Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.10.2008]
[Обновлено 18.11.2009]

Главная / Книги /
Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения

ВЫХОДНОЙ

СМЕХ — ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ!

Последнее воскресенье в летней школе. Сегодня ожидается множество событий. К празднику готовятся все отряды, а общее руководство поручено секциям искусствоведения и РТВ.

    — Почему смешное смешно? — с этим вопросом подошла к нам вчера после обеда Таня. И «час молчания» превратился в беседу о природе юмора, сатиры.

В самом деле, почему? Лет десять назад пришел на занятия по ТРИЗ интересный человек. Он работал инженером, а вечерами рисовал карикатуры. Хорошо рисовал — получил несколько на¬град международных конкурсов карикатуристов. Но он хотел делать это еще лучше и рассчитывал на помощь ТРИЗ. Вы помните, с чего начиналась ТРИЗ?

    — С изучения патентного фонда изобретений!
    — Вот и этот инженер начал подобную работу. Фонд карикатур у него был, он много лет собирал их. И сделал очень важный ход: разделил карикатуры по уровням.
    — Как в ТРИЗ — уровни изобретений!
    — Да. Правда, вначале он сгруппировал карикатуры по принципу: нравится, не нравится, гак себе. Отбросил, как и в ТРИЗ, первый уровень — самые примитивные, неостроумные. В процессе рас¬кладки выявился простой принцип: уровень карикатуры зависит от наличия и степени обостренности противоречия. Вот, например, карикатура из «Крокодила»: вороватого вида толстяк тащит к проходной набитый какими-то деталями портфель, а во дворе стоят полуразломанные автомашины. Противоречия нет, все очевидно и скучно, неостроумно. Это — первый уровень. А вот похожий сюжет, но чуть лучше: полуразвалившееся одноэтажное здание правления колхоза, а напротив него — роскошный двухэтажный особняк его председателя. Здесь есть элементы противоречия, хотя и не требующие глубокого осмысления. Это второй уровень. Чем больше человек должен сам понять, домыслить, то есть принять участие в сотворчестве, тем выше уровень карикатуры. Здесь как в изобретении — самый высокий уровень у карикатур, в которых спрятано острое противоречие, где для понимания нужны ресурсы: ум, знания зрителя. Вот еще рисунок: стоят друг против друга и отчаянно спорят, ука¬зывая на лежащую между ними цифру, два человека. Под рисунком нет никаких подписей, но причина спора очевидна: со стороны одного цифра выглядит как 6, а со стороны другого — как 9.
    — А можно привести пример карикатуры самого высокого уровня?
    — Представьте себе пульт запуска ракет. На горизонте виден частокол — сигары с буквой Н — водородные. На стене перед пультом — карта целей, отмечены крестиками столицы европейских государств. Офицер в форме американской армии размахивается, чтобы убить муху. А муха сидит на кнопке «Пуск»! В небольшой карикатуре — и опасение за судьбу мира, которая может попасть в безответственные руки, и острое противоречие — такое мелкое действие, а последствия его страшны. Когда выяснилось, что уровень карикатуры зависит от противоречия, оказалось возможным найти и приемы создания хороших карикатур, вышло что-то вроде «стандартов на решение карикатурных задач».
    — Наверное, теперь этот человек — знаменитый карикатурист? Как его фамилия? — заинтересовались ребята.
    — Это Владимир Михайлович Герасимов. А знаменитым художником он не стал. Карикатура была для него развлечением, областью, где он мог проявить творческие задатки. А после создания методики стало скучно этим заниматься.
    — Получается, что ТРИЗ вреден! Он лишил человека радости творчества.
    — Ничего подобного! Кто познакомился с ТРИЗ, тому возможность творчества обеспечена на всю жизнь. Владимир Михайлович нашел для себя новую область приложения творческих сил. Он руководит службой ФСА большого завода, опытный преподаватель и разработчик ТРИЗ. А художественные способности пригодились — он автор множества прекрасных плакатов по ТРИЗ, кстати, там есть и карикатуры.
    — А почему смешна фраза «Жизнь бьет ключом — и все по голове»? Здесь тоже противоречие?
    — Давайте разберемся. В каждом языке есть омонимы. Это слово произошло от двух греческих: «одинаковое» и «имя». Омонимами называют слова, которые пишут и произносят одинаково, а смысл у них разный. Смешная ситуация создается тем, что одна часть фразы, содержащая омоним, соответствует одному значению слова, а другая — другому. Лучше всего, если эти значения внешне несовместимы, противоположны, а внутренне связаны — получается единство и борьба противоположностей.
    — Понятно!
    — Жизнь бьет ключом — значит, много интересных событий. Ключ — это родник. А по голове может бить совсем другой ключ — например, гаечный. Вот и получается в сочетании, что событий много, да не очень они приятные.
    — Что-то после того, как мы эту фразу разобрали, стало несмешно.
    — Да, весь смысл смешного, как уже говорилось, в недоговоренности. Но понимание секрета юмора не мешает наслаждаться остроумной фразой. Кто еще помнит смешные выражения?
    — На уроке литературы учительница говорит: «Онегин — образ собирательный, сегодня мы его разберем!»
    — А я анекдот вспомнил. Про дракончика-бюрократа.
    — Расскажи! — просят ребята.
    — На перекрестке дорог стоит дракончик с блокнотом. Поймал кого-то большого, мохнатого. — Имя? — Медведь, — отвечает тот. — Записываю, — говорит дракончик. — Придешь завтра утром, я тебя съем. Понял? — Понял. — Вопросы есть? — Нет. — До завтра!
    Поймал еще одного. — Имя? — Волк. — Дракончик записал. — Придешь завтра с семьей, я вас съем на обед. Понял? — Понял. — Вопросы есть? — Нет... — До завтра!
    Еще один бежит, маленький. — Имя? — Заяц... — Какой же ты мелкий, — сомневается дракончик. — Ну да ладно, придешь с семьей и всеми родственниками, я вас на ужин съем! Понял? — Понял... — Вопросы есть? — Есть... — Задавай! — А можно не приходить? — Можно! Зайца вычеркиваем...

