ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ
ВЫЗЫВАЕМ НА БОИ ИНЕРЦИЮ!
Не просто быть новатором, изобретателем. Чтобы создать и внедрить новое, зачастую нужно преодолеть множество препятствий, но самая первая победа — победа над собой, над собственной психологической инерцией.
Очень трудно разгружать смерзшийся груз. Огромные комья не поддаются не только ломам и лопатам, но и мощным экскаваторам. Как быть?
- — Отогреть груз. Лед, скрепляющий куски груза, растает, и он рассыплется на мелкие куски: станет податливее.
— Сформулируем эту задачу иначе: как сделать хрупким, рассыпчатым нечто?
— Многие тела становятся хрупкими, если их охладить, — солидно излагает Женя, — если обычную резину облить жидким азотом, ее можно разбить молотком на кусочки. Оказывается, можно не греть, а охлаждать! Сделать наоборот — не так, как обычно, — один из приемов, которым издавна пользовались изобретатели. Сила его в том, что он заставляет преодолеть психологическую инерцию, мешающую поиску нового. Но вернемся к нашей задаче.
— Чем отличаются две формулировки задачи и почему вторая облегчила решение?
— «Мерзлый» — какое-то слово, толкающее не туда!
— Агент психологической инерции!
— Верно! «Мерзлый» — это термин. С детства нас учат четко и понятно выражать свои мысли, пользоваться терминами. Это необходимо для того, чтобы специалисты лучше понимали друг друга, чтобы не возникало недоразумений. Термин сокращает речь, зашифровывая одним словом много понятий. Металлист произносит слово «быстрорез» — и его коллеги уже знают, что это специальная сталь, в которую введено от 6 до 18% вольфрама и которая сохраняет высокую твердость даже разогретая докрасна. Они об этом не задумываются, подробности уже неважны. Но при решении изобретательских задач именно в этих подробностях ключ к решению задачи, термины необходимо расшифровать.
В конце прошлого века великий русский ученый-химик Д. И. Менделеев обратил внимание на чрезвычайно опасную операцию — сушку пороха теплым воздухом, при которой иногда происходили взрывы. Как быть?
- — А почему его нужно сушить?
— Его сначала обрабатывают в воде, такая технология.
— Значит, нужно изменить технологию!
— Зачем же менять? Технология всем хороша, вот только взрывы. Но вы не с того начинаете решение. Уберите термины.
— А где здесь термины? Порох? Пусть будет взрывчатка.
— «Сушка»! Это тоже термин. Нужно его убрать.
— Что такое сушка? Удаление влаги.
— Снова влага! Как в задаче с мерзлым грузом!
— Греть — плохо, поэтому и взрывы.
— Значит, выморозить!
— А еще можно промокнуть, — робко добавил Алеша.
— Ну да! Промокашкой! — засмеялся Женя.
— Это критика! Нельзя сразу атаковать идею, показавшуюся смешной! А нельзя ли ее развить?
— Может быть, в самом деле ввести в мокрый порох какое-то вещество, которое поглотит влагу?
Именно такое решение и предложил Д. И. Менделеев — обезвоживать порох спиртом. Это совершенно безопасно, и с тех пор эта операция во всем мире проводится по способу русского химика.
Как «бороться» с терминами? Один из способов — представить себе, что вы излагаете задачу ребенку 12 лет. Наши взрослые слушатели признавались, что нередко после этой непростой операции они сами начинали понимать, чего хотят. Самый большой враг инерции — свежий взгляд. Как правило, задача, над которой долго думаешь, становится привычной, мышление ходит по кругу, затормаживается. Для того чтобы «растормозиться», используют специальный прием: представляют, как бы решалась задача, если бы некоторые привычные характеристики системы изменились во много раз. Например, размеры нашей системы увеличились в 10 раз... в 100 раз... в миллион раз? Или, наоборот уменьшились? Или скорость увеличилась (уменьшилась) в тысячи раз? Как будет выглядеть наша система при отрицательных температурах, вблизи абсолютного нуля или в пламени вольтовой дуги?
Другой прием заключается в снятии привычных ограничений. Исчезло гравитационное поле — как это скажется на нашей задаче? Мы поместили наше устройство в вакуум или на дно Марианской впадины — как изменилась задача? Каждый такой вопрос требует глубокого, неторопливого размышления. Часто после этого решение становится очевидным.
Бегуны тренируются на движущейся ленте. Так можно не сходя с места пробежать под наблюдением тренера хоть марафонскую дистанцию. А как быть конькобежцам?
- — Пусть будет лента из скользкого фторопласта!
— Нет, нужен настоящий лед!
— Нельзя лед, он не сгибается! Не получится замкнутого конвейера!
— А как бы решалась эта задача, если лента была бы очень длинной? Тысяча километров? Десять тысяч?
— Один конец в Европе, а другой — в Америке!
