Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.10.2008]
[Обновлено 18.11.2009]

Главная / Книги /
Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИЗОБРЕТЕНИЕ!

С первыми задачами ребята начали подходить еще вчера. И сегодня каждый торопится высказаться, опасаясь, что его задачу «перехватят». Организуем работу. Сначала задачи из лагерной жизни.

    — Как добиться, чтобы все ложились спать сразу после отбоя? Задача актуальная, но все хохочут, потому что ее поставил Боря — самый злостный нарушитель.
    — Как совместить дежурство в столовой с занятиями? Или как быстро начистить картошку на весь лагерь? Наверное, можно использовать физический эффект с...
    — Нет, сейчас предлагать решения не нужно! Мы только формулируем задачи, решать будем потом — те, которые стоит.
    — У нас на озере нет вышки. Как сделать, чтобы можно было прыгать в воду хотя бы с одного-двух метров?
    — Как придумать оригинальный и легко изготавливаемый костюм для карнавала? Может быть, законы развития техники помогут?
    — Лучше придумаем новую спортивную игру! Предложения следуют одно за другим. Особенно много задач по спорту и уборке овощей, фруктов. Ребята удивлены: оказывается, вокруг действительно полно задач на любой вкус. Первое место за лучшую задачу присудили Алеше. Он нацелился на главное зло летней школы — всюду летающих ос. И предложил два решения. Во-первых, отпугивать ос, достроив веполь — введя второе вещество и поле (ультразвуком!). А второе — если уж оса укусила, то уменьшить вред от укуса. Для этого нужно сделать маленький насосик, вроде шприца, который накладывают на место укуса, и он отсасывает яд. Алеша молодец — придумал самостоятельно устройство, недавно изобретенное во Франции, правда, против ядовитых змей, а не ос.

Второе место заняла идея Тани о создании новых видов синтеза спорта и искусства по типу художественной гимнастики. Как будет выглядеть «футболобалет» или «боксомузыка»? Или, например, «стрелковая живопись»?

А на третьем месте — Дима. Всем понравилась задача — как переписывать магнитофонные записи на одном магнитофоне? Ребята-радиолюбители тут же начали прикидывать, как сделать подходящую приставку. Получается не очень сложно, странно, что до этого раньше не додумались, все бегали друг к другу за магнитофонами.

    — Ну, теперь поизобретаем! — радуются ребята. — А можно получить на то, что мы придумаем, авторское свидетельство? Или патент?

Такие вопросы уже возникали на занятиях, но мы все откладывали разговор о патентной грамоте. Настало время немного познакомить с ней ребят.

    — Кто хозяин изобретения? Изобретатель... Или государство?
    — С древних времен пытались придумать формы охраны прав изобретателя. Ведь изобретатель затратил на создание изобретения время, силы, средства. Было бы справедливо, чтобы он за это получил какую-то компенсацию. Например, в древнегреческой колонии Сибарис повар, изготовивший новое оригинальное и популярное блюдо, получал исключительное право на его изготовление и продажу в течение года. А в привилегии, выданной М. В. Ломоносову на изготовление цветного стекла для мозаики, прямо указывалось: «...дабы он, Ломоносов, якобы первый в России тех вещей сыскатель, за понесенный им труд удовольствие иметь мог...»
    — А разве изобретатели без этой компенсации не изобретали бы?
    — Наверное, изобретали бы. Но человеческое общество стремится стимулировать необходимую для него деятельность. Изобретателю выдавался охранный документ: привилегия, монополия или патент.
    — И еще авторское свидетельство!
    — Верно. Патент дает его обладателю исключительное право распоряжаться своим изобретением. Но в капиталистических странах изобретатель, несмотря на патентное законодательство, практически беззащитен перед крупными фирмами. Кто из вас читал книгу «Брат мой, враг мой» американского писателя Митчела Уилсона? Там очень ярко описана незавидная судьба талантливых изобретателей.

В.И. Ленин, закладывая основы советского государства, позаботился и об изобретателях. Он подписал в 1919 году декрет «Положение об изобретениях», который установил новые, социалистические принципы охраны прав изобретателей. Все технические решения, созданные в нашей стране и признанные изобретениями, объявлялись достоянием республики. За автором изобретения устанавливалось право его авторства, что удостоверялось выдачей ему особого документа — авторского свидетельства. Кроме того, изобретатель имел право на вознаграждение. Но прежде, чем получить охранный документ, нужно, чтобы ваше предложение было признано изобретением. Такое решение в нашей стране принимает Всесоюзный государственный научно-исследовательский институт патентной экспертизы (ВВНИИГПЭ), работающий при Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий. Составленная по определенным правилам заявка на изобретение попадает к экспертам ВНИИГПЭ, которые проверяют, соответствует ли представленное решение критериям изобретения, установленным в нашей стране.