Общий хохот. Действительно, очень смешно. А почему?

    — Да уж очень неожиданно — оказывается, никакого препятствия нет, а никто не догадывается об этом!
    — Это ведь про психологическую инерцию!
    — Правильно. При решении изобретательских задач нередко мешает уверенность в том, что каким-то путем идти нельзя, а оказывается, можно, — говорит Преподаватель. — У меня тоже был такой случай. Мой родственник, музыкант, играющий на альте, как-то рассказал, что эти инструменты делают меньших размеров, чем необходимо по расчету для наилучшего звучания. На альте расчетной величины мог бы играть только очень длиннорукий человек. Ведь альт, как и скрипку, прижимают декой к щеке, вот и не дотянуться до грифа. А как бы хотелось играть на настоящем инструменте! Стали мы решать задачу: как играть на большом альте при нормальном росте. И вышли на решение — развернуть его грифом к себе. А как быть с декой, во что ее упереть? Сначала придумали ее положить на плечо соседу, потом — сделать специальную подпорку. На этом бросили заниматься задачей, решив, что все это бред. И в этот момент я случайно взглянул на стоящую в углу виолончель. Он проследил за моим взглядом, и мы оба начали хохотать — ведь именно так, упирая инструмент в пол, играют на виолончели, контрабасе! А мы подумали, что это чепуха, бессмыслица. Нужно всегда помнить про дракончика!
    — А еще какие-то приемы придумывания смешного есть?
    — Есть, конечно. Их не меньше, чем в изобретательстве. Мы не занимались этим вопросом профессионально. А было бы интересно изучить приемы лучших сатириков И. Ильфа и Е. Петрова, Михаила Жванецкого, Григория Горина, Джерома К. Джерома, Марка Твена, Михаила Зощенко... Может быть, кто-нибудь из вас этим займется?

Так закончилась вчерашняя импровизированная беседа. А сегодня уже не до разговоров.

Все собрались на эстраде. Шум, смех, возбуждение... Сегодня не будет зрителей, участвуют все! Кто первый?

Фантастическую гипотезу предлагают историки. ...В древние времена у разных народов пользовались неприкосновенностью сумасшедшие. Даже Иван Грозный, от страшных прихотей которого обезлюдела Русь, не решался тронуть юродивого, бросавшего ему перед всем народом ужасные, но спра¬ведливые обвинения. Почему?

Есть версия: древние считали, что устами сумасшедшего говорят боги. Но почему они так считали? Вот как это объясняют наши историки.

Условия первобытной жизни создавали гигантскую психологическую инерцию. Племя много поколений жило в одних и тех же пещерах, охотилось в тех же лесах или кочевало известными еще с времен далеких предков путями. Но иногда происходило что-то непредвиденное, ужасное. Изменялось русло реки и затоплялись пещеры, выжигал лес пожар, сгоняли с обжитых мест враги, менялся климат... Нужно было принимать неожиданные решения, чтобы выжить в новых условиях. А как это сделать, если мешают традиции, веками накопленный груз психологической инерции? Единственными людьми, способными генерировать нестандартные идеи, были ненормальные. Они могли подсказать выход, даже не осознавая этого. И тысячелетиями в сознании закреплялась мысль, что нельзя обижать сумасшедшего. Потому что, может быть, придет день, когда одно его слово спасет племя! Есть подтверждение этой гипотезы. По мере того как сложнее становилась жизнь человека, природных сумасшедших стало не хватать. И тогда все народы с удивительным единодушием стали их создавать искусственно. Пошли в дело наркотики, ядовитые галлюциногенные пары, возбуждающие средства, приводящие шаманов, оракулов, колдунов в исступление, временное помешательство...

Любопытная гипотеза. Но, кажется, не все с ней согласны.

    Интересно, сегодня наша жизнь еще сложнее, чем вчера. Значит, нам нужно как можно больше сумасшедших? А завтра что же, мы все такими станем?
    — А мы такие и есть, — невозмутимо отвечают историки. — Ведь с точки зрения древнего человека гораздо нормальнее верить в существование бога, чем в то, что Вселенная произошла от Большого взрыва два десятка миллиардов лет назад! Разве нормально просиживать все вечера перед каким-то говорящим ящиком или исписывать тонны бумаги, пытаясь воссоздать картину происхождения мира? Впрочем, наша беда скорее в обратном — мы недостаточно сумасшедшие, с трудом воспринимаем новое, плохо приспосабливаемся к изменяющимся условиям. Нам не хватает безумных идей, гипотез. История повторяется. Только путь теперь должен быть иным. Каким?
    — Да это же очевидно! — смеются ребята. — Нужно всем изучать ТРИЗ!

...Тайна! Тайна! На сцене появляются ребята из секции РТВ.
Объявляется прием в Высшую Академию Тайн!

...Жил Человек, у костров грелся, камни обрабатывал — все было просто и понятно. Пока не оглянулся по сторонам. И увидел, что его окружают Тайны: малые, большие, забавные, опасные... Не может с этим примириться Человек — ищет объяснения. Самое простое — боги, духи, черти. Но такие объяснения Человека не удовлетворяли. Прогнал шарлатанов: колдунов, жрецов, священников. Теперь ученые Тайны объясняют.

Нелегкая работа. Опыт нужен, талант, интуиция. А Тайн все больше становится: одну разгадаешь — десять новых перед тобой. Где же столько разгадчиков найти? Нужна наука. О Тайнах, как их разгадывать, новое искать. И родилась такая наука, соединившая в себе опыт и зоркость ученых, логику сыщиков, размышления философов, фантазию поэтов. Прирождении ей дали имя ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. А когда выросла — стала Главной Наукой Тайн.

Уроки Тайн — самые интересные в детском саду, школе, в институте. Их ведут Тайные Советники — руководители и организаторы творчества. Они обязательно присутствуют в любом коллективе: в исследовательской лаборатории, экипаже звездолета или подземхода, спортивной команде и конструкторском бюро, в театре и на заводе детских игрушек.

Непросто стать Тайным Советником. Нужно победить в конкурсе и попасть в Школу Тайн. Только лучшие из окончивших эту Школу и доказавшие на практике свою высокую квалификацию могут поступить в Высшую Академию Тайн. Учиться в этой Академии нелегко. Обширны программы, суровы требования. Основы всех существующих наук. История науки, техники, искусства. История человечества. История ошибок и заблуждений. Теоретическая и прикладная философия. Всеобщая теория поиска нового. И постоянные тренировки.

Выпускники Академии — в самых опасных экспедициях, наиболее важных учреждениях. И снова жестокий отбор — лучшие из лучших становятся Действительными Тайными Советниками — ДТС. Они работают в Службе Тайн. Все знают их отличительный знак — маленькую мерцающую звездочку. Ежесекундно в эту Службу поступают миллионы бит информации обо всех происшествиях, изобретениях, открытиях — любых изменениях на Земле и во Вселенной. И непрерывно идет обработка этой информации — с помощью умных машин ДТС анализируют, предсказывают возможные последствия этих изменений, и в первую очередь — не угрожают ли они безопасности человечества. Новый метеоритный рой — помешает ли он почтовой связи между Марсом и Сатурном? В заповеднике появился новый вид комаров — не угрожает ли он людям эпидемией? Не вспыхнет ли через тысячу лет в опасной близости от Земли Сверхновая?

Во все концы идут предупреждения, советы, команды — никто не может отказаться от их выполнения. Служба Тайн — залог безопасности человечества на трудном и неизведанном пути в Будущее!

    — Кто желает стать ДТС?

Ребята вручают желающим приглашения в секцию РТВ на будущий год. А на сцене исполняется «в лицах» известная песня Владимира Высоцкого про «чуду-юду». Страшного зверя изображает маленький третьеклассник, к голове которого привязали найденные в лесу огромные бараньи рога, а жеманную царскую дочку — один из самых высоких и крепких мальчиков. Секция искусствоведения предлагает серию гипотез на тему: «Искусство в XXI веке».

... Художники прошли долгий путь — от наскальных рисунков до живописи импрессионистов. Совершенствовались восприятие, техника рисунка, письма, краски, кисти. Но как мало коснулся живописи технический прогресс! Впрочем, некоторые шаги в этом направлении сделаны. Однажды физик Роберт Вуд установил, что яркость самой темной краски отличается от самой светлой приблизительно в 60 раз, в то время как освещенность залитой солнцем стены и темного подъезда — в тысячу раз. Это означает, что картина всегда будет тусклее природного пейзажа. И Вуд предложил для увеличения контрастности сделать с кар¬тины слайд, и через этот слайд ее освещать. На яркие участки будет попадать дополнительное освещение, и они станут ярче, а темные участки останутся темными. Получилось здорово! А когда осветили какой-то портрет при небольшом покачивании диапроектора, он казался ожившим, появилась та неуловимая игра света и тени, которая позволяет сразу отличить живое лицо на. экране телевизора от фотографии.

Техника понемногу вторгается в живопись. Но можно пойти дальше. Лица на картинах испанского художника Эль Греко несколько вытянуты из-за того, что он страдал редкой формой болезни глаз. Но сегодня при помощи оптики можно как угодно деформировать изображение. Мы предлагаем телевизионно-оптический прибор «Око художника». С его помощью удобнее будет писать и обычные картины. Ведь почти любое полотно нужно смотреть с определенного расстояния. А художник может рисовать только с близкого. Поэтому ему часто приходится отходить и смотреть на картину издалека. Вот и бегает он все время туда-сюда. А «Око» даст возможность «видеть» полотно как бы с любого нужного расстояния.

... С помощью электромузыкальных инструментов можно создавать удивительные звуки, но до сих пор серьезные музыканты с пренебрежением относятся к новой музыке, считая, что ее место на эстраде. А ведь так было во все эпохи! В XIV веке появился орган, который никто тогда не считал великим инструментом, это был суррогат хора в бедных церквах. Должны были появиться новые композиторы и исполнители, чтобы люди поняли, что орган — не замена хора, а самостоятельный инструмент с богатейшими возможностями. Ухудшенным вариантом органа считали и изобретенный в XVII веке рояль. Пока ... И сегодня с электромузыкальными инструментами та же ситуация. Они еще не обрели своих композиторов, не вышли из роли подражателей старым инструментам. А ведь еще в двадцатых годах музыкант и электротехник Л. С. Термен показывал В. И. Ленину свой «Терменвокс» — «голос Термена», который так богато звучал от движения рук музыканта! Новая техника обязательно открывает новые возможности. Может быть, она сделает еще один шаг и позволит воспроизводить непосредственно ту музыку, которая звучит внутри человека.

Сегодня роман — законченное произведение. Читатель может го не читать или не дочитывать, но изменить в нем ничего нельзя. Вот если бы читатель мог участвовать вместе с писателем в создании произведения! Насколько сильнее было бы воздействие искусства на человека, вовлечение его в сотворчество! Мы предлагаем синтез книги с компьютером. Пусть будут возможны различные повороты сюжета. Вот мы задумываемся: а стоит ли д'Артаньяну скакать за этими подвесками? Нажата клавиша — и события разворачиваются по-иному. А может все-таки пойти на службу к кардиналу Ришелье? И снова другой поворот событий... Наверное, такой «роман» можно было бы перечитывать на протяжении многих лет. Конечно, труд писателя усложнится — ведь нужно будет предусмотреть десятки вариантов развития сюжета, но насколько интереснее получится! Выступление искусствоведов завершает концертный номер. Двое ребят, занимающиеся в самодеятельном театре пластики, изображают наш ДКМК. Выразительные движения позволяют легко узнать участников споров, их привычные жесты. Вот один, нависая над другим в совершенно немыслимой позе, «бьет» его знакомыми словами: «ИКР! Физическое противоречие!» Вжался в пол противник, казалось, сраженный последним ударом: «Переход в надсистему!» Победитель торжествует, но вдруг контратака: «Всеобщая немедленная и полная овощизация!» А в ответ: «Конгломерат постулатов континуума! Дискретное множество убожества!» Долгие аплодисменты. Неохотно уходят ребята на ужин. Но это не страшно, ведь после ужина — продолжение конкурса и карнавал!

Последний проект представляют Комиссары.

...Всем хочется как можно быстрее стать взрослыми. Но как это устроить? Здесь много проблем. Быть взрослым — значит получить весь объем прав и обязанностей в обществе. В разные времена этот объем был своим. Например, в первобытном обществе взрослого от ребенка отличали не какие-то новые знания, а скорее черты характера: мужество, способность отвечать за свои поступки, отвечать за других. В России еще век назад взрослым считался тот, кто мог выполнять крестьянскую работу, как в стихотворении Н. А. Некрасова «Мужичок-с-ноготок».

Подросток, юноша — такого понятия раньше не существовало. Ребенок перестал пачкаться — его одевали во взрослую одежду. На старинных картинках — пятилетние девочки в платьях совершенно взрослого покроя, шестилетние дворяне со шпагами. Подростковый возраст — следствие усложнения жизни, время, отведенное для овладевания необходимыми навыками и знаниями. В принципе статус взрослого человека можно определить двумя факторами: уровнем ответственности, которую несет человек в обществе, и уровнем самообеспечения — способен ли прокормить себя самостоятельно. С развитием человечества возраст, соответствующий этому уровню, растет, хотя и бывают исключения. Во время войны даже дети, поставленные в суровые обстоятельства, вели себя как взрослые. Известны и обратные случаи, когда человека и в тридцать лет можно назвать взрослым только с очень большой натяжкой.