— Нет, лучше, если другой конец будет в Африке. Там жарко, лед растает и лента согнется. Дружный смех.
— Зря смеетесь. Ведь это решение. На одном конце ленты устанавливают разбрызгиватель воды и холодильную установку, а на другом — нагреватель. А теперь задача на снятие ограничений.
Пилот в современном самолете при посадке должен видеть землю и следить за множестом приборов. Внимание рассеивается, возможны аварии. Как быть?
- — Пусть посадку производит ЭВМ!
— Пусть ЭВМ проектирует на специальный экран только те приборы, показания которых вышли за допустимые пределы!
— Все это делается. Но мы предупреждали, что нужно снять ограничения!
— А какие здесь ограничения?
— Информацию воспринимает один человек. Пусть посадку осуществляют несколько пилотов!
— А если самолет одноместный? Лучше пусть у пилота будет десять глаз!
— Это уже хорошо! А еще?
— Может быть, у него появятся новые органы чувств? Например, использовать телепатию. Или получать информацию по запаху...
— Наощупь!
Снова дружный смех. Преподаватель достает карточку, на которой наклеена заметка из популярного журнала: «Эксперты сумели отыскать в человеке новый информационный канал — поверхность живота, которую до сих пор никто не догадывался использовать для передачи осмысленных сообщений... На летчика надели пояс с электродами. При наклонном положении самолета к ним подводится небольшой ток и летчик ощущает легкое щекотание с одной стороны, пока не выравняет самолет».
Вот вам и наощупь!
Ребята разбегаются на перерыв, обсуждая варианты использования почесывания живота. Вот бы придумать на этом принципе устройство для подсказки!
- — Ребята, помните, что такое эмпатия? — спрашивает Преподаватель.
— Конечно! — отвечает Дима. — Это когда изобретатель должен «влезть в шкуру» технической системы!
— Эмпатией пользуются синекторы, — уточняет Женя.
— Верно. Однажды синекторам пришлось решать задачу о высокопроизводительной чистке грецких орехов. Синектор представляет себя внутри ореха, его сердцевиной. Нужно выбраться наружу, разорвать прочные стенки. Результатом было предложение просверлить орех полым сверлом и подавать туда воздух под давлением. Попробуйте, используя эмпатию, сами решить задачу.
В металлургическом цехе для защиты рабочих от брызг металла и шлака устанавливают сетчатые защитные экраны. Чем меньше ячейки, тем надежнее защита, но через такие экраны плохо видно, что происходит. Через крупные ячейки все хорошо видно, но брызги могут травмировать рабочего. Как быть?
Ребята в затруднении. Во что «перевоплощаться» — в сетку или в брызги? Ничего не получается. Собственно, это не удивительно. Эмпатия — неплохой метод, но обладает большими недостатками. В первую очередь он приводит к психологическим перегрузкам. Синектор представляет себя каким-то предметом, вживается в его «образ». Делать это нужно очень старательно, иначе результат незначителен. А чересчур глубокое «вживание» опасно; представил себя человек чайником, да так и не может выйти из образа. Другой недостаток тоже психологического характера. Человек, вжившись в объект, инстинктивно избегает решений, связанных с его дроблением. В самом деле, не особенно приятно воображать, как тебя «дробят на части»! А между тем «дробление» — один из самых результативных изобретательских приемов.
Сохранить и даже усилить эффективность эмпатии и устранить свойственные ей недостатки позволяет широко применяемый в ТРИЗ метод моделирования маленькими человечками — ММЧ. При использовании ММЧ нужно представить в виде толпы маленьких человечков ту часть объекта, к которой предъявляются противоположные требования, ее называют оперативной зоной. Для решения задачи нужно перестроить группы человечков таким образом, чтобы конфликт исчез. Используем ММЧ для решения нашей задачи.
Теперь сетчатый экран — это множество человечков, взявшихся за руки. Мимо них пытаются проскочить горячие брызги. Сетка с мелкими ячейками — человечки толстые и короткорукие. Они не пропускают брызги, но заслоняют рабочее поле. Сетка с большими ячейками — тощие и длиннорукие человечки. Сквозь них видно, но брызги пролетают. Как быть?
- — Человечки должны быстро бегать! Очень быстро, чтобы не пропускать брызги!
— Но тогда сетка распадется!
— Нет, они могут бегать, не отпуская рук! По команде!
— Хорошо! А сейчас вернемся от человечков к «железкам». Что у нас получится?
— Двигающаяся сетка!
— Вибрирующая!
Теперь ответ готов. Помогли маленькие человечки. «Поэксплуатируем» их еще.