    — А какие это критерии?
    — Во-первых, решение должно быть техническим. Например, у экскаватора самое слабое место ковш, на твердом грунте дно его быстро истирается. Эта проблема может быть решена несколькими путями. Например, можно обеспечить машину достаточным количеством запасных сменных ковшей. Но это решение организационное, и оно не может быть признано изобретением. Не признаются изобретениями методы планировки, расчета, воспитания детей и т.д.

Во-вторых, решение должно быть новым. Например, в случае с экскаватором можно найти и применить для ковшей более износостойкий материал. Такое решение будет техническим и новым, так как раньше этот материал не применялся для изготовления ковшей. Но это решение тоже не признают изобретением, так как оно не удовлетворяет следующему критерию — не обладает существенными отличиями.

Это очень важный и непростой критерий. Во всех странах патентные законы, несмотря на различия, сходятся в одном: изобретение — это результат творческого труда. Но как это проверить? Ведь к экспертам поступает описание результата, а как он был получен, неизвестно.

    А почему не прикладывать к заявке описание, как изобретатель придумал это решение?
    — Дело в том, что изобретатель, работающий методом проб и ошибок, как правило, и сам не знает, как ему удалось придумать то или другое решение. И, конечно, даже если он это и описал, нет никакой возможности проверить правдивость его описаний. Остается одно — оценивать творческий характер труда по самому решению. Вот и появляются критерии, позволяющие как-то это делать. Поэтому процесс экспертизы очень сложен и напоминает судебное разбирательство.

В США, например, критерий — неочевидность решения среднему специалисту. Он довольно расплывчатый, поэтому в практике выработаны облегчающие работу правила. Вот некоторые из них:

  • добавление в объект подобного или известного элемента — не изобретение;
  • добавление в объект элемента, обеспечивающего объекту новые положительные свойства, — изобретение;
  • применение известного объекта по другому назначению — не изобретение;
  • новое использование объекта, не аналогичное известному в технике использованию, дающее новый эффект, — изобретение.

Хотя правил более двадцати, все равно возникают споры. И тогда прибегают к последнему средству. Нескольким специалистам, считающимся средними, рассылается условие задачи, решенной заявителем, и предлагается самим решить известными им путями. Если они решают так же, заявка отклоняется. Как видите, критерии «существенные отличия», принятый в советском изобретательском праве, и «неочевидности» — обладают общим недостатком — неопределенностью. Из-за нее годами идет пере¬писка между ВНИИГПЭ и изобретателями, отстаивающими свою точку зрения, случаются ошибки экспертизы, дорого стоящие нашему обществу.

    — Но ведь есть гораздо более объективный критерий творческого решения, нового результата — преодоленное противоречие!
    — Да, противоречие — хороший критерий, но, к сожалению, пока не принятый ВНИИГПЭ на вооружение. И приходится пользоваться несовершенным критерием. Вернемся к нашей задаче с экскаватором. Изобретатель предложил наварить на дно ковша ребра, задерживающие часть грунта, мелкие камешки, которые и будут защищать днище от износа.
    — Он разрушил вредный веполь! Ввел модификацию грунта!
    — Да, конечно, это изобретательское решение. Оно разрешило противоречие: «Можно изготовить ковш из более износостойкого материала, но на его изготовление потребуется много времени, или он будет дороже стоить...»

Последний критерий — наличие в результате решения положительного эффекта.

Объектом изобретения могут быть различные технические системы: устройства (инструмент, приспособление, машина), способы (различные технологические процессы, методы измерений и испытаний, наладки, лечение болезней и их диагностика и др.), вещества (материалы и сплавы, лечебные и косметические препараты, ядохимикаты, взрывчатка...). Кроме того, изобретением могут быть признаны штаммы микроорганизмов (закваски, дрожжи и т. д.), а также применение уже известного объекта по новому, неожиданному назначению. Например, мастика для полов оказывается хорошим средством против тараканов, ее новое назначение — дезинсекция.

Чтобы подать заявку на изобретение, ее нужно правильно оформить, с соблюдением требований, изложенных в специальных инструкциях. Сегодня это под силу либо профессиональным патентоведам, либо тем, кто прошли обучение на курсах или в общественных институтах патентоведения. Но прежде чем обратиться к патентоведу, необходимо сначала самому убедиться, что в нашем решении есть зерно изобретения. Для этого нужно сравнить его с известными решениями, то есть провести поиск по патентной и технической литературе. Описания изобретений хранятся в патентных библиотеках. Самая главная библиотека в нашей стране — Всесоюзная патентно-техническая библиотека в Москве, куда попадают изобретения со всех концов мира. Патентная библиотека есть и у нас в Кишиневе.