Проблема взрослости имеет свои противоречия:

  1. С усложнением жизни возраст взрослости отодвигается, но обществу невыгодно большое количество неполноправных, неполноценных граждан.
  2. Сегодня ясно, что для того, чтобы идти в ногу с научно-техническим прогрессом, необходим переход к постоянному непрерывному обучению. А когда же работать? Кто будет производить материальные блага?
  3. Обучение высокого качества можно получить, если вести его индивидуально. Но где тогда взять столько учителей?

Все должны быть учениками — все должны быть учителями. Все должны учиться — все должны работать. Наш гость, прибывший из XXI века на машине времени, расскажет вам сейчас о том, как становятся взрослыми в его время. На сцене появился представитель будущего и тут же затараторил:

    — Вот, помню как только я пошел в ясли, у меня сразу появились обязанности, своя работа. И наставник появился, он мне помогал, иногда ругал, даже наказывал. Конечно, он был взрослый, из старшей группы детского сада. Когда я немного подрос, мне тоже выделили подшефного из яслей. Я отлично помню, как старался, чтобы он вырос хорошим человеком. Эта впервые возложенная на меня ответственность за другого человека многому меня научила. Насколько лучше я теперь понимал свою новую наставницу — строгую, но справедливую пятиклассницу. Она помогла мне подготовиться к первому испытанию — получению прав взрослости 3-го ранга. Теперь я стал школьником, куда более самостоятельным, чем был раньше. Конечно, прибавилось и ответственности. Во-первых мне поручили нового подшефного в детском саду. Во-вторых, получил доступ на производство. Правда, на производстве всюду машины, но всегда найдется работа, которую люди не захотят передать автоматам. Мы изготавливали сувениры — штучную продукцию, украшения. Никто ведь не откажется от сделанной живыми человеческими руками вещи... Через восемь лет я закончил школу и получил права взрослого 2-го ранга — мне исполнилось 14 лет. К этому времени я умел все, что должен уметь взрослый: общаться с людьми, нести ответственность за свои дела и поступки, заранее обдумывать возможные последствия любого своего решения. И еще — я уже выбрал Большую Цель.

    Конечно, без моих наставников — а их за это время сменилось немало — я бы ничего не добился. Ведь нужно еще доказать, что я в состоянии приблизиться к достижению цели — без этого не получишь прав взрослости 1-го ранга. Но я докажу, что достоин, вот увидите!

До свидания! Мне было очень интересно познакомиться с вами, ребята из XX века. Приглашаю в наш XXI! Да вам немного осталось — меньше полутора десятка лет! Только приходите к нам такими, чтобы не стыдно было жить в будущем! На призыв гостя откликнулась необычная публика. На сцену полезли ведьмы, черти, водяные... Начался карнавал! Все смешалось. Вот странная компания: высокий мрачноватый человек с мефистофельской бородкой, частично одетый крепыш с обглоданной куриной костью в кармане пиджака, толстый юноша с нарисованными усами, пышным хвостом и чайником, на котором написано «примус»... А вот и Маргарита с Мастером. К нам пожаловали герои Булгакова. Рядом несколько лесных ведьм в украшенных рябиной кокошниках распевают: «Не пей ни в коем случае ты ведьминой воды...»

Перессорились два Карабаса — кому должен достаться дерзкий деревянный мальчишка? А он только дразнит их длинным носом. Взмахивает среди толпы крыльями Икар, поет свою песню веселая компания Бременских музыкантов, готовятся к решающему поединку закованные в несокрушимые бумажные латы рыцари... Стемнело, но веселье в самом разгаре...

Вечерние размышления

Сегодня они будут совсем короткими — очень уж поздно. Мы веселились на карнавале вместе с ребятами, как и они, потратив немало времени на сооружение карнавальных костюмов.

Основной учебный материал мы уже закончили. В последние дни шло его закрепление, применение изученных методов для различных целей — прогнозирования, поиска задач, придумывания гипотез...

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ Следующая глава