Полюса электрических машин пропитывают эпоксидной смолой и выпекают в печи. При этом образуются очень твердые натеки смолы, которые очищают вручную. Было предложено обрабатывать их потоком быстро летящей стальной дроби. Однако после испытаний машины от этого способа пришлось отказаться: отдельные дробинки раскалывались, кусочки застревали в обмотках, что приводило к электрическим замыканиям. Тогда решили заменить дробеструйную обработку пескоструйной. Но песчинки стали попадать в подшипники, приводя их в негодность. Как быть?
Решить эту задачу мы не успели. Подошло, как всегда незаметно, время обеда. Но к задаче мы, конечно, еще вернемся.
Вечерние размышления
Завтра вторая дискуссия о творчестве. Первая прошла хорошо, приятно было видеть заинтересованные лица, живые глаза. Когда мы только начинали работу с детьми, некоторые умудренные опытом взрослые спрашивали нас, сознаем ли мы, что толкаем ребят на довольно тернистый путь? Ведь жизнь в творчестве — это титанический труд, вечная война с теми, кто тормозит прогресс.
Конечно, у нас есть аргументы в защиту своей позиции. Во-первых, известно, что творческое обучение в отличие от обычного облегчает молодому человеку адаптацию в современном переменчивом мире. Еще в 1961 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО — заявила, что в наше время человек должен быть готов к неоднократной переквалификации и даже полной смене профессии в течение жизни. Такая перестройка — очень болезненный процесс, и помочь здесь может активная творческая позиция.
И еще. Люди, занимающиеся творческим трудом, до глубокой старости сохраняют высокую работоспособность и вообще дольше живут. В 65 — 70 лет еще в полную силу трудятся ученые, работают артисты, дирижеры оркестров. Творчество — самое лучшее лекарство от скуки, настоящий эликсир жизни, источник счастья!
Все это так, но отрицательные стороны все равно остаются. Смириться с ними? Конечно, нет! Для успешной борьбы нужно хорошо изучить врага, нужно знать, какие трудности — закономерное проявление взаимоотношений творческой личности с жизнью, а какие — возникают из-за недостаточной подготовленности к этой жизни! Стало ясно, что нужен научный подход к этим вопросам. И началась работа. Ее первый результат — деловая игра под названием «Жизненная стратегия творческой личности», разработанная Г. С. Альтшуллером и И. М. Верткиным. Центральная идея их работы — создание «идеальной» партии в «игре» — борьбе, которую ведет творческая личность против «антитворческих» жизненных обстоятельств. И здесь авторов ожидали сюрпризы. Вот как они об этом рассказывают:
«Метод и план разработки — обычные для ТРИЗ. Изучение «патентного фонда»: биографий выдающихся ученых, изобретателей, писателей, художников... Анализ и выявление наиболее сильных ходов, которые сделал тот или иной человек. Анализ слабых ходов... Анализ действий обстоятельств. Составление на этой осно¬ве сводного алгоритма, обобщающего опыт «игры» творческих личностей и позволяющего по возможности избегать ошибок... Мы предполагали разработать гамму алгоритмов, отразив, так сказать, игру «перворазрядника», «мастера», «гроссмейстера». Выяснилось, однако, что возможен только один алгоритм, который перворазрядник одолевает на одну десятую, мастер — на треть, а гроссмейстер — полностью...»
Выяснилось и другое. Жизненные обстоятельства не всегда действуют против творческой личности прямо (костер Джордано Бруно, ссылка В. И. Ленина, насмешки над К. Э. Циолковским). Иногда они как будто признают ее, вознаграждают личными благами (дом, машина, дача), дают административные возможности для внедрения результатов своего творчества. И человек перестает быть творческой личностью. Победы и поражения меняются местами. Признание может обернуться поражением, а то, что обыватели считают неудачей, становится выигрышем для творческой личности...
Трудно играть против жизненных обстоятельств. У них множество разнообразных ходов, возможностей, «вагон ферзей». Но и творческая личность не беззащитна — можно заранее предусмотреть удары противника, защититься от них «упреждающими» ходами. Вот об этом — о самых сильных упреждающих ходах, которые должен сделать человек, чтобы не дать жизненным обстоятельствам «причесать себя под одну гребенку» и выдержать свой бой, мы и постараемся рассказать.
Самый важный упреждающий ход — это как можно более ранний выбор цели. История говорит, что это может произойти уже в 12 — 15 лет. В юном возрасте человек еще не втянут в трясину житейских мелочей, меркантильности, сохраняет привычку к освоению больших объемов знаний, жаждет принести в дар человечеству свои достижения. Не страшно, если цель потом как-то изменится. Ведь цель — сложная система, он не стоит на месте, у нее свои законы развития и свои противоречия. Первое налицо: чем раньше человек выберет цель, тем больше у него шансов ее достигнуть, стать творческой личностью. Но и тем меньше информации для ее выбора. Эти вопросы и предстоит нам завтра обсудить на заседании дискуссионного клуба. И поговорить о других упреждающих ходах.
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ | ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ |