции странных картин. Фантастические уроды и демоны, химеры, картины адских пыток вперемежку со сценками городской или деревенской жизни, вселенские катаклизмы с тщательной прорисовкой деталей, невиданные сочетания красок... Это работы нидерландского живописца Хиеронимуса Босха, одного из самых загадочных художников XV века. Ребята заинтригованы: зачем картины? Но речь пока о другом. Несколько лет назад на одном заводе проходило обучение ТРИЗ. Как обычно, после учебных задач перешли к нерешенным производственным проблемам. Одну из них не могли решить уже много лет.

Задача 7
Детали, получаемые литьем в земляную форму, нужно потом очищать от приставшей горелой земли. Делают это с помощью сильной струи воздуха. Получается неплохо, но есть недостаток: подхваченные струёй песчинки взлетают в воздух, засоряют атмосферу цеха. Нужно бы поставить воздухоочистные установки, но участок старый, для них совершенно нет места... Как быть?

К удивлению слушателей, вместо того, чтобы сразу приступить к решению задачи с помощью ТРИЗ, преподаватель стал расспрашивать их о...

    — Как вы думаете, о чем он их спрашивал? Ребята, немного загипнотизированные картинами Босха, отвечают сначала не очень активно, но вскоре на нас обрушивается шквал вопросов:
    — Какая это деталь?
    — Сколько она весит?
    — На каком заводе это происходило? И еще масса вопросов, совершенно бессистемных и, как правило, несущественных...

А о чем спросил бы опытный изобретатель? Его мышление отличается особенностью, которую называют системным подходом. Обычно, когда хотят улучшить какую-то деталь или машину, сосредоточивают все внимание на ней. Она перед глазами как на экране: яркая, объемная и... неизменная, не поддающаяся совершенствованию. А в голове опытного изобретателя горят десятки экранов одновременно, как на мониторе телережиссера, на каждом экране — своя картинка, но все вместе они представляют машину с разных точек зрения. Допустим, нам нужно усовершенствовать автомобиль. Вот он перед нами на центральном экране. А вокруг него — другие экраны, поменьше. Вот группа экранов, на которых видны узлы и детали — подсистемы автомобиля. А вот экраны, на которых наш автомобиль представлен как часть некоторой более общей системы (надсистемы) всего автомобильного производства или системы дорожного движения. Целая серия экранов показывает, какие процессы идут внутри автомобиля, как превращается энергия топлива в механическую энергию движения. А на этом экране постоянно идет кинофильм, где показывают историю автомобиля — от старинной кареты до «жигуленка», и можно даже разглядеть неясные контуры автомобиля будущего. Такую систему Г. С. Альтшуллер назвал многоэкранной схемой талантливого мышления.

Практически все современные системы сложны, включают в себя множество подсистем, связанных друг с другом. Связи эти разветвленны и запутанны, поэтому изменения в одной части системы неминуемо отражаются на других ее частях. Вот и получается, что улучшить работу какой-либо ее части можно, совершенствуя не эту часть, а совсем другую, и главное увидеть, какую именно — для этого и нужны все эти экраны. Трудно ли научиться такому мышлению? И опять так же, как и в случае с диалектикой, оказывается, что были в истории человечества времена, когда весь мир представлялся единым таинственным механизмом, все части которого связаны незримыми нитями. В основе средневекового мировоззрения лежала идея о божественной сущности всех вещей и явлений. Поэтому совершенно естественной казалось связь судьбы человека со звездами, а астрология была важнейшей наукой. ...Четыре планеты подчиняют себе каждая один из главных природных элементов или стихий: землю, воду, огонь, воздух. Стихии в свою очередь оказывают влияние на четыре человеческих темперамента. Планеты и стихии имеют своих «представителей», «подшефных» среди минералов, растений и животных, которые являются воплощением некоторых человеческих пороков или добродетелей. Вся система мироздания от светил до насекомых замыкалась на человеке, связывала его мистическими связями, предопределяла его будущее...

Картины Босха — яркий пример средневекового системного мышления. За нехитрыми, на первый взгляд, сюжетами скрываются религиозные или космогонические концепции, представления о таинственных связях, тщательно зашифрованные и доступные только посвященным.

Вот, казалось бы, обыкновенная жанровая сценка. Выходит из таверны путник, позади него обычная крестьянская жизнь: на дворе животные — корова, свинья, петух... Но по народным представлениям это не просто животные, а символы нечестивости, человеческих пороков, а в астрологической символике эта картина превращается уже в аллегорию планеты Сатурн, самой несчастливой по тогдашним представлениям планеты, известной своим дурным влиянием на судьбу человека.

Вся эта громоздкая, фантастическая система мышления рухнула вместе с крушением идеи о божественной природе всего происходящего. Распались мистические связи, на смену астрологии пришли настоящие науки, пришли — и разошлись в разных направлениях. И ученые стали часто уподобляться слепцам, которым согласно старинной легенде однажды довелось «познакомиться» со слоном. Один ощупал хобот и потом рассказывал, что слон — это свисающая сверху змея. Другой, которому досталась нога, утверждал, что слон — это толстая колонна. А тот, кого подвели к слоновьему боку, доказывал, что слон похож на каменную стену...

Сегодня системный подход возрождается на новой научной основе. Появилась наука «Системный анализ». Многое в ней еще не ясно, ученые не договорились даже еще о точном определении, что такое система. Но главное ее свойство очевидно: система обладает неким «системным» свойством, которого нет у ее частей. Например, система «самолет» обладает свойством летать. Однако ни мотор, ни крыло, ни фюзеляж в отдельности не летают.

Системное свойство может быть полезным, а может — и вредным. Со странным явлением столкнулись в электротехнике на заре ее развития: электрические машины, отлично работавшие поодиночке, быстро выходили из строя при совместной работе. Только глубокое исследование показало, что при неудачном сочетании индуктивности машин и емкости соединительных проводов возникают настоящие колебательные контуры, в которых развиваются резонансные явления, разрушающие машину. Проявилось системное свойство. Но вернемся к нашей задаче про очистку литья.

    — Так какие вопросы нужно задать «хозяевам» задачи?
    — Нужно выяснить, что это за система!
    — Что в ней есть еще, кроме участка, где чистят отливки? Так и было. Преподаватель, задавая вопросы, стал строить системную таблицу: квадратики, связанные между собой линиями. Он выяснил, что участок очистки отливок находится в литейном цехе, где есть и другие участки: вагранки, где плавят чугун, участок разливки чугуна в формы. А в дальнем углу цеха, недалеко от вагранок, стояла установка для очистки печных газов, работавшая с большой недогрузкой.
    — Теперь ясно, что предложил преподаватель?
    — Конечно, очищать воздух от пыли и песка на той установке!
    — Так не бывает! — возмущается Дима. — Неужели они сами этого не видели!

Не видели. Более того, когда начальник цеха по просьбе преподавателя рисовал схему цеха, он даже не упомянул установку. Только когда его спросили: «А что находится в этом углу?», он пожал плечами и со скукой в голосе (был уверен, что эти вопросы не помогут) сказал: «Да тут у нас...» и ошалело посмотрел на преподавателя... Ребята просят еще задачку, но мы предлагаем им поиграть в «системную игру».

    — Как связаны между собой фонарь около нашей столовой и пароход, плывущий сейчас по Черному морю?

Молчание. Приходится в первый раз помочь: фонарь получает электроэнергию от стоящей на Днестре электростанции, а как раз сейчас (вполне возможно!) воды этой реки омывают корабль.
Но это только один вариант. А еще?

Ребята поняли идею игры. Теперь вариантов много:

    — Металлург, который отливал сталь для опоры фонаря, теперь плывет на этом пароходе!
    — Стекла иллюминаторов и фонаря сделаны на одном заводе! И так далее...
    — А вот тридцать лет назад в одном вычислительном центре был обнаружен странный факт, — продолжает Преподаватель. — Электронная машина влюбилась в девушку. Нечего смеяться! Действительно, было замечено, что когда одна из программисток появлялась в машинном зале, ЭВМ начинала ошибаться. Как это объяснить?

Ребята задумались. Легко придумать связь фонаря с кораблем — не проверишь. А здесь нужно проанализировать систему, найти реальную связь. Вообще-то задача очень простая, легко решается методами ТРИЗ, но новички их еще не проходили, а старичкам рекомендовано воздерживаться от подсказок. Новички совещаются, предлагают фантастические варианты: девушка — диверсант; путаются не машины, а обслуживающий персонал при виде красавицы. На ответ выходит Таня. Представив себя на месте девушки, она догадывается, что виновато ее платье. Тогда носили платья из синтетической ткани, на таком платье от трения возникало статическое электричество, сбивающее с толку машину...

    — А как связаны между собой звезда Альтаир и кусок мела? Мы смело задаем этот вопрос, потому что уверены, что связи между любыми объектами непременно найдутся.

Занятие закончено. Со звездой и мелом разберутся на досуге.

ПЕРВАЯ ДИСКУССИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ

(Качества творческой личности)

Солнце еще палит вовсю. На эстраде жарко, в столовой — душно. Поэтому дискуссионный клуб межнаучных контактов собирается за эстрадой, на лужайке в тени яблонь. Первые ряды заняли оперативные группы отрядов. Рядом с ними Советники — преподаватели, помогавшие ребятам готовиться к дискуссии. Ведущий клуба сегодня — преподаватель секции РТВ — предоставляет слово биологам.

    — Николай Иванович Вавилов — выдающийся советский биолог. Внес большой вклад в такие разделы биологии, как эволюционное учение, систематика, биогеография, генетика. Отличался огромной целеустремленностью — еще в детстве решил стать биологом, несмотря на сопротивление отца, готовившего его к коммерческой деятельности. Очень много трудился — по 18 часов в сутки. На зарубежных селекционных станциях, где он работал, после его отъезда служащим давали недельный отпуск. Никогда не «давил» научных противников, наоборот, занимая высокий пост президента академии сельскохозяйственных наук, всеми способами поддерживал их. «Буду рад, если вы меня убедите» — таков был его подход к научным дискуссиям. И вместе с тем — верность своим убеждениям: «Пойдем на костер, будем гореть, но от своих убеждений не отступим»...

    — Жюль Верн в детстве хотел стать моряком. — Это берет слово оперативная группа РТВ, — А стал писателем. Он наносил на глобус маршруты своих героев, и к концу его жизни на этом глобусе трудно было отыскать свободное место! Он изобрел новый жанр — роман о науке, путешествиях и открытиях. Много лет Жюль Берн изо дня в день с пяти до десяти часов утра делал выписки в библиотеке из книг по самым разным областям науки и техники. И до последних дней у него был один режим работы: с утра — писание новых книг, после обеда — правка уже написанных. После его смерти осталась сделанная им картотека — 20 000 тетрадок с выписками по разным вопросам развития науки и техники.

    Географы рассказывают об Алене Бомбаре, не географе, а враче. Бомбар пришел к выводу, что люди, потерпевшие кораблекрушение, гибнут не от недостатка пищи и воды, а от страха, неумения бороться за свою жизнь. Чтобы доказать это, он ушел в плавание на спасательном плотике один через Атлантику. Плавание длилось 65 дней, во время которых Бомбар питался рыбой и планктоном. Он похудел на 25 килограммов, у него развилось малокровие, слезли ногти, но он доказал, что человек может выжить в океане.

    Герой астрономов — Константин Эдуардович Циолковский. В начале нашего века, когда еще и самолетов не было, он заявил, что человек должен выйти в Космос. Над ним смеялись обыватели, но он не обращал внимания и продолжал работать, издавая за свой счет маленькие книжки с первыми математическими выкладками космических путешествий, по которым учились Цандер и Королев.

    Физика Петра Леонидовича Капицу молодая Советская страна послала за опытом и знаниями в одну из самых знаменитых физических лабораторий мира — в Англию, к Эрнесту Резерфорду. После длительной плодотворной работы в Кавендишской лаборатории над созданием сверхсильных магнитных полей любимый ученик Резерфорда вернулся домой, где переключился на другую область — физику сверхнизких температур. И еще раз пришлось ему сменить поле деятельности — на работу со сверхвысокотемпературной плазмой, с электроникой больших мощностей. И каждый раз, начиная практически с нуля, он добивался выдающихся успехов.

    О литовском художнике М. К. Чюрленисе рассказывают ребята из секции искусствоведения и этнографии. Крупнейший музыкант Литвы начала нашего века, закончивший две консерватории, отказывается от почетной должности и поступает в рисовальную школу учеником. Но его картины не находят признания на родине. Чюрленис уезжает в Петербург, где полуголодный, больной лихорадочно пишет сказочно-фантастические картины, в которых слиты воедино живопись и музыка, динамичные, как еще не родившееся кино... Он умер в 36 лет никем не признанный. Но сегодня мир знает великого художника Чюрлениса — открывателя новых путей в искусстве!

    ...Люди, чьи жизни останутся в памяти человечества: путешественники Георгий Седов, Роберт Пири, Руаль Амундсен, ученые Эрнест Резерфорд, Павел Ощепков, Роберт Вуд, Джеймс Максвелл, врачи Николай Пирогов, Игнац Земмельвейс, великие артисты Марсель Марсо, Галина Уланова, Мария Ермолова и многие, многие другие...

Оперативные группы высказались, начинается обсуждение.

    — Сергей Головин, секция астрономии. Я считаю, что главное качество творческой личности — это большая и очень важная для людей цель, как у Циолковского, Бомбара. Чем больше хочет сделать человек, тем больше он сделает.

    — Аня Седова, секция биологии. По-моему, очень большая цель может отпугнуть — страшно, не знаешь, с чего начать. Многие начинали с того, что избирали сначала не столько цель, сколько область, в которой они хотели работать. Например, Вавилов хотел стать биологом. А чем он будет в биологии конкретно заниматься, еще не знал. Да и занимался он потом разными направлениями в биологии.

Начинается спор. Одни считают, что цель сразу нужно ставить большую, другие — что можно начинать и с не очень крупной цели, а потом... Итог обсуждения подводит Советник — преподаватель секции психологии и социологии.

    — Вы напрасно спорите, ребята. Просто есть люди с разным психологическим складом. Одни начнут работать только, если увидят перед собой глобальную цель, иначе им скучно. А другие втягиваются в творческую деятельность постепенно. У них цель — как отодвигающийся горизонт.

Итак, первое необходимое качество творческой личности — важная для людей цель. Назовем ее Достойной целью. А как с другими качествами?

    — Виорика Мустяцэ, секция физики. Я считаю важнейшим качеством творческой личности творческие способности: гибкий ум, развитое воображение, умение наблюдать и анализировать, создавать новое.

    — Таня Демина, секция РТВ. Я думаю, что настоящая творческая личность обязательно должна уметь переносить неудачи и трудности, сохраняя верность избранному пути, как Вавилов, Циолковский!

    — И еще очень много работать, как Жюль Верн, — добавляет Аня.

    — Дима Орлов, секция РТВ. Творческие способности, умение решать творческие задачи — это владение методами изобретательства, создания нового. Каждая творческая личность должна знать ТРИЗ! Эта теория объединяет все необходимое для техники решения изобретательских и творческих задач!

    — Гена Зимин, секция биологии. А талант, интуиция — разве это не важно для творческой личности?

    — А что такое, по-твоему, талант? — встречный вопрос Димы.

    — Какие-то врожденные способности, — пытается ответить Гена, — так сразу и не определишь...

Пояснения дает Комиссар отряда РТВ, студент педагогического института:

    — Сегодня можно с уверенностью сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с этими особыми способностями. Иначе невозможно объяснить, как удается полуторагодовалому ребенку научиться говорить, да еще иногда на нескольких языках сразу! Он сам справляется со сложнейшей работой, слушая нашу речь и постигая ее закономерности.

    — Но если все дети от рождения обладают талантом, почему не все становятся гениями? — удивляется Таня.

    — На этот счет тоже есть интересная гипотеза. Борис Павлович Никитин, много лет занимающийся вопросами развития способностей, считает, что есть оптимальный возраст для развития той или иной способности. Например, овладение речью приходится на полтора — два года. Возраст трех — четырех лет благоприятен для развития музыкальных способностей и т. д. Творческими людьми, по его мнению, вырастают дети, условия воспитания которых позволили развить способности вовремя. Если же время упущено, утрачивается та или иная способность. Талантливый человек по Никитину — это тот, кто сумел реализовать свои полученные от рождения задатки. Талант — это норма, считает он, а бесталанность — результат неправильного воспитания и обучения.

    — Значит, мы уже не можем стать талантливыми? — растерянно спрашивает Таня.

    — Нет, почему же? С угасанием способностей можно бороться, но стоит это огромного труда. А тем, кто начал вовремя, все дается играючи.

    — А интуиция? — не сдается Гена. — Есть она или нет?

    — Академик Алексей Николаевич Крылов в своей книге рассказал о Петре Акиндиновиче Титове, заведовавшем в конце прошлого века кораблестроительной верфью в Петербурге. Не имея даже диплома сельской школы, он был уникальным специалистом своего дела. Бывало так:

    — Ну-ка, давай считать какую-нибудь стрелку или шлюпбалку, — предлагал он Крылову. По окончании расчета он открывал ящик своего письменного стола, вынимал эскиз и говорил:

    — Да, твои формулы верные: видишь, я размеры назначил на глаз — сходятся.

    — Интуиция? Да. Но что же это такое? Да именно то, чем наделен малыш, учащийся говорить, — умение подметить и использовать скрытые закономерности, которые не можешь выразить словами. Эти закономерности целенаправленно использовал Крылов, когда считал балку, и неосознанно, но совершенно точно — Титов, назначая размеры «на глазок». А вот там, где нет закономерностей — в игре в рулетку, например, — никакой интуиции не бывает. Именно те области, где человеку помогает интуиция, могут быть превращены в науку. Интуиция — признак скрытых закономерностей, их нужно выявить и научить каждого ими пользоваться не интуитивно, а осознанно. На этом основана ТРИЗ, — говорит ведущий.

К ТРИЗ в летней школе относятся с уважением. Слова просит Саша Постолаке, секция математики:

    — Мы слышали от ваших ребят, что ТРИЗ учит решать творческие задачи, воспитывает творческие способности. Но ведь она появилась недавно. А раньше можно было учиться творчеству? Хотя бы на интуитивном уровне?
    — Можно было. В истории человечества есть могучая школа творчества, зародившаяся вместе с человеком. Это искусство. Роли искусства в истории мы посвятим отдельную беседу.
    — А вдохновение? — спрашивает Саша. — Все поэты и художники говорят о вдохновении. У Пушкина даже такое стихотворение есть.

«Вдохновение обычно возникает в процессе упорного, напряженного труда. Вдохновение ошибочно считают возбудителем работы. Вероятно, оно является в процессе успешной работы, как следствие ее», — так говорил Горький.

Из столовой пришли звать дежурный отряд накрывать на ужин. Но ребята не хотят уходить с заседания, пока не будут подведены итоги дискуссии. Это делает ведущий.

    — Из того, что здесь было сказано, можно заключить, что творческая личность должна иметь Достойную цель, уметь работать и решать свои задачи, не смиряться под ударами судьбы. Четыре качества. Но есть еще два, о которых говорилось либо вскользь, либо не говорилось вообще.

Рассказывая об Амундсене, ребята упомянули, что он четко планировал свое будущее, буквально по годам, месяцам и строго следил за выполнением планов. Это очень важное качество для большинства творческих личностей. Путь к цели разбивается на ступени, которые осваиваются постепенно, возникает программа по достижению цели, выполнение которой тщательно контролируется.