Найденное решение сравнивают не с любыми известными изобретениями, а с имеющими определенное сходство по принципу действия, решающими сходную задачу. Такие изобретения называют аналогами. Найти изобретения-аналоги среди более чем 20 миллионов помогает система классификации, согласно которой все изобретения распределяются по разделам, обозначаемым большими латинскими буквами, например: А — удовлетворение жизненных потребностей человека (сюда входят медицина, сельское хозяйство, легкая промышленность) или G — техническая физика. Разделы разбиты на классы, те — на подклассы, группы, подгруппы. Таким образом, каждое изобретение попадает в свою рубрику. Определив по классификатору рубрики, в которых могут находиться интересующие нас решения, нужно теперь обратиться к источникам патентной информации. Их много. Во-первых, это официальный бюллетень СССР «Открытия и изобретения». В нем печатаются формулы изобретений — краткие словесные формулировки сути изобретения, составленные по строгим прави¬лам. Кроме того, можно ознакомиться и с полными описаниями к изобретениям, хранящимися по отдельным рубрикам в специальных папках-кассетах. Реферативный сборник «Изобретения стран мира» (раньше он назывался «Изобретения в СССР и за рубежом») позволит вам познакомиться с иностранными изобретениями по переведенным на русский язык кратким описаниям (рефератам).

Свое решение нужно сопоставить с самым близким из аналогов (его называют прототипом). И если в вашем решении есть отличительные признаки, обеспечивающие получение нового результата, можно обращаться к патентоведу. Школьники, учащиеся ПТУ могут обратиться в организацию под названием Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, где вам обязательно помогут оформить заявку.

Кроме изобретений, в нашей стране охраняются открытия, рационализаторские предложения и некоторые другие объекты. Открытием признается новое знание, которое вносит коренное изменение в научное представление об окружающем мире. Автору открытия выдается диплом, удостоверяющий его авторство. Рационализаторским предложением называется новое и полезное техническое усовершенствование. В отличие от изобретения новизна для рацпредложения требуется не мировая, а только для Данного предприятия.

За открытие, изобретение, рацпредложение полагается вознаграждение. Сейчас подготавливается новый закон об изобретательстве, который будет лучше защищать права изобретателей в нашей стране. Быть изобретателем, новатором — очень почетно. Тем более школьнику.

    — А ребята, изучившие ТРИЗ, получают авторские свидетельства?
    — Конечно! Но для того, чтобы решить актуальную для нашего народного хозяйства задачу, нужно ее найти. Теперь вы знаете как. Это может быть проблема, которую решают на производстве ваши родители или в вашем УПК. Решаем практические задачи мы и в нашей школе РТВ при НОУ «Вииторул».

Вечерние размышления

Мы рассказали ребятам о патентоведении очень кратко не потому, что тема не важна. Просто для приобретения патентных знаний требуется специальный курс, например обучение в Кишиневском общественном институте патентоведения при Молдавском республиканском совете Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. В программе второго года обучения в школе РТВ примерно 100 учебных часов отведены на практические занятия в патентной библиотеке. Ребята знакомятся с системой классификации изобретений, учатся проводить поиск патентной информация, составлять заявки на изобретения. Все это им, несомненно, пригодится в жизни.

Много проблем возникает у нас с практическими задачами. И не с решением, а с поиском. Где ребятам найти такие задачи? Казалось бы, приведем их на завод, пусть они посмотрят производство и решают задачи. Им польза, да и предприятию тоже — ведь головы у них светлые! Но это известно только нам. На предприятиях к ним относятся скептически: «Что? Дети решат наши проблемы? Смешно».

Только те взрослые, кто у нас учился, знают, что такое ТРИЗ, относятся к нашим ребятам по-иному. Они с удовольствием принимают юных помощников. Да еще, пожалуй, их родители. Через своих детей они постепенно знакомятся с нашим делом, приходят на занятия.

Здесь, в лагере, мы сообразили, что есть еще один путь находить задачи для ребят: купить в магазине какую-то игрушку или товар народного потребления, выпускаемый местным предприятием, рассмотреть на занятии, найти и решить задачи по улучшению и послать официально на завод заявление на рационализаторское предложение — его обязаны рассмотреть и ответить. Обязательно попробуем такой прием в новом учебном году.

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ  ВЫХОДНОЙ Следующая глава