Еще одно важное качество — результативность. О нем почти ничего не говорили, оно как бы подразумевалось. Но оно обязательно, должен быть налицо творческий результат, а не благие намерения. Таким результатом были научные труды Вавилова и Циолковского, десятки томов Жюль Верна, сам факт выживания в одиночном плавании через Атлантику Алена Бомбара.

Обязательны ли все шесть качеств? Это зависит от уровня творческой личности. От низшего — человек однажды проявил какие-то, творческие качества, решил, например, задачу, до высшего, когда вся жизнь человека — сплошное творчество, все качества работают с максимальной эффективностью. Интересно изучать и тех, и других. Почему вдруг творческие черты проявились в человеке? Почему они угасли? К сожалению, очень мало в истории человечества творческих личностей самого высшего уровня, таких, как Владимир Ильич Ленин, Леонардо да Винчи...

Вечерние размышления

Скоро полночь. Отгремела дискотека, закончился традиционный разбор дня. Мы обсуждаем итоги первой дискуссии. Ребята в обсуждении участвовали активно, хотя и не все. Нужно попытаться и этих, пассивных, включить в работу, но как? Пока не ясно.

В целом дискуссия, пожалуй, получилась. Для нас это очень важно. Ведь овладение методами поиска нового еще не делает личность творческой. Наоборот, вооруженный современными приемами жулик, мещанин, властолюбивый маньяк станут только опаснее. Наша цель — не просто научить ребят решать задачи, но, в первую очередь, воспитать в них ростки Творческой Личности, для этого и нужны дискуссии, беседы. Но почему дискуссии? Ведь мы уже знаем, каковы качества творческой личности, можем привести множество примеров куда убедительнее ребят. Сэкономить на этом массу времени. Можем... Но встает пугающий призрак скучного школьного урока, на котором в одно ухо вошло, в другое — вышло. А во время дискуссии ребята напряженно слушают друг друга, радуются, когда удается сформулировать что-то новое. Насколько это лучше осознается и запоминается! В принципе это напоминает проблемное обучение, хотя и есть отличия, о которых мы поговорим позднее.

На веранде шум. Дискуссия продолжается в несколько странном направлении: стоит ли женщине становиться творческой личностью... Очень много ребята знают. Читают популярную литературу, смотрят телевизор. Но какая у многих путаница в голове! Хотя понемногу они уже начинают пользоваться понятием противоречия, системным подходом. Они медленно меняются на наших глазах — это так интересно!

Вопросов на дискуссии было достаточно. Но не было одного, которого мы ждали. Никто не спросил, зачем нужно, чтобы все люди были творческими личностями? Может быть, для членов научного общества ответ на этот вопрос очевиден? Ведь они попали в летнюю школу, потому что хотят заниматься творчеством. Или просто не задумываются?

«...Вся история человечества — это история разрушения пирамид, борьба за равные права», — рассуждает судовой врач Прокшин, герой фантастического рассказа «Опаляющий разум» Г. Альтова (это литературный псевдоним Г. С. Альтшуллера). Мы с ребятами читали этот рассказ вчера на пляже.

Сначала была пирамида физической силы: кто сильнее, тот получает все. Она была разрушена. Потом пришел черед пирамиды знатности происхождения, разрушенной буржуазными революциями. Ей на смену пришла пирамида богатства, сметенная в нашей стране социалистической революцией. Но настоящего равенства еще нет, осталась пирамида способностей, закрывающая большинству людей доступ к самой большой в жизни радости — к творческой работе. От каждого — по способностям, каждому — по потребности. Этот лозунг все мы знаем с детства. Но ведь на определенном этапе главной потребностью человека становятся сами способности! Сегодня ясно, что любому потреблению, неважно, материальному или духовному, свойственно насыщение. Рано или поздно надоедает гоняться за полированной мебелью и хрусталем, приедаются путешествия и посещения модных концертов, даже чтение хороших книг, если оно не сопровождается самоусовершенствованием. Единственная ненасыщаемая поребность — творчество, заключающееся не в потреблении, а в отдаче.

Судовой врач Прошкин изобрел способ разрушения последней пирамиды.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ШЕСТОЙ Следующая